76

Ответ на пост «Помощь с теорией музыки #10/10» 

Всем привет.

Данный пост является ответом не только на указанный пост, но и на всю серию постов юзера ArstList по теории музыки. Данным постом я призываю всех, тех кто только хочет начать обучение музыке или уже владеет определенным багажом знаний -


НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСТАМИ ArstList по следующим причинам.


Эта серия начинается следующими словами:


День добрый, Пикабу. Я тут решил "узаконить" мои отношения с музыкой и выучить теорию, чтобы не только дворовые играть, но и писать что-нибудь.
В общем, каков план. Я глянул Ютуб и собрал курс по теории музыки в 10 "карточек" с тезисными подсказками по разным теоретически-музыкальным темам. Сложность возрастает от карточки к карточке и следующие карточки должны базироваться частично на предыдущих.
В чём идея? Идея в том, чтобы обкатать эти карточки, исправить/дополнить и начать распространять. Чтобы то, как раскрывается тема, было понятно всем, чтобы новички с гуглом смогли полностью разобраться в теме, пользуясь карточками как "содержанием".

Благими идеями вымощена дорога в ад. Шпаргалки по теории музыки, да и по любой другой дисциплине лучше всего делать самому с проверенных источников. А ещё лучше пойти в музыкалку и честно отучиться там положенный срок. Автор не является профессиональным музыкантом. Он сам только что сел учиться, но решил, что уже вправе учить других. В его постах скрываются ошибки, которые он сам не в силах осознать. Тем не менее, инфа опубликована и уже ушла в массы. И в таком виде массы будут её читать, лайкать, сейвить и юзать. И это печально.


В качестве примеров приведу два банальных зацепивших лично меня перла.


1. В посте Помощь с теорией музыки #9 автор утверждает, что в квинтовом круге последовательность нот от До до Соль (от C до G) составляет квинту. В то же время обратная последовательность от Соль до До (от G до С) является почему-то квартой. При этом в комментариях автор искренне удивляется моему замечанию и спрашивает, какая разница, откуда считать? Ошибка кроется в том, что квинтово-квартовый круг "рисуется" от ноты До (С) и считается изначально от неё же. Поэтому по часовой от До - квинты, а против часовой - кварты. Кроме этого, человек со средним интеллектом должен понимать, что если мы посчитали 5 интервалов от ноты До и пришли к ноте Соль, то в обратном порядке от ноты Соль мы должны насчитать опять же 5 интервалов. Не 6, не 4, а 5: до-ре-ми-фа-соль; соль-фа-ми-ре-до. 5? 5!


2. В посте 10/10, обозначенном в заглавии, автор написал:

Кто-то играет ми мажор и ми минор, потому что на гитаре это открытые струны (не зажатые нигде).

Был задан вопрос, что за строй гитары проповедует автор, если у него аккорд ми-минор (Ем) не требует зажатия каких-либо струн. На что автор встречно спросил: "а какой строй у гитары" и начал ссылаться на википедию, мол гитара строится в Ми. Что это значит - одному богу известно.


Ок. Разжуем. Стандартный (типичный, всем привычный) гитарный строй следующий (номер струны - нота): 1. ми  2. си, 3. соль, 4. ре, 5. ля., 6. ми.


Тональность Ми-минор определяется основным (разрешающим) аккордом, задающим общий тон всей мелодии и чаще всего стоящим в её завершении. Аккорд Ми-минор (Ем) на гитаре со стандартным строем берётся путём зажатия пятой и четвертой струны на втором ладу. Играя все шесть открытых (незажатых струн) мы получим не чистый аккорд Ми-минор (Ем), а ундецима-аккорд Ми-минор (Ем11). Да, мы попадаем в обозначенную тональность, но написанное автором - бред. Тем более бредово и дилетантски выглядит упоминание открытых струн в Ми-мажоре.


И это касается только стандартного строя. Про drop-D, open-G и прочие даже говорить не приходится.


С одной стороны это мелочи, но именно из мелочей и строится теория музыки. Сольфеджио - сложнейший предмет. Гитара признана одним из сложнейших в освоении инструментов.


Меня дико выбесила глубочайшая некомпетентность автора. При этом она приправлена огромным количеством терминов и сложной к восприятию информации, которая местами является бесполезной для новичков, а местами может оказаться неверна в корне, что хуже.


Именно поэтому, я категорически НЕ РЕКОМЕНДУЮ к использованию материалы, опубликованные ArstList для обучения. Новички могут воспринимать эти статьи как аксиому, а на самом деле, это шпаргалки дилетанта, содержащие ошибки, которые новички просто не увидят. И ходить в Ютуп и Педивикию за подобными знаниями я тоже не рекомендую никому.


Если вы хотите прокачать свои знания по музыке, то вам необходимо поднять свои попки, доехать до музыкального магазина, ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ПРОДАВЦОМ, чтобы исходя из своего уровня знаний купить себе ПРАВИЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, а не вот это вот всё. И, кстати, знания муз.теории прокачиваются куда лучше, когда вы занимаетесь с грамотным преподавателем, а не пытаетесь самообучаться и играть в бегущих по граблям.


Всем успехов в учёбе и новых высот в технике игры!

Дубликаты не найдены

+7
Автор, неистово плюсую. В 5 или 6 части пыталась донести информацию уважаемому обсуждаемому.
Не проняло. Удивительно целеустремленный человек.
Уважаемые модераторы,почему только люди, получившие достаточное образование понимают, что эта серия постов, в лучшем случае заблуждение, в худшем.... Скажем попытка научить тому, что для самого тёмный лес. Так вот! Не надо!
Это нне верно по своей сути, не верно об'яснено,не верно подано. И! Я музыкант, но не гитарист. И читая, ужасаюсь. Будь я с нуля, ничего толкового бы не почерпнула.
раскрыть ветку 2
+4
Ой, здравствуйте. Приятно видеть. Я уж думал я один такой неправильный. Оказывается, нас как минимум двое. Спасибо за поддержку. Реально трындец.
раскрыть ветку 1
0

:-(

+7
Ошибки автора нивелируются забывчивостью его читателей. Большинство, поставиаших плюсик или сохранивших пост, никогда к этому посту не вернётся, не вспомни о нем, и не будет перечитывать. Информация как "ушла в массы", так и растяла там, как снег в январе 2020 года.
раскрыть ветку 5
+1

Питер?

раскрыть ветку 3
0
Москва
раскрыть ветку 2
+1
Да, но она никуда при этом не делась, и сохраняется до момента, пока у ресурса все серваки не погорят. Тут же автор изначально поставил себе задачу "нести в массы". И оно будет нестись.
+2

Ну реально, самообучение игре это так себе идея.

Потому что тебя никто не поправит если ты делаешь что-то не так

раскрыть ветку 2
+2

Самообучение - норм, зависит от целей.

А вот обучение других без базы у себя - это не норм.

раскрыть ветку 1
+1

У меня не получается.

Нужно чтобы практику кто-то контролировал

+2

А теперь ждём разбора разбора разбора.

+1
И вот как быть. Я целых три месяца уже занимаюсь гитарой по урокам с ютуба, а тут говорят что это один из сложнейших в освоении. Пока в музыкалку не имею возможности поступить , да и уроки брать не могу пока. Так что делать?
раскрыть ветку 7
+1
Как минимум: не учить других. Самому - хоть кол на голове теши. Путь получения образования каждый выбирает сам. Если тебе три аккорда - го в Ютуб. Если что-то более серьезное - ищи препода. И да, гитара очень сложный инструмент. Я с ней 25 лет в обнимку, но в фингерстайл, например, не очень могу. Техника, постановка рук, чтение нот - самому это все очень трудно. Но ещё труднее исправлять неверные но вбитые накрепко навыки.
раскрыть ветку 6
+1

ну чтение нот это не самое страшное для самообучения


самое страшное - техника, а техника зависит от базовой постановки. вот это реальне жепь в одиночку освоить

раскрыть ветку 1
+1
Спасибо за ответ. Я пока сам хочу понять, а надо ли мне это. Естественно я задумываюсь о преподавателе. А можно без музыкалки, но с преподавателем достичь успехов?
раскрыть ветку 3
0
Эх когда заканчивал муз школу по классической гитаре, весь нотный стан на грифе знал. Сольфеджио такая себе тема (
-3

Это снова я! Отпишусь по пунктам, с позволения.

1.
"В посте Помощь с теорией музыки #9 автор утверждает, что в квинтовом круге последовательность нот от До до Соль (от C до G) составляет квинту" - так на самом деле, мы оба здесь согласны.

"В то же время обратная последовательность от Соль до До (от G до С) является почему-то квартой.".
Откуда здесь обратная последовательность? Движение по квинтовому кругу - это не движение вверх или вних на клавишах. Все последовательности, будь это кварта или квинта - идут по восходящей. И именно так у меня получилось, что от До до Соль - квинта, а от Соль (через Ля и Си) до До - кварта.

"Ошибка кроется в том, что квинтово-квартовый круг "рисуется" от ноты До (С) и считается изначально от неё же."
Штука в том, что квинтовый круг зацикленный. Мы считаем от той ноты, на которой находимся.

"Поэтому по часовой от До - квинты, а против часовой - кварты." - частично согласен. На деле это "по часовой от любой ноты - квинты, а против часовой - кварты." (см. картинки).


Честно, я не догадался, когда писал, что от G до C кто-то воспримет как GFEDC, а не GABC. К первому варианту не было предпосылок.

2.

"если у него аккорд ми-минор (Ем) не требует зажатия каких-либо струн."

Тут честно, я залажал с формулировкой. Я хотел сказать, что раз ми - открытая - то проще играть в тональностях ми-минор и ми-мажор, потому что тонику можно сыграть когда угодно (сыграть открытую шестую струну).


Но нет. Если я пишу, что кто-то выбирает тональность по тому, что в ней только белые клавиши. Или по субъективному "ре минор - самый грустный". А потом кидаю сайт с рандомайзером тональностей. Это должно было показать, что выбор тональности - это не настолько важный шаг.
А оказалось, что люди прочитали "я играю ми минор на открытых струнах". Май бэд.
Там в комменте чуть больше: #comment_159918927

---
И добавлю к этому:
"Если вы хотите прокачать свои знания по музыке, то вам необходимо поднять свои попки, доехать до музыкального магазина, ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ПРОДАВЦОМ, чтобы исходя из своего уровня знаний купить себе ПРАВИЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, а не вот это вот всё. И, кстати, знания муз.теории прокачиваются куда лучше, когда вы занимаетесь с грамотным преподавателем, а не пытаетесь самообучаться и играть в бегущих по граблям."
Согласен на 146%, консультация, правильная литература, музыкалка - это отличный способ научиться музыке.

Но существование людей, которые играют довольно сносно, и при этом не знают музыкальной теории, говорит нам о том, что это не единстенный путь. Самоучкой тоже можно. И в этом случае лучше - в общении с другими. Одна голова - хорошо, а пикабу - ещё лучше.
---

Самое важное, что хотел сказать:
- Подачу инфы про тональности Ми на гитаре я запорол. Нет, там всё ещё правда. Да, там непонятно написано.
- Кварты и квинты считаются от любой ноты в кварто-квинтовом круге. По часовой значит нота на квинту выше. Против часовой - нота на кварту выше. С + квинта = G. G + кварта = C.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 32
+2

Гитаристу так-то круг не упёрси впринципе, гриф всегда перед глазами. О чём тут вообще спорить, если я, например, всё описанное естественным путём вынес за годы практики на инструменте?

раскрыть ветку 31
+3

гитаристу может и не уперся, зато уперся композитору, аранжировщику и хорошему музыканту. квинтовый круг не только про количество знаков в тональности, но и про интересные модуляции, заимствование аккордов и т.д. со временем это все оседает в голове, но для понимания - штука невероятно удобная.

раскрыть ветку 7
0

Полезно, иногда не надо мучаться: нашёл тональность, и за 2 минуты подобрал остальное. Если конечно не используются модуляции, параллельные мажоры-миноры и какой нибудь шальной аккорд

раскрыть ветку 3
-1

Для написания песен он хорош. Я в посте пример кидал, очень здорово получилось: https://www.youtube.com/watch?v=zPJ8WZ0u0sE

раскрыть ветку 18
-5

Сын закончил музыкальную школу и ничего не смыслит в сольфеджио. Играл на балалайке, все по памяти и на слух. Что то пишет и поёт (ЯдДобра). Оцените если не трудно.

раскрыть ветку 1
+4

Когда музыкант не понимает сольфеджио - это не музыкант.

ещё комментарии
Похожие посты