83

Помощь с теорией музыки #9

День добрый, комрады!


Пришёл час снова поведовать о теории музыки.

Сегодня кусачая тема - Кварто-квинтовый круг. Или, проще, "Квинтовый круг".


Этот круг - это расположение нот по-кругу, кэп. Но его особенность - это то, как они расположены!

**ноты

Помощь с теорией музыки #9 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Видео, Длиннопост

(Отсюда)


Из названия видно, что ноты расположены на кварту или квинту друг от друга. Это значит, что по часовой стрелке (например от C до G) - расстояние между нотами (интервал) - квинта. А против часовой (от G до C) - расстояние в кварту. Это нам позволяет упорядочить тональности по количеству диезов и бемолей в них.


От каждой из нот в круге можно построить тональность. И лучше всего именно с тональностями работает кварто-квинтовый круг. Хотя у него есть и другие применения.


Внешний круг - это мажорные тональности. Внутренний круг - минорные.

Почему они вместе? Потому что у них одинаковые ноты!

У каждой тональности есть параллельная ей тональность. У неё противоположное наклонение. То есть, у каждого мажора есть параллельный минор и, соответственно, у каждого минора есть параллельный мажор. И они в парах. "До мажор" и "ля минор" - параллельные тональности. У них одинаковые ноты: CDEFGAB. "Соль мажор" и "ми минор" - тоже параллельные. У них: CDEF#GAB.


Наши тональности, если двигаться по часовой или против часовой стрелки будут отличаться только одной нотой за раз.

То есть, тональности C (до мажор) и G (соль мажор) отличаются только одной нотой. Там, где у тональности "до" будет нота "фа", У тональности "соль" будет "фа диез".


Тональность до мажор: C-D-E-F-G-A-B

Тональность соль мажор: C-D-E-F#-G-A-B


Внимание! Не забываем про параллельные тональности. Тональности G и Am (параллельная C) тоже отличаются только в одной ноте.


Тональности F#m и Bm (оба миноры) тоже отличаются на одну ноту, потому что они на круге тоже рядышком.


F#m: C#DEF#G#AB

Bm: C#DEF#GAB


Заметили, что меняется даже не то чтобы нота, а знак возле одной из нот?

В этом вся мякотка. Если мы двигаемся по часовой стрелке - то мы прибавляем по одному диезу каждый шаг.

Если против часовой - то убираем по диезу, или добавляем по бемолю, если диезов нет.


Например. Мы все помним наш до мажор - CDEFGAB. Шаг вправо - CDEF#GAB. Шаг вправо - C#DEF#GAB. И так далее.

Также, шаг влево - CDEFGABb. Шаг влево - CDEbFGABb. Шаг влево - CDEbFGAbBb. И дальше.

И диезы: возьмём A - C#DEF#G#AB. Шаг влево - D - C#DEF#GAB. Шаг вправо - E - C#D#EF#G#AB.


Чудеса!


Ноты, у которых добавляются диезы или бемоли не меняются, и их можно запомнить:

F-C-G-D-A-E-B. Это значит, что, например, начиная с "до" на четвёртом шаге по часовой стрелке у нас добавятся четыре диеза - F#, C#, G#, D#. Улавливаете? :)
А потом два шага против часовой уберут два диеза с конца - G# и D# станут снова G и D.

Помощь с теорией музыки #9 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Видео, Длиннопост

Ещё один лайфхак - это то, что все аккорды из тональности написаны рядом.

Например тот же "до мажор". Его аккорды - это C, Dm, Em, F, G, Am, Bdim (уменьшенный).

На квинтовом круге соседние ноты от С - это:

F C G

Dm Am Em.


Давайте расставим ступени тональности (карточка), чтобы было нагляднее:

F(IV) C(I) G(V)

Dm(II) Am(VI) Em(III)


Чудеса! (x2)


У мажора порядок ступеней:
IV-I-V (мажоры)
II-VI-III (миноры)


У минора порядок ступеней:

VI-III-VII (мажоры)

IV-I-V (миноры)


Но самое главное в квинтовом круге - это то, что шагая по нему - изменение в нашей музыке будут минимально на слух. И шаг именно на квинту или кварту часто используется в модуляции

Квинта и кварта, как консонансные интервалы (пост), с каждым шагом звучат немного более (или менее) весело.

Или можно просто по-кругу играть аккорды из него, и появится иллюзия постоянного "подъёма" или "спада" настроения музыки.


Чудеса! (x3)

Помощь с теорией музыки #9 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Видео, Длиннопост

Ещё один лайфхак, как переложить квинтовый круг на гитару, чтобы быстро считать количество знаков при ключе, название мажорной тональности и какие ноты в ней с диезами.


На картинке выше - шесть струн. 1 - самая тонкая, 6 - самая толстая. Всё как надо.

Номер струны - это количество диезов. "Нулевая" струна - это до мажор. У него нет никаких знаков, поэтому материально такую струну на гитаре не найти. Придётся запомнить.


Ну а дальше - просто. Первая струна - тональность G (синяя нота). Нот с диезами - 1 (синяя цифра). Какая? F# (жёлтая нота).


Или, например, пианист говорит на джеме гитаристу, что будет играть в тональности ля мажор.

Гитарист смотрит на гитару, находит тональность A - на третьей струне. И автоматически получает всю информацию: Тональность - A. Диезов - 3. Ноты с диезами - F#, C#, G#.


А крутотень в том, что ноты, указанные на картинке - это реальные ноты на гитаре (с обыкновенным строем). Значит, можно либо запомнить картинку и потом использовать это ещё и в нахождении нот на грифе. Или наоборот, можно выучить ноты на грифе гитары, и использовать это для наглядного построения квинтового круга.


Чудеса!


---


И для терпеливых (или любопытных, кто скроллит чуть выше комментариев), вот вам чудесный пример использования модуляций по кварто-квинтовому кругу. Попробуйте услышать, как музыка постепенно становится торжественнее, а потом, так же постепенно, становится немного спокойнее. Пример отличный!


А от меня всем чмоке, и до встречи в комментах и следующем посте.

Тот будет про последнюю карточку, а потом дуб, орех или мочало, начинаем всё сначала!


Хорошего дня!

Дубликаты не найдены

+11

класс. правда я ничего не понял. Но какой красивы слог..

раскрыть ветку 1
0
Иллюстрация к комментарию
+2

Это весьма сложно для понимания. Просто так можно научиться на гитаре играть без этих вот диезов и квинтов?

раскрыть ветку 24
0

Да, конечно. Можно выучить несколько аккордов, научиться играть ритм, и играть Цоя :)

раскрыть ветку 23
0
А зачем тогда это вообще все надо?
раскрыть ветку 1
0

Вот я тут самостоятельно учусь и есть загвоздка. Бой 6ка и 4ка мною освоены. Но при этом их нифига не хватает для игры песен со стандартными аккордами, которые я уже знаю. Это отбивает все желание учиться дальше(((

раскрыть ветку 20
+2

Я теперь могу играть на гитаре?

раскрыть ветку 7
-1

Отдельные ноты - точно да :)

раскрыть ветку 6
+2

Отдельные ноты я и без гитары издаю и без этого круга.

раскрыть ветку 5
+2
Нихуя не понял, но очень интересно
раскрыть ветку 1
-1

Там ещё девять карточек есть и пара постов. Если интересно. Они не на 100% истинные, я пока тоже не мастер. Но я планирую перечитать комменты, учесть ошибки, и потом переделать карточки, чтобы было лучше

+1

Запомнить 2 скороговорки:

Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си;

си, ми, ля, ре, соль, до, фа

+1
Теперь давайте про кунг-фу, и его выучу
раскрыть ветку 4
-1

Это сначала мне надо читать инфу по несколько раз год. Потом записывать это год. Потом через год выложить.
Я - не лучший учитель но кунг-фу, если честно :)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+1
Вот мне музыку сейчас в мозг так же загрузили. Всё высыпалось.
раскрыть ветку 2
+1

Большинство гитаристов это не учат, хотя это и важная часть понимания музыки. Некоторые даже лады не учат. Просто запоминают боксы (аппликатуру музыкальных ладов). Если надо двигают их вверх-вниз по грифу, таким образом меняют тональность.


Интересно как запоминают пианисты-клавишники.? Так как там такая халява не пройдёт. Надо реально знать где и сколько диезов\бемолей.

раскрыть ветку 4
-1

Ох, не заметил последнюю строку.
У пианистов гаммы могут рассматриваться в пределах одной октавы. И квинтовый круг добавляет или убирает один из знаков.
По часовой - по одной нотам добавляются диезы. Против часовой - добавляются бемоли.
Мнемоника (если можно так назвать) - FCGDAEB. В таком порядке добавляются диезы. Или с конца - добавляются бемоли.
На круге - С - без знаков. G (на шаг вправо) - с F#. F (на шаг влево) - с Bb.

Ещё на карточке вокруг круга нарисованы нотные станы со знаками. Это используется.
В начале каждой нотной строки рядом с ключом пишутся "знаки при ключе". Они пишутся на тех линиях, какая нота получает диез. Всегда в одном порядке. И можно запомнить тональности по количеству "чёрных" клавиш, и потом, при чтении знаков при ключе, включать механическую память именно конкретной гаммы с данным числом диезов (чёрных клавиш).

-1

На самом деле, это кому как нужно.
Чтобы играть у костра в компании друзей не обязательно знать лады. Достаточно "вызубрить" аккорды и как играть.

Многие из этих советов не обязательны, чтобы играть достаточно хорошо :)
До создания квинтового круга люди как-то играли. И как-то модулировали.

Я считаю, что музыка - это творчество. Поэтому первее наитие. Поэтому важнее то, что мы хотим сказать, а не то, насколько мы хорошо можем передать чужую мысль. А все эти ноты, тональности и аккорды - они чтобы передавать знания друг другу.

раскрыть ветку 2
+1

А модулировали ли? Он в веке 16 появился, а нормальные модуляции только в равномерно темперированном строе же, к которому приблизились в 17 веке. (Сам я дилетант, если не прав не бей)

раскрыть ветку 1
+1

Это значит, что по часовой стрелке (например от C до G) - расстояние между нотами (интервал) - квинта. А против часовой (от G до C) - расстояние в кварту.
Автор, тут у тебя косяк. В обратную сторону считаем снова от До, а не от Соль. Тогда это кварта (от До до Фа). Если считать, как написал ты, то это квинта.

раскрыть ветку 7
-2

Каждый шаг по часовой - это квинта. От Bb до F, от F до C, от C до G, от G до D, от D до A и так далее.
И против часовой - кварты. От D до G, от G до C, от F до Bb и так далее.


Оно по кругу работает :)

раскрыть ветку 6
0
Автор, ты тупой или прикидываешься? От 1 до 5 сколько цифр? Почему у тебя от 5 до 1 на одну меньше становится? Ты хоть сядь что ли за гитару или клавиши и пальцами посчитай, умник.
раскрыть ветку 5
+1

Прочитал. Посмотрел.

Разослал резюме во все известные оркестры мира.

На всякий случай.

раскрыть ветку 1
0

Не знал что в оркестры нужны сисадмины.

+1

Круто. Спасибо большое. Надо снова попытаться реанимировать изучение нотной грамоты. Вначале придавлю лень.

раскрыть ветку 1
0

И вам спасибо за отзыв. Приятно бытьь полезным!

Если ещё не видели, у меня по посту на каждую карточку. Часто карточки используют информацию из предыдущих, поэтому не сначала начинать не всегда понятно :)

**Это при условии, что карточки и посты сами по себе написаны понятно...

+1
Гриф вверх ногами
раскрыть ветку 1
+1

Да, это заметили ещё в прошлых постах. Все карточки я делал заранее, поэтому пока здесь не исправлял.


Здесь на гриф стоит смотреть со стороны слушателя, а не музыканта. Как будто учитель держит гитару и показывает ученику.


Но у этого подхода ещё больше минусов, поэтому я переделаю все грифы на карточках как буду переделывать карточки.


В любом случае, спасибо :)

+1

Ещё во времена компьютеров Спектрум я хотел научится по любым нотным записям брать название ноты и её длительность, и таким образом что комьютер играл музыку...

Помучав несколько человек, разбирающихся в музыке я понял что нифига понять не смогу - куча загадочный слов и правил, а длительность ноты в миллисекундах никто из них расчитать не может... С тех пор я забил на все попытки расшифровать нотные записи...

раскрыть ветку 9
+1

Длительность зависит от темпа. Можно посмотреть как работает миди в секвенсорах - станет понятнее.

раскрыть ветку 3
-1

Темп - 120 в минуту (к примеру)
Размер - 4/4 (к примеру)

Значит 1/4 нота длится 120/60/4 = 0.25 секунды.

Простейшая математика.
Только вот ноты с точками - это 1.5x длительности.
Есть легато, когда клавиша держится долго, и параллельно играется мелодия.

Или, моё любимое - Фермата - 𝄐 - знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению длительность ноты вплоть до «пока не растает звук».

раскрыть ветку 2
+1

Я также берусь за многие вещи. О! Можно распарсить сайт okCupid, скачать анкеты, фотки, сохранить по папочкам, чтобы выбирать проще было. Через два часа забил.

О! Можно делать фигурки из эпоксидки! Забил после первого опыта и осознания, что заливать её надо на балконе, а там сейчас холодно. Поэтому забил.

О! Можно переписать весь этот видео курс на ютубе на карточки, чтобы и самому научиться, и других научить!
Сделал половину - забил. Сделал ещё четверть - забил. Доделал через силу - забил на  год.

Спустя год, вот, я начал выкладывать сюда, чтобы были какие-то подвижки.

А то чистой мотивации не хватает, чтобы разгребать кучу информации.

Это либо надо очень сильно хотеть - значит иметь какие-то высшие цели. Либо очень понимать, что так надо - потому что есть высшие планы.


Может ещё не поздно расчехлить свой спектрум? ;)

0

В спектруме было что-то из разряда одноголосной полифонии. Каждой комп клавише  соответствовал звук определенной тональности.

В программном коде надо было писать буквы и цифры. Буква это тон, а цифра это длительность.

раскрыть ветку 3
+1

Вот даже не поленился, нашёл какие команды были доступны для воспроизведения нот на этом сопроцессоре, с помощью.команды Basic-128, "Play" (а не "Beep", о которой вы пишите):

https://zxpress.ru/article.php?id=5452

+1

Там ещё был трёхканальный музыкальный сопроцессор AY-8910, который достаточно неплохо играл музыку

0
Иллюстрация к комментарию
0
Это почти математика
раскрыть ветку 1
0

У меня довольно сильный уклон в технарство, поэтому пост может пахнуть немного научно :)

0
Нота си имеет обозначение H. А вот нота си бемоль - В.
раскрыть ветку 3
0

Убогая германская система. Сейчас американская всеми пользуется, которая гораздо логичнее. У нас же счет 123456, а не 173456

раскрыть ветку 1
0

Чуть-чуть добавлю. Сначала было 123456, потом 1234567, потом 173456. Поэтому по мне, да, 1234567 - удобнее :)
Вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D0%B0_(%D0%...

-1

Согласен, есть такой вариант обозначчения нот. Но я, для удобства описания некоторых характеристик музыки пользуюсь другим. A - ля, B - си, C - до.

Вот я больше написал :)
#comment_158781223

0
Как вспомню всё это, аж в пот бросает... брррррр
0
Почему тональность Ля на 2м ладу 3 струны а не на 5й открытой?
раскрыть ветку 2
+1
Это тоника, нота ля на разных ладах, тут на 3 струне для удобства и структуризирования
0

Это не тональность в смысле "на гитаре". Это название ноты, от которой строится тональность.


На втором ладу третьей струны тоже ля, и она идеально подходит под схему для лайфхака. Номер струны - это сколько диезов в тональности. Нота в синем кружке - это тоника тональности. А ноты в жёлтом кружке с первой струны до нужной - это те ноты, которые у нас с диезами. Они снизу вверх перечислены: F-C-G-D-A-E

0
Очень интересно и познавательно, только, к сожаленю, далек я от этого, хотя в молодости хотелось...
раскрыть ветку 3
0

Спасибо большое!


Есть ещё 8 карточек, которые постепенно вводят в курс.

Не то чтобы я всё хорошо и понятно там расписал, но хоть немного больше информации. Я писал о каждой отдельный пост, старался поподробнее расписать. Заходите, если интересно :)

раскрыть ветку 2
0
Спасибо что пишете это, я читаю внимательно и несколько раз, пытаюсь понять и запомнить. Моя дочь учится в музыкалке в 1 классе, ну и я тоже) осваиваем пианино, сольфеджио, ещё гитару мучаю и петь учусь и все эти дела настигли меня в возрасте 38 лет. Выучить аккорды, пару ритмических рисунков и арпеджио считаю убого и скучно. А вы канал нескучный саунд смотрите?
раскрыть ветку 1
Похожие посты