Ответ на пост «Как открывали мосты раньше»1
История строительства первого моста через Неман в Гродно.
Вплоть до начала XX века экономическое развитие города Гродно серьёзно сдерживалось отсутствием постоянного сообщения между центральной и занеманской его частями. Существовавший с начала 1860-х годов железнодорожный мост в этом плане практически был не в счёт, ибо обеспечивал только движение товарных и пассажирских поездов. Общение же горожан проходило через лодочников-перевозчиков да парома.
О том, что такое гродненский паром и какие трудности приходилось преодолевать военным и гражданским людям, хорошо в конце ХIХ века рассказал писатель Всеволод Крестовский в своих «Очерках кавалерийской жизни». Этот замечательный сюжет охватывал лишь маленький эпизод из жизни уланского полка, отправлявшегося на маневры на противоположный берег реки, а вот что творилось на пароме не ранним зимним утром, а весной – летом – осенью, да ещё в базарные дни или в церковные праздники, то это в полном объёме и представить себе невозможно. Проклятия в адрес парома и его владельцев были на устах у всех гродненцев от мала до велика.
В начале 1903 года разговоры о необходимости постройки через Неман грузового и пешеходного моста стали серьёзной заботой гродненского губернатора П. А. Столыпина и всего его распорядительного комитета. Много внимания вопросам, связанным с выбором места для строительства моста и его финансированию, уделял сменивший Столыпина новый губернатор М. М. Осоргин. В 1906 году после получения необходимых средств и разыскания толкового подрядчика работы по сооружению моста по проекту инженера Полозовского начались.
Мост этот был необыкновенный, так как строился на двух кессонах, закладываемых в грунт на расстоянии пяти саженей от речного дна. На строительство моста вместе с подходами и подъездами было выделено 800 тысяч рублей, не считая безвозмездно отпущенной городом земли. Все работы по сооружению моста велись под наблюдением Гродненской войсковой комиссией. Следует заметить, что военное ведомство первоначально предполагало строить мост против военных лагерей, которые располагались на далёком расстоянии от центра города. Естественно, что горожане, как могли, противостояли этим планам. Большую роль в отстаивании их интересов сыграл авторитетный в городе человек, бывший управляющий Гродненской контрольной палатой, председатель правления Православного Софийского братства М. К. Стояновский, который в особом представлении государственному контролёру доказывал необходимость постройки моста ближе к центру города. Ближайшим сторонником Стояновского в этом межведомственном споре был гродненский гражданский инженер и архитектор Николай Венедиктович Романов, имевший к этому времени уже значительных опыт ремонта и постройки больших и малых мостов города Гродно. В конечном итоге эта точка зрения на строительство шоссейного стратегического моста, начиная от центра города, восторжествовала. В ходе трёхлетнего его сооружения Н. В. Романов вложил немало сил, дабы мост не только соединил две части города, но чтобы и подъездные пути к нему были как можно удобнее. Помимо всего, как архитектор он хотел, чтобы и сам мост украсил город на Немане.
Ну и ретроспектива дальнейших времён
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, мост был взорван саперами русской армии, ведущей арьергардные бои с австро-венгерскими войсками. В 1935 году мост был восстановлен под руководством инженера Б. Пероцкого. Булыжное покрытие на нем заменили базальтовой брусчаткой, а освещение стало электрическим. Руководил восстановительными работами инженер Бронислав Пероцкий. Мосту дали имя Понятовского.
1915 г.
Временный деревянный мост
1935 г.
Старый мост. 30-е годы
1936 г.
В 1944 году мост был взорван немецкими войсками, пытавшимися задержать освобождение города советскими войсками. 30 октября 1949 года было открыто движение по восстановленному мосту. Тогда же остатки сохранившейся базальтовой брусчатки уложили на улице Мостовой приблизительно от того места, где начинается лестница, ведущая к театру, и до самого моста. В середине 80-х годов, когда проводилась реконструкция площади Ленина, эту брусчатку вместе с бетонными плитами уложили на площади. В ходе последней реконструкции площади историческая брусчатка сохранилась.
Старый мост. Горящий захваченный немцами Гродно. 06.1941 года
Немцы на мосту. Август-сентябрь 1941 года
Вид на центр Гродно 1942
Вид на город и взорванный автодорожный мост немцами во время отступления. 1944 год
Взорванный мост. 1944 год
До открытия в 1971 г. Нового моста Старый мост был единственным автодорожным городским мостом. В 1986 г. в помощь существовавшим мостам введен в эксплуатацию третий — Румлевский мост.
Вид на Старый мост и город. Конец 50-х годов
Старый мост. 1960 год
Старый мост. 22.12.1978 года
Старый мост. Нач. 80-х годов
Старый мост. 90-е годы
Старый мост. Начало 2000-х годов
Старый мост перед реконструкцией. 10.04.2006 года
16 января 2008 года Старый мост был закрыт на реконструкцию, в связи с низкой пропускной способностью. После реконструкции пропускная способность моста составила 3 тысячи транспортных единиц в час. В течение неполных девяти месяцев он был расширен до четырех полос движения автомобильного транспорта и внешне ему был придан вид моста начала XX столетия. Открытие движения через «новый Старый мост» состоялось 9 октября 2008 г.
Беларусь
4.4K поста4.5K подписчиков
Правила сообщества
Подчиняется общим правилам сайта pikabu.ru;
Запрещены (наказываются, вплоть до временного бана внутри сообщества):
- ксенофобия, токсичность, провокации, расизм и шовинизм, экстремизм или подстрекательство к нему;
- рекламные посты;
Если вы заметили какое-либо нарушение, пожалуйста, напишите об этом@admoders .