Ответ на пост «Компьютерный мастер. Часть 273. Как ведут себя сетевые клиенты в кризис, история одного проекта...»

Много постов уже видел про то, как специалист бесплатно помогают в подборе материалов / оборудования / недорогих поставщиков и т.д., нужно подчеркнуть.
Для себя по жизни понял только одну вещь, всё, что вы делаете для клиента бесплатно, он не будет ценить от слова совсем. Да, будут какие-то исключения, как правило это люди, которые уже успели попасть на деньги до этого, но таких меньшинство.

У меня как-то был автосервис (кузовной ремонт), всегда старался помогать и подсказывать, многое делал бесплатно просто из любви к машинам и своей деятельности. А в один прекрасный момент устал. Вот даже не так, зае*ался. И решил на следующем клиенте взять денег за любую фигню. В итоге: + 40% к финальной сумме, + довольный клиент, который оценил весь спектр проделанных работ. И вот тогда я реально задумался... А зачем я делал бесплатно до этого? Это для меня помочь не стоило много усилий, но не потому, что это было легко, а потому что это был мой многолетний опыт, ошибки, исправление этих ошибок, найденные успешные решения на основе опыта.

Я не говорю, что нужно гнаться за каждой копейкой, нет. Есть люди, которым нужно помочь в силу каких-то причин. Но общий подход к работе я после этого изменил.