Ответ на пост «Как открывали мосты раньше»1

История строительства первого моста через Неман в Гродно.

Вплоть до начала XX века экономическое развитие города Гродно серьёзно сдерживалось отсутствием постоянного сообщения между центральной и занеманской его частями. Существовавший с начала 1860-х годов железнодорожный мост в этом плане практически был не в счёт, ибо обеспечивал только движение товарных и пассажирских поездов. Общение же горожан проходило через лодочников-перевозчиков да парома.

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

О том, что такое гродненский паром и какие трудности приходилось преодолевать военным и гражданским людям, хорошо в конце ХIХ века рассказал писатель Всеволод Крестовский в своих «Очерках кавалерийской жизни». Этот замечательный сюжет охватывал лишь маленький эпизод из жизни уланского полка, отправлявшегося на маневры на противоположный берег реки, а вот что творилось на пароме не ранним зимним утром, а весной – летом – осенью, да ещё в базарные дни или в церковные праздники, то это в полном объёме и представить себе невозможно. Проклятия в адрес парома и его владельцев были на устах у всех гродненцев от мала до велика.


В начале 1903 года разговоры о необходимости постройки через Неман грузового и пешеходного моста стали серьёзной заботой гродненского губернатора П. А. Столыпина и всего его распорядительного комитета. Много внимания вопросам, связанным с выбором места для строительства моста и его финансированию, уделял сменивший Столыпина новый губернатор М. М. Осоргин. В 1906 году после получения необходимых средств и разыскания толкового подрядчика работы по сооружению моста по проекту инженера Полозовского начались.


Мост этот был необыкновенный, так как строился на двух кессонах, закладываемых в грунт на расстоянии пяти саженей от речного дна. На строительство моста вместе с подходами и подъездами было выделено 800 тысяч рублей, не считая безвозмездно отпущенной городом земли. Все работы по сооружению моста велись под наблюдением Гродненской войсковой комиссией. Следует заметить, что военное ведомство первоначально предполагало строить мост против военных лагерей, которые располагались на далёком расстоянии от центра города. Естественно, что горожане, как могли, противостояли этим планам. Большую роль в отстаивании их интересов сыграл авторитетный в городе человек, бывший управляющий Гродненской контрольной палатой, председатель правления Православного Софийского братства М. К. Стояновский, который в особом представлении государственному контролёру доказывал необходимость постройки моста ближе к центру города. Ближайшим сторонником Стояновского в этом межведомственном споре был гродненский гражданский инженер и архитектор Николай Венедиктович Романов, имевший к этому времени уже значительных опыт ремонта и постройки больших и малых мостов города Гродно. В конечном итоге эта точка зрения на строительство шоссейного стратегического моста, начиная от центра города, восторжествовала. В ходе трёхлетнего его сооружения Н. В. Романов вложил немало сил, дабы мост не только соединил две части города, но чтобы и подъездные пути к нему были как можно удобнее. Помимо всего, как архитектор он хотел, чтобы и сам мост украсил город на Немане.


Летом 1909 года начались испытания нового моста. Они состояли в том, что через мост были пропущены три тяжёлые артиллерийские батареи, вместе с которыми прошли по мосту и все его строители. Испытания прошли вполне успешно, и 24 июля 1909 года столь необходимый городу грузовой и пешеходный мост, получивший имя Петровско-Николаевского, был в торжественной обстановке открыт.

Ну и ретроспектива дальнейших времён

Во время Первой мировой войны, в 1915 году, мост был взорван саперами русской армии, ведущей арьергардные бои с австро-венгерскими войсками. В 1935 году мост был восстановлен под руководством инженера Б. Пероцкого. Булыжное покрытие на нем заменили базальтовой брусчаткой, а освещение стало электрическим. Руководил восстановительными работами инженер Бронислав Пероцкий. Мосту дали имя Понятовского.

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

1915 г.

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост
Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост
Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Временный деревянный мост

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост
Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

1935 г.

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Старый мост. 30-е годы

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

1936 г.

В 1944 году мост был взорван немецкими войсками, пытавшимися задержать освобождение города советскими войсками. 30 октября 1949 года было открыто движение по восстановленному мосту. Тогда же остатки сохранившейся базальтовой брусчатки уложили на улице Мостовой приблизительно от того места, где начинается лестница, ведущая к театру, и до самого моста. В середине 80-х годов, когда проводилась реконструкция площади Ленина, эту брусчатку вместе с бетонными плитами уложили на площади. В ходе последней реконструкции площади историческая брусчатка сохранилась.

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Старый мост. Горящий захваченный немцами Гродно. 06.1941 года

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Немцы на мосту. Август-сентябрь 1941 года

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Вид на центр Гродно 1942

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Вид на город и взорванный автодорожный мост немцами во время отступления. 1944 год

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Взорванный мост. 1944 год

До открытия в 1971 г. Нового моста Старый мост был единственным автодорожным городским мостом. В 1986 г. в помощь существовавшим мостам введен в эксплуатацию третий — Румлевский мост.

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Вид на Старый мост и город. Конец 50-х годов

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост
Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Старый мост. 1960 год

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Старый мост. 22.12.1978 года

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Старый мост. Нач. 80-х годов

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Старый мост. 90-е годы

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Старый мост. Начало 2000-х годов

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Старый мост перед реконструкцией. 10.04.2006 года

16 января 2008 года Старый мост был закрыт на реконструкцию, в связи с низкой пропускной способностью. После реконструкции пропускная способность моста составила 3 тысячи транспортных единиц в час. В течение неполных девяти месяцев он был расширен до четырех полос движения автомобильного транспорта и внешне ему был придан вид моста начала XX столетия. Открытие движения через «новый Старый мост» состоялось 9 октября 2008 г.

Ответ на пост «Как открывали мосты раньше» Мост, Строительство, История, Республика Беларусь, Гродно, Российская империя, Ответ на пост, Видео, Длиннопост

Беларусь

4.4K поста4.5K подписчиков

Правила сообщества

Подчиняется общим правилам сайта pikabu.ru;

Запрещены (наказываются, вплоть до временного бана внутри сообщества):

- ксенофобия, токсичность, провокации, расизм и шовинизм, экстремизм или подстрекательство к нему; 

- рекламные посты;

Если вы заметили какое-либо нарушение, пожалуйста, напишите об этом @admoders.