1655

Ответы на вопросы к "Как работает оркестр"

Не ожидал такого рьяного отклика. Все вопросы посмотреть не успел, но отвечаю на те, что заметил.

1. Как выживает музыкант в пандемию?

Ну... плохо, конечно. В государственных театрах платят обычно чистый оклад - то есть ту самую ставку, без всяких надбавок и т.д. Если вы нигде официально не числитесь, то велком в курьеры. Да и с половиной привычного заработка, имея ипотеку, особо не зашикуешь.

2. Что это у вас за надбавки такие к ставке и за что?
Итак, надбавки напрямую зависят от полученных театром грантов. Нет грантов - нет надбавок, будет зарплата 20 тысяч. Но надбавка в основном идет за переработку, у музыкантов и творческих работников рабочий день короче, иначе у нас не выдерживают мышцы, губы у духовиков, ноги у танцоров и т.д.

Еще у духовиков игра на их инструментах официально считается вредным производством.

Во-первых, вы все сидите друг у друга на голове, поэтому когда вступает труба, поверь мне,ты будешь слышать ее лучше всех. Да, ставят специальные экраны, но это спасает мало. Ты начинаешь немного глохнуть.

Во-вторых, духовик либо должен продуть n метров медной трубы - валторна, тромбон, труба, туба - либо дуть в крайне маленькой отверстие - гобой, кларнет, фагот и т.д. А чтоб это все продуть, надо брать дыхание особым образом, надувшись как шар. Поэтому у многих духовиков очень сильный пресс, хотя в зал они не ходят.
Но суть в том, что они берут этот воздух чуть заранее, это сильно повышает давление. А потом его еще и цедить надо, а не выпустить весь разом в инструмент. Короче, у духовиков чаще других случаются инсульты, особенно у гобоистов.

Ну и сколиоз - любимая болезнь музыкантов. А так же ухудшение зрения.


3. "Читал, как очень известные музыканты говорят, дирижер не нужен, хороший оркестр может играть и без него. Правда?"

Все сильно зависит от уровня оркестра и сложности произведения. Да, был пример оркестра без дирижера "Персимфанс", но в современном мире это нереально - нет времени на 10-20 репетиций, у вас есть 1 репетиция с солистом и завтра концерт.
К тому же, предположим, произведения добетховенской эпохи еще можно играть без дирижера, потому что они и писались в расчете на то, что дирижера не будет - не было такой профессии по факту. Там небольшие составы, почти нет ускорений и замедлений внутри части и т.д.Но возьмите симфонию Малера, где участвует двойной состав оркестра - это около 90 человек, - и попробуйте сыграть это без дирижера. Это нереально вообще.


4. Где работают музыканты, которые не попали в оркестр?
Обычно в музыкальных школах и параллельно носятся по халтурам. Но в основном все хотят в оркестр, потому что работа в музыкальной школе часто демотивирует, да после консерватории ты толком не знаешь, как преподавать. У тебя был курс лекций на эту тему и все. А преподавание, да еще и детям - это целая наука.

5. "На ваш взгляд, почему музыка влияет на человека?Имею в виду не только классическую, а любую другую, например электронную или игру только на гитаре. Одна приятна, другая нет. Одна зарядит энергией, поддержит в трудную минуту или успокоит, а другая нет."

На мой взгляд все зависит от бэкграунда и характера самого человека. Я вот не только классику слушаю, но и рок, и фолк-музыку, и джаз мне нравится. Хотя в детстве слушал только классику, поскольку это было единственным, что слушала семья.


6. "Инструменты свои приносите всегда? Как это вообще устроено, как обновляете инструмент, тоже за свои?"
Итак, контрабас и арфу никто не носит. Максимум могут на халтуру попросить прийти со своим контрабасом, тогда за это доплачивают. Но вообще нет.


Инструменты мы покупаем за свои, это большой минус. Но тут есть нюансы.
Струнники могут играть на своих инструментах всю жизнь и еще внукам достанется, меняем только "запчасти": струны, колки, мелкий косметический ремонт.
С духовиками все веселее значительно. Проблема в том, что из-за слюней и прочего конденсата инструменты начинают цвести внутри. Да, их чистят, но всю жизнь на одном кларнете играть не получится, а стоят инструменты бешенных денег. Поэтому часто бывает так, что театр сам закупает инструменты и их выдает. Вы можете уносить их домой, пользоваться по полной. Но несете полную материальную ответственность.И если перестаете работать, то инструмент возвращается.

Но вообще инструменты - это большая боль. Потому что когда у вас конкурс и все играют примерно одинаковое, то начинается конкурс инструментов, у кого лучше звучит. Потому что не будет звучать немецкая фабрика как мастеровой итальянский инструмент. Так что часто бывает так, что человек за 2-3 недели одалживает инструмент у кого-то, играет на нем конкурс, а потом возвращает.


7. "Как стать дирижёром? Вот, допустим, закончил я консерваторию по классу дирижирования - и что, можно в любой оркестр дирижёром устраиваться? А если нет, то что дальше делать?"


Дальше спрашиваем у всех, где какие места есть. Может, кому-то нужен ассистент. Может, где-то нужен приглашенный. Соглашаемся на халтуры и т.д.
Вообще с дирижерами все трудно, потому что на оркестр их нужно 2-3 человека, а их значительно больше. Так что они вообще вертятся как ужи на сковородке.

8. "Не понятно про вызов 45 минут. А если вас целый месяц будут звать по 44 минут, то не оплатят? "
Да, именно так. Но делать так никто не будет, потому что можно и в трудовую инспекцию позвонить. Раз в месяц устроить такой аттракцион - это да. Но целый день отработать бесплатно - это верх наглости. Никогда такого пока что не было.


9. Все творческие бухают при первой возможности.
Да, есть те, кто любит накатить после спектакля. Но таких реально мало. Во-первых, если кто увидит - это увольнение. Во-вторых, спектакль закончился в 11 вечера, надо добираться домой, если засидишься, то метро тупо закроется. В-третьих, у алкоголиков не звучат голоса, не танцуют ноги и не играют руки. Так что это тоже прямой путь к увольнению.
А с учетом того, что музыканты все про всех знают, то новость, почему именно вас уволили, разнесется на следующий же день. А теперь вспоминаем, что работу итак найти непросто...
Короче, выгоднее не пить или пить умеренно и не на рабочем месте.

10. У вас такие зарплаты, такая конкуренция... И зачем вы туда пошли?
Ну... Это как спросить врача в нашей стране, зачем он пошел в медицину.
Это призвание. Тем более, когда в детстве начинаешь этим заниматься, то о деньгах не думаешь особо.
Из плюсов у нас есть гастроли. Вы не только мир смотрите, но еще и деньги за это платят. Хотя гастроли тоже изматывают, но все-таки. Плюс неполный рабочий день, можно днем с семьей побыть.

11. "...оркестр по своему составу должен быть сбалансирован. Что это значит с точки зрения звукорежиссуры, я приблизительно представляю. А что это значит с точки зрения музыкантов? "
Что такое баланс?
Это грубо говоря когда вы тему слышите лучше, чем аккомпанемент, а если все играют аккорд, то слышно равномерно все инструменты, а не только тромбонов, которые втроем легко могут перекрыть весь оркестр.
Но вообще есть правила даже чисто количественные.
У струнников соотношение такое:
- 10 чел первых скрипок
- 8 чел вторых скрипок
- 6 альтов
- 6 виолончелей
- 4 контрабаса
У духовиков все разделено по голосам, они каждый играет свою партию. Так что сколько будет голосов, столько будет и духовиков.
Но, например, если в произведении будет много меди - валторны, трубы, тромбоны и т.д. - то и струнников будет больше. Иначе медь их просто перекроет и ничего не сможет с этим сделать.
Всем этим сведением баланса занимается дирижер.

12. "Достаточно ли на ваш взгляд музыкантов, чтоб сохранять уровень культуры в стране? А как с финансовыми ресурсами? Справедливо ли они распределяются?"

Музыкантов, имхо, достаточно. А вот финансов не хватает. Культура вообще финансируется по остаточному принципу. Более того, есть федеральные бюджеты, а есть муниципальные. Так вот львиную долю федерального бюджета забирает Большой и Мариинский. Но они и денег приносят как 20 театров, ибо они бренды. А вот в регионах театры и филармонии финансируются за счет города. Деньги тоже идут городу, но все печально. Даже очень.

13. "Бывает ли, что один музыкант подгаживает другому"

Да. Вот несколько реальных историй.

Выписано у концертмейстера первых скрипок небольшое соло - несколько строчек всего. Над нотами подписаны пальцы, чтоб уже не думать, где что нажимать. Пальцы у нас нумеруются не так, как у нормальных людей: большой палец не считается, поскольку в игре не участвует, поэтому нумерация идет от указательного, который подписывается номером 1. Ну и т.д. до мизинца, который будет №4.
Какая-то сволочь стерла 4 и надписала 5. Все, человек сбился. Не потому, что плохо играет или не может играть без своих надписанных пальцев. Он просто не ожидал.
Поэтому концертмейстеры, если им играть соло, носят с собой эти 1-2 странички и перед каждым спектаклем вставляют их в ноты.

Вторая история.
Девочка только поступила в оркестр. Играет на ф-но и челесте. Ф-но тоже иногда нужно в некоторых произведениях, а челеста выглядит как ф-но, а звучит колокольчиками, которые вы слышите в "Фее драже" из "Щелкунчика".
Идут гастроли. Программа везде одна и та же, но кое-где меняется. Девочка спросила, какие номера идут сегодня. Ей ответили, что она может гулять.

Но фишка в том, что она была нужна. Ее почти уволили, оставили без гастролей и т.д. Потому что спрашивать надо было не у дцатого тромбона, а у концертмейстера или дирижера. А человек, который ей такое насоветовал, съехал, что "она не так поняла, да и вообще она меня не спрашивала".

14. Играете ли вы в переходах?
Нет, никогда. Во-первых, это минус престиж. Могут нафиг уволить с основной работы. Да нам и самим в голову не придет.
Во-вторых, нам инструменты сильно жалко. А ремот стоит бешенных денег.



Наверное все пока что :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
21
Автор поста оценил этот комментарий
Являюсь студентом консерватории. Особенно после прочтения предыдущего поста стало как-то не по себе, ведь мне все это предстоит. Думаю, а тем ли я всё-таки занимаюсь?)
раскрыть ветку (42)
23
Автор поста оценил этот комментарий

Нет не тем

5
Автор поста оценил этот комментарий

Да тем )

Предпросмотр
YouTube3:59
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

На соло виолончели это не тип ли из 2CELLOS?

Улыбают их каверы.

Предпросмотр
YouTube4:59
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, это он

1
Автор поста оценил этот комментарий
Обожаю этот вальс. Правда в разработке там соло тромбона (как раз моего инструмента). Но тут солист виолончелист, так что флаг ему в руки)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Занимайся любимым делом + иностранным языком. Будешь играть в стране, где труд музыканта оплачивается по-человечески.
раскрыть ветку (32)
15
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Да, там-то своих таких не хватет
раскрыть ветку (12)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Там коллективов больше и они по всей стране, а не в двух городах

раскрыть ветку (11)
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
"Там" такие же проблемы с безработицей. О том и речь. И раз больше коллективов, то, ВНЕЗАПНО, больше и музыкантов.
раскрыть ветку (10)
3
Автор поста оценил этот комментарий

И почему-то они умудряются найти свои коллективы. Не забываем, что они ищут даже не по стране, а по всей Европе. А европейские дипломы признаются вообще везде почти. То есть имея европейский диплом можно и в США конкурсы играть.

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий
Последнее время действительно посещают мысли играть за границей. С языком нужно что-то решать. Иначе в этой стране добиться чего-либо будет тяжело...
раскрыть ветку (18)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Советую учить не только английский, или даже вовсе не английский, а какой-то другой - той страны, где хорошие зарплаты и будет для тебя работа.

Немецкий, нидерландский, шведский. Относительно крупные страны, высокий уровень дохода. Выше, чем в Южной и Восточной Европе.

Самый лёгкий из этих язык шведский, далее идут нидерландский и немецкий.

Самый лёгкий язык из приличных стран - польский. Страна с населением 38 миллионов, для тебя работа найдётся.

Ну или китайский - язык сложный, но перспективы заработка несравнимо выше.
раскрыть ветку (12)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Шведский тяжелее произношением, чем тот же немецкий. Второй в разы перспективнее по количеству немецкоязычного населения. В Швеции оркестров "раз, два и обчёлся", симфонических штук 6-7 всего, и камерных 15-20. Инструменты также зачастую за свой счёт, зарплата по меркам страны и с учётом стоимости инструмента тоже не ахти. Помню интервью читал взятое у первой скрипки шведского радиосимфонического лет десять назад, зарплата была около 3000 евро из которых 10%-15% она платила за кредит на скрипку стоимостью в 30 000 евро. Понятно, что скрипка в итоге её будет, но тем не менее тоже на сахар. Учитывая, что это примерно обыкновенная зарплата учителя с соответсвующем стажем, то музыкант это полюбому призвание.

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Шведский тяжелее произношением, чем тот же немецкий

Я немного учил шведский одно время. Произношение посложнее, конечно, но не намного. Пара специфических звуков и два тона. На юге Швеции так вообще многие эти тоны не используют.

Зато лёгкая грамматика. Не в пример легче немецкой.

Второй в разы перспективнее по количеству немецкоязычного населения

Согласен, немецкоязычных людей в 10 раз больше шведскоязычных.

Про музыкальную специфику этих стран я ничего не знаю, поэтому высказывал общие соображения. В целом, зарплаты в Швеции выше, чем в Германии. Правда, Австрия и Швейцария могут поспорить с шведскими зарплатами.

P.S. Судя по вашему нику, вы гораздо лучше понимаете в шведских делах, нежели я. Насколько я помню, Tiamat - это шведская группа.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Йохан Эдлунд из Tiamat чуть было мою знакомую после концерта не трахнул, она зашла к нему за автографом, а он на неё запал и уже в нумера подумывал везти...

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Не такого я ждал комментария, уж точно))
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Она тоже чего-то иного ожидала, за автографом идя...

0
Автор поста оценил этот комментарий
Сестра учила китайский - чуть с ума не сошла. Остальные так или иначе производные от английского, поэтому от него нужно плясать в первую очередь. После изучения английского остальные пойдут легче.
раскрыть ветку (4)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Это когда вдруг шведский, немецкий и нидерландский стали производными от английского? Они из одной языковой группы, но это не значит, что от английского произошли все языки группы, просто у них общие корни
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я, возможно, неправильно выразился. Просто в немецком, шведском, нидерландском и т.д. встречтся слова, схожие по написанию и произношению. Разительно отличается разве что грамматика, а структурно это примерно похожие языки. Но то, что после изучения английского остальные учить чуть проще, потому что они похожи - факт.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Потому что одной языковой группы, т.е они друг другу родственны. Славянские языки друг другу также родственны
2
Автор поста оценил этот комментарий
Друг учил китайский три года - так нихрена и не знает его толком, особенно в плане фонетики. При том, что вообще он очень умный и усидчивый человек.

Он же выучил испанский за два года почти до свободного уровня.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Приличная страна Польша 🤦🏻‍♀️

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
И что же неприличного в Польше?

🤦
1
Автор поста оценил этот комментарий

Решай с языком срочно. Иначе кирдык

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Пригодился ли иностранный язык при работе в России? Не считая поступления в аспирантуру.
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Обязательно пригодится. Любые гастроли - и вот тебе нужен язык. Так что это однозначно скилл, который позволит тебе качественно улучшить уровень жизни. Это мастерклассы, фестивалиб учеба по обмену и т.д.

0
Автор поста оценил этот комментарий

В том же Ютубе огромное количество мастер-классов, упражнений и советов от иностранных духовиков, все самое дельное на английском языке, у того же Моррисона, например. С работой за границей не все так просто, в Европе очень сильная медная школа, устроиться на работу, а не бегать по халтурам - действительно тяжело, тем более с нашим образованием. Чтобы сыграть конкурс в немецкий оркестр, нужно играть оркестровые выписки точно так же, как и немцы, которые по трактовке играют их абсолютно одинаково по всей стране. Ну и своя "мафия" тоже присутствует, известные педагоги обычно курируют своих студентов и помогают перспективным ученикам с устройством

0
Автор поста оценил этот комментарий

В общем, без иностранного языка вообще никуда. Проще и универсальные будет английский, потом уж разберёшься, что ещё учить. Вообще, на самом деле, в Китае очень много работы, один минус - Китай вокруг)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, тем

0
Автор поста оценил этот комментарий
Ну так. Я бы посоветовала начинать писать музыку на заказ)
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Я исполнитель, а не композитор😉
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Тогда - искать таких композиторов, обрастать связями, работать как сессионщик
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку