Ответ на пост «Вечность...»1

Или рассказ о настоящем Мотористе.

Извините, что ответом на пост, но человек из моей истории заслуживает особого внимания. Куванин Виктор Константиныч. Бывший главный конструктор УЗАМа - уфимского завода автомобильных моторов. Где когда-то делали 412-й мотор. В 2002м я начинал работать конструктором у него. Но уже в другом КБ, тоже по моторам, но маленьким. Не знаю, в добром ли здравии он сейчас - в 2002м он уже был пенсионером. По рабочим вопросам всегда отвечал чётко - какой гост мне нужен, какой справочник читать, какую программу купить на развалах.

Спрашивает у меня, как я рассчитал такое-сечение впускного канала? Я мямлю про справочники, методики рассчёта, аналоги... А он - а ты пробуй на 3D-Flow рассчитать - вот и проверишь, и программу освоишь.

Теперь по видео) Утром почти что каждого дня, подъехав к офису на своём Москвиче 2141, он отрывал капот и вынимал ЭБУ. В любое время года. Выглядело это примерно как на видео. Дорабатывал он свою машину основательно - и эбу, и железо. Распредвал у него стоял по его чертежам. Впускной и выпускной коллекторы были доработаны по каким-то российским патентам. Поршня тоже были не серийные.

Прокатился я с ним как-то от офиса до института. По динамике это был не Москвич, а БМВ. Причём мотор был эластичен настолько, что поднимаясь на достаточно крутую горку (Уфа, ул. Фрунзе) на 5-й передаче со скоростью 50 км/ч он открыл дроссель на полную дыру и машина пошла с таким ускорением, будто он переключился на 3-ю. При этом ни звона, ни оханий поперхнувшегося мотора не было.

Вот такой пенсионер, копавшийся каждый день под своим капотом...

Я у него спросил, почему завод отправил его на пенсию и не делает такие моторы серийно?

Он грустно ответил. Что целая партия интересных моторов стояла на складе завода. Что Бошу миллионы каких-то денег заплатили за разработку и внедрение системы впрыска топлива. Но никому этот мотор стал не нужен. И что Москвич как таковой, похоже, тоже никому не нужен. Кому-то он мешает.

Через годик я работал уже с другим человеком и уже в коммерции. Раньше он работал конструктором в авиационной теме. И на вопрос, почему он ушёл оттуда, ответил "советскую гражданскую авиацию просрали- кому-то она очень сильно не нужна".