Отражение реальных трагедий в массовой культуре. Часть вторая: крушение "Титаника"

Гибель крупнейшего морского лайнера под названием «Титаник» в 1912 году является самой известной и обсуждаемой трагедией подобного рода. На эту тему исследовано бесконечное количество документов, приводятся воспоминания тысяч свидетелей, написаны сотни работ и книг, сняты документальные и художественные фильмы. Также люди умудрялись ставить пьесы по мотивам трагедии, создавать видеоигры, пародировать крушение в мультсериалах и даже создавать мультики с участием известного лайнера.  А в магазине игрушек для коллекционеров моделей кораблей появилась фигурка радиоуправляемого одноимённого корабля:

Отражение реальных трагедий в массовой культуре. Часть вторая: крушение "Титаника" Негатив, Фильмы, Трагедия, Мультсериалы, Титаник, Крушение, Кораблекрушение, Массовая культура, Преступление, Видео, YouTube, Длиннопост

Но обо всём по порядку. Пожалуй, ни одно крупнейшее кораблекрушение в мире не было настолько востребовано в массовой культуре, как разбившийся об айсберг лайнер, считавшийся по меркам того времени непотопляемым. Те, кто находился на борту "Титаника", были плохо подготовлены к такой чрезвычайной ситуации. Экипаж не был должным образом обучен проведению эвакуации, а пассажиры третьего класса были в основном брошены на произвол судьбы, в результате чего многие из них оказались в ловушке под палубами, когда корабль наполнился водой.


Сигналы бедствия посылались по радио, ракетами и лампами, но ни один из ответивших кораблей не был достаточно близок, чтобы добраться до "Титаника" до того, как он затонул. В результате крушения погибло от 1,490 до 1635 человек из числа 2435 пассажиров и 892 членов экипажа. Из них 324 человека располагались в первом классе, 284 во втором и 709 в третьем. Из них 869 (66%) были мужчинами и 447 (34%) женщинами. На борту также находилось 107 детей. Часть пассажиров умерла от остановки сердца и холода при погружении в океан с температурой -2 °C (28 °F) в течение 15-30 минут. И лишь 710 выживших человек были доставлены "Карпатией" в Нью-Йорк.


В то время "Титаник" считался престижным судном, а круиз на нём - редкой роскошью. Некоторые из самых выдающихся людей того времени заказали билет на борт "Титаника", путешествуя первым классом. Среди них (вместе с теми, кто погиб, отмеченными кинжалом или _BOS_) были: американский миллионер Джон Джейкоб Астор IV _BOS_ и его жена Мадлен Форс Астор, промышленник Бенджамин Гуггенхайм†, художник и скульптор Фрэнсис Дэвис Милле _BOS_, владелец Macy's Исидор Штраус† и его жена Ида†, денверская миллионерша Маргарет "Молли" Браун, сэр Космо Дафф Гордон и его жена, кутюрье Люси (леди Дафф-Гордон), лейтенант Артур Пехен, писатель и историк Арчибальд Грейси, игрок в крикет и бизнесмен Джон Б. Тайер† с женой Мариан и сыном Джеком, Джордж Дантон Вайднер†, его жена Элеонора и сын Гарри†, Ноэль Лесли, Графиня Ротес, Мистер и миссис Чарльз М. Хейс, Мистер и миссис Генри С. Харпер, Мистер и миссис Уолтер Д. Дуглас, Мистер и миссис Джордж Д. фитиль, Мистер и миссис Хенри Б. Хэррис, Мистер и миссис Артур Райерсон л., Мистер и миссис† Хадсон И. Х. Эллисон, Мистер и миссис Диккинсон Бишоп, архитектор Эдвард Остин Кент†, теннисисты Карл Бер и Дик Уильямс, автор и светская львица Хелен Черчилль Кэнди, будущий юрист и бабушка Элси Бауэрман и ее мать, Эдит, журналист и общественный реформатор Уильям Томас Стед†, светская львица Эдит Эванс Корс†, Шарлотта Дрейк, французский скульптор Поль Chevré [фр], Дороти Гибсон со своей матерью Полин, Президент Швейцарской Bankverein кол. Альфонс Симониус-Блюмер, банкир Роберт Уильямс Дэниел и другие.


Долгое время считалось, что "Титаник" затонул целым и невредимым, и на протяжении многих лет было выдвинуто множество планов подъема затонувшего корабля. Ни одна из них не принесла плодов.Фундаментальной проблемой была явная трудность найти и добраться до затонувшего судна, лежащего на глубине более 12 000 футов (3700 м) под поверхностью, в месте, где давление воды превышает 6500 фунтов на квадратный дюйм (450 бар). Чтобы обнаружить корабль, было предпринято несколько экспедиций, но только 1 сентября 1985 года франко-американская экспедиция под руководством Жана-Луи Мишеля и Роберта Балларда добилась успеха.


Команда обнаружила, что "Титаник" действительно раскололся на части, вероятно, вблизи или на поверхности, прежде чем опуститься на морское дно. Разделенные носовая и кормовая части находятся примерно в трети мили (0,6 км) друг от друга в Титаническом каньоне у побережья Ньюфаундленда. Обе секции ударились о морское дно со значительной скоростью, в результате чего нос смялся, а корма полностью разрушилась.


Носовая часть, безусловно, более нетронутая, и до сих пор содержит некоторые удивительно нетронутые интерьеры. В отличие от этого, корма полностью разрушена; ее палубы облепили друг друга, а большая часть обшивки корпуса была оторвана и разбросана по морскому дну. Гораздо больший уровень повреждений кормы, вероятно, обусловлен структурными повреждениями, полученными во время потопления. "Титаник" так и не удалось поднять со дна, и на данный момент он охраняется Конвенцией ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия 2001 года.


Это означает, что все государства-участники конвенции будут запрещать разграбление, коммерческую эксплуатацию, продажу и рассеивание затонувшего судна и его артефактов. Из-за расположения затонувшего судна в международных водах и отсутствия какой-либо исключительной юрисдикции над районом крушения конвенция предусматривает государственную систему сотрудничества, с помощью которой государства информируют друг друга о любой потенциальной деятельности, касающейся древних мест кораблекрушения, таких как "Титаник", и сотрудничают в предотвращении ненаучных или неэтичных вмешательств. Но теперь поговорим о влиянии данной катастрофы на сознание людей.


Массовая культура по-разному интерпретировала случившееся: гибель пассажиров "Титаника" воспринималась и как символ технологического высокомерия, и как основа для безотказных улучшений, и как классическая история катастроф, и как обвинение в классовом разделении того времени, и как романтичная трагедия с героизмом некоторых из её жертв. Интенсивность общественного интереса к катастрофе "Титаника" и ее непосредственным последствиям можно объяснить глубоким психологическим воздействием, которое она оказала на общественность, особенно в англоязычном мире.


Вин Крейг Уэйд комментирует это так: "в Америке глубокая реакция на катастрофу может сравниться только с последствиями убийств Линкольна и Кеннеди ... весь англоязычный мир был потрясен, и для нас, по крайней мере, эту трагедию можно рассматривать как водораздел между девятнадцатым и двадцатым веками". В конце 20-го века произошло три или четыре крупных волны общественного интереса к "Титанику". Первая произошла сразу после потопления, но внезапно закончилась пару лет спустя из-за начала Первой мировой войны, которая была гораздо более серьезной и насущной заботой большинства людей.


Вторая была связана с экспедицией Роберта Балларда, связанной с тщательным исследованием обломков "Титаника" в 1985 году. Третья, когда в воскресенье 10 июля 2011 года в районе Куйбышевского водохранилища в Татарстане затонул двухпалубный дизель-электроход "Булгария", названный в честь древнейшего волжского государства. На борту судна находилось 201 отдыхающих. Спастись удалось лишь 79 из них. Погибло 122 человека, из них - 28 детей, по слухам запертых в музыкальном салоне во время шторма и крена судна.


Сами пассажиры, которым доводилось отдыхать на «Булгарии», свой вердикт выносили уже неоднократно. Вот, например, дословный отзыв с одного из форумов: «Что касается технической стороны судохода — это вообще КАРАУЛ! Как можно было его выпускать?! Как выразился один отдыхающий в книге жалоб и предложений: «Это корыто годится лишь для перевозки скота!» (дословно). Напрочь отсутствуют текущий и капитальный ремонт. Проблемы начинаются, простите, с сан.узлов и заканчиваются работой двигателя. То у нас смог, то вода куда-то просочилась, — одно сплошное "приключение"!». Впрочем, такие нелестные отзывы ни членов экипажа, ни известную на весь мир субарендатора Светлану Инякину ничуть не волновали...

Отражение реальных трагедий в массовой культуре. Часть вторая: крушение "Титаника" Негатив, Фильмы, Трагедия, Мультсериалы, Титаник, Крушение, Кораблекрушение, Массовая культура, Преступление, Видео, YouTube, Длиннопост

Восточная пресса сразу назвала «Булгарию» российским «Титаником», хотя единственная общая черта этих двух судов состоит только в том, что оба они утонули. «Титаник» был самым современным судном своего времени. Он был совсем новым и превышал по размерам любой из существовавших тогда океанских лайнеров. Компания White Star Lines, владевшая «Титаником», называла его «непотопляемым». К тому же он считался исключительно комфортабельным.


В итоге «Титаник» обманул все ожидания и утонул во время своего первого рейса, столкнувшись с айсбергом на севере Атлантического океана. «Булгария» же утонула при совсем других обстоятельствах. Она была построена в Чехословакии более пятидесяти лет назад, и уже тридцать лет ее состояние проверялось по минимуму.


Считается, что крушение «Булгарии» произошло из-за плохого технического обслуживания и устаревшего оборудования. Теплоход был построен в 1955 году и оснащен исключительно комплектующими советских времен. Вероятно, причиной гибели 120 людей стал недостаточный контроль над состоянием судна, коррупция и отсутствие проверок его безопасности. Между тем «Титаник» был самым современным лайнером. Как сообщается, 56-летняя «Булгария», ранее именованная "Украиной", всерьез не ремонтировалась аж с 1980 года, принимала участие в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, а один из ее двигателей плохо работал еще до ее выхода из порта.


Когда ветер и волны заставили теплоход накрениться – что опасно для любого судна – капитан не смог выровнять крен, прежде чем «Булгария» перевернулась. Но, согласно официальным данным, судно УЖЕ до катастрофы имело заметный крен на правый борт. Впрочем, в одном сравнение с «Титаником» выглядит точным. Обе аварии были чудовищными трагедиями, которых, вероятно, можно было избежать.


Четвёртая волна интереса к "Титанику" всплыла, когда спустя ровно год после катастрофы на Волге, 13 января в пятницу затонул другой круизный лайнер - "Коста - Конкордия". Он налетел на скалу, отклоняясь от намеченного курса. Из 4252 человека (3206 пассажиров; 1023 членов экипажа) погибло 34 человека (среди них 27 пассажиров, 5 членов экипажа, 2 спасателя). Таким образом, выходит, что "Титаник" стал нарицательным обозначением любого крупного кораблекрушения XXI века.


И если при крушении той же  «Булгарии» было снято четыре документальных фильма, среди которых выделяются - "Чёрный круиз. Катастрофа теплохода "Булгария"" и "Роковой круиз" в рамках "ЧП Расследования", и написана пара песен, то "Титанику" их посвятили чуть ли не целую плеяду. Завершая обзор творчества трагедии "Булгарии", хочется отметить, что свои треки памяти погибшим посвятила никому не известная группа "Пульс Сердца", рэпер Мон Блан, потерявший в той катастрофе друга, и некая Катерина Илич, сочинившая свой реквием:

Как и в случае с "Булгарией", катастрофа "Титаника"привела к потоку стихотворных элегий в таких количествах, что американский журнал Current Literature прокомментировал, что его редакторы "не помнят ни одного другого события в нашей истории, которое вызвало бы такой прилив песен в колонках ежедневной прессы". Поэты издавали свои собственные сборники, писали слова соболезнования, посвящали произведения урокам, которые можно извлечь из трагедии, и конкретным инцидентам, произошедшим во время и после потопления.


Также зачастую писатели пытались увековечить в своём творчестве и приводить в качестве примеров и пассажиров судна, реальных людей. Так, на примере миллионера Джона Джейкоба Астора, которого хвалили за якобы героические качества его смерти, Чемпион Кларк назвал "рыцарским поведением людей на злополучном корабле".


В Нью-Йорке любые попытки отразить в творчестве гибель людей строго пресекалась, стихотворения оценивались как "невыразимо ужасные",  "никчемные" и "невыносимо плохие". Пресса того времени для достойного упоминания в печати требовала, "чтобы у автора было что-то большее, чем бумага, карандаш и сильное чувство, что катастрофа была ужасной". Так, длинное стихотворение Кристофера Томаса Никсона "Прохождение Титаника" (Sic transit gloria mundi) было заклеймлено как "худшее стихотворение, вдохновленное потоплением "Титаника".


В последующие годы был создан ряд других произведений эпической поэзии. Авторство Э. Дж.Пратта "Титаник" (1935 года) отразило большой интерес, вызванный катастрофой в Канаде, где были похоронены многие жертвы. Стихотворение отражает тему трагического высокомерия, заканчивающуюся айсбергом как "хозяином широт". Пратт обвиняет в судьбе корабля финансистов, ответственных за его ввод в эксплуатацию, которых он описывает как "седовласых цезарей Мировой биржи".


Немецкий поэт Ганс Магнус Энценсбергер придерживался постмодернистского подхода в эпической поэме Der Untergang der Titanic ("Потопление Титаника", 1978), в то время как Пратт отражает потопление "Титаника" как определенное историческое событие, Энценсбергер одновременно включает документацию – включая оригинальные новостные сообщения от 15 апреля 1915 года – и ставит под сомнение степень, в которой это событие стало затемненным накопившимся мифотворчеством народной памяти. Как выразился Фостер, в стихотворении ""Титаник" несет на себе груз нашей веры и нашего неверия, нашего желания апокалипсиса и нашего страха перед ним, нашей усталости, нашей болтливой кончины, невыносимой легкости нашего бытия".

Отражение реальных трагедий в массовой культуре. Часть вторая: крушение "Титаника" Негатив, Фильмы, Трагедия, Мультсериалы, Титаник, Крушение, Кораблекрушение, Массовая культура, Преступление, Видео, YouTube, Длиннопост

Множество песен было написано сразу после катастрофы. По мнению американского фольклориста Дональда Уилгуса, «Титаник» вдохновил на создание «пожалуй, наибольшего количества песен, чем любая другая катастрофа, а возможно, и любое событие в американской истории». Первая песня о «Титанике» была написана спустя всего 10 дней после катастрофы. За 1912—13 года вышло более 100 песен, посвящённых лайнеру. В текстах музыкальных произведений наряду с выражением скорби поднимались наболевшие нравственные, социальные, политические и религиозные проблемы. Делался акцент на уроках трагедии, в частности, на смягчении социального неравенства. Самыми популярными треками того времени были «Корабль, который никогда не вернётся» и «Мой любимый утонул с этим кораблём».


В то же время многим песням раннего периода было свойственно прославление исключительно состоятельных пассажиров, ушедших на дно вместе с кораблём. Их храбрость и самопожертвование напрямую связывались с высоким социальным статусом и богатством, как в одной из популярных песен 1910-х:


"Были миллионеры из Нью-Йорка,

А другие из города Лондона.

Они все были храбрецами, и мужчин, и женщин спасали,

Когда великий «Титаник» тонул".


Экипаж и пассажиров низкого достатка воспевали реже[279]. Гибель мультимиллионера, самого богатого пассажира «Титаника», Джона Астора была неоднократно отмечена в песнях как яркий пример великодушия и чести. В песне «Герой терпит неудачу из-за Царя морей» Астор назван прекрасным принцем богатства, ему приписывались такие качества, как благородство, смелость, честность, самопожертвование не только ради спасения любимой женщины, но ради людей низшего социального статуса.


После окончания Первой мировой войны градус цинизма снизился. В 1924 году американским кантри-исполнителем Эрнестом Стоманом была выпущена песня The Titanic, ставшая одним из популярнейших вокальных произведений 20-х годов. Автору удалось продать около миллиона копий. Кораблю также посвящали свои песни певцы Карсон Робисон, Рэббит Браун, Фрэнк Хатчинсон, Вилли Джонсон, Дорси Диксон, Боб Дилан и другие.


Британские авторы песен увековечили память о катастрофе призывами к религиозным, шовинистическим и героическим чувствам. Песни были опубликованы с такими названиями, как "Stand to Your Post (Women and Children First!)" и "Be British (посвящается доблестному экипажу" Титаника")", причем последнее отсылало к мифическим последним словам капитана Смита. Трек "Корабль, который никогда не вернется" Ф. В. Сент-Клера провозглашал: "Женщины и дети первыми к лодкам...! И матросы умели повиноваться",  в то время как "Be British" призывала слушателей помнить о тяжелом положении выживших и жертвовать в благотворительные фонды, созданные для оказания им помощи: "Покажите, что вы готовы! с пенни или шиллингом! для тех, кого они оставили позади!".


По мотивам истории "Титаника" было снято несколько мюзиклов. Пожалуй, самой известной с момента ее премьеры в 1960 году является "Непотопляемая Молли Браун", инсценированная Мередитом Уилсоном, который черпал вдохновение из книги Джина Фаулера 1949 года "Непотопляемая миссис Браун". Бродвейский мюзикл представляет значительно приукрашенную версию подвигов настоящей Маргарет Браун, жертвы трагедии; она изображает, как она берет на себя командование титанической спасательной шлюпкой и держит выживших на своем попечении с помощью бравады и пистолета. Писатель Стивен Бил отмечает, что Молли Браун играет на американских стереотипах жизнестойкости и исключительности с намеком на изоляционизм.


В 1997 году другой мюзикл - «Титаник» - был удостоен пяти премий Тони, включая приз за лучший мюзикл. Мюзикл ставился на Бродвее на протяжении двух лет, а также игрался в Германии, Японии, Канаде и Австралии. Джон Саймон из журнала "Нью-Йорк" признался,что подошел к нему "с некоторым замиранием сердца" и пришел к выводу, что это было "серьезное, но безнадежно посредственное шоу". Журнал People был гораздо более комплиментарен, заявив, что требуется "мужество, чтобы написать мюзикл о самой печально известной катастрофе века, но бродвейский"Титаник " непоколебимо плывет вперед со своим грузом эпических тем". В 2012 году был исполнен "Реквием по Титанику" Робина Гибба, но не имел большого критического или коммерческого успеха.


В различных пьесах катастрофа "Титаника" фигурировала либо в качестве основного сюжета, либо мимоходом. Одной из самых ранних работ, непосредственно посвященных потоплению "Титаника" (хотя и в плохо замаскированной форме), была "Берг: пьеса" (1929) Эрнеста Реймонда, которая, как говорят, легла в основу фильма "Атлантика". Весьма успешная пьеса Ноэля Коуарда "Кавалькада" 1931 года, экранизированная в одноименном оскароносном фильме 1933 года, имеет романтический сюжет с шоковым финалом на борту "Титаника".


В 1974 году катастрофа была использована в качестве фона для пьесы "Титаник", которую Д. Брайан Андерсон характеризует как "одноактный сексуальный фарс". По её сюжету пассажиры и экипаж с нетерпением ждут прибытия айсберга, но корабль не может его найти. В то время как "Титаник" бродит по океану в поисках айсберга, те, кто находится на борту, заполняют время серией сексуальных откровений, таких как раскрытие одной девушкой того, что ей " нравилось держать млекопитающее во влагалище". Когда столкновение все-таки происходит, это оказывается розыгрышем жены капитана. Бродвейская постановка, в состав которой входила молодая Сигурни Уивер, получила, по словам Андерсона, "завывающие отзывы".


Пьеса Джеффри Хэтчера 1992 года "Шотландская дорога" (название относится к проходу на "Титанике") - это психологическая тайна, которая открывается открытием обезвоженной женщины, найденной на айсберге в Северной Атлантике в 1992 году. Она носит одежду в стиле 1912 года, но может произнести только слово "Титаник". Правнук Джона Джейкоба Астора исследует, является ли эта женщина подлинным выжившим из 1912 года, каким-то образом перенесенным вперед во времени, или является частью какой-то причудливой мистификации. Совсем недавно британские драматурги Стюарт Лав и Майкл Филдхаус написали собственные пьесы ("Титаник"). (1997) и "Песнь молотов" (2002) соответственно), которые затрагивают часто игнорируемый аспект взглядов и опыта людей, построивших "Титаник".


Британский композитор Гэвин Брайарс создал мультимедийное произведение под названием "Потопление Титаника" (1969), основанное на убеждении, что " звуки никогда полностью не умирают, а просто становятся все слабее и слабее. Что, если музыка группы "Титаника" все еще играет на глубине 2500 саженей под водой?". Пьеса использует коллаж звуков, начиная от подводных записей и заканчивая воспоминаниями выживших и сообщениями азбукой Морзе, чтобы вызвать звуки "Титаника". Как выразился Фостер: "Мы слышим приглушенный голос, похожий на голос утопленника, дающего показания как бы из-под волн, и колышущуюся музыку воды, а в конце секции-зловещие капли воды, которые увеличиваются в глубины зондирования, голос, теперь безмолвный или сливающийся с океаном, бездной, океаном. подводные отголоски нашей судьбы".


На тему «Титаника» выпущено множество видеоигр на различных платформах. В большинстве из них игра ведётся от лица пассажира обречённого лайнера, пытающегося спастись, либо дайвера, изучающего затонувшие обломки. В 1996 году вышла игра «Титаник: Прошлое можно изменить», отличавшаяся от своих предшественников по данной тематике большей точностью воссоздания интерьеров и экстерьера корабля. Игра проходит от первого лица от имени британского шпиона, пытающегося заполучить ценные артефакты, перевозимые немецкими агентами. После столкновения с айсбергом события в игре начинают происходить в реальном времени. Разработчикам игры удалось воссоздать хронологию крушения с достаточно высокой точностью. «Титаник» присутствует в нескольких судоводительских симуляторах, например, «Ship Simulator 2006», «Ship Simulator 2008», «Virtual Sailor», Silent Hunter III. В этих симуляторах также был сделан макет затонувшей "Булгарии". В 2012 году компания «Four Funnels Entertainment» анонсировала выход игры «Титаник: Честь и слава».


«Титаник» был показан во многих фильмах самых разных жанров: от мультипликационных и короткометражных пародий до документальных и фильмов-катастроф. Наибольшее число лент на данную тематику было снято в Великобритании, США, Франции и Германии. Так, в мультсериалах, где пародировался "Титаник", катастрофа либо была фоном для участников какого-то события, например, в серии из "Family Guy", где Стьюи Гриффин со своим братом Крисом и псом Брайаном путешествует во времени, либо явлением, которое по мнению создателей, должно было вызвать юмор у зрителей. Причём в качестве пародии показывалась отнюдь не сцена с парнем и девушкой  у носа корабля, а то, как лайнер ТОНЕТ где-то вдалеке, натыкается на айсберг или другое судно. Пример тому - французский мультсериал "Огги и тараканы".


Другая крайность - когда в мультике "Легенда Титаника" разворачивается сюжет то рыжеволосой "Золушки" Анжелики (2000 год), то невинной златокудрой девушки Элизабет (1999), влюблённой в цыгана, которую насильно хотят выдать замуж за другого, и других людей присутствуют также антропоморфные мыши, кот, срисованный с диснеевского Люцифера, рэпующий пёс, осьминог с лицом Каспера и банда Акул, как в "Подводной братве".


И сразу возникает несостыковочка в сюжете: сначала мышонок спрашивает своего деда, участника реальных событий, о гибели МНОГИХ людей, но ближе к финалу выясняется, что потонул-то только КОРАБЛЬ, а погибло только три персонажа итальянского мультика, да и тех потом возвращают из мёртвых, дабы не испортить хэппи-энд! И сюжет вращался не только вокруг "Титаника", но и некой китобойни. И да, НИ ОДНОГО КИТА вы в этом мультике так и не увидите! В 2004 году вышло северокорейско-итальянское продолжение анимационного фильма "Легенда о Титанике" под названием "В поисках Титаника". Мультфильм также известен как "Тентаколино".


Катастрофу "Титаника" показали аж в 16-ти документалках. Приведу примеры некоторых из них. Так, фильм "Спасен с"Титаника"/"Saved from Titanic" 1912 года был снят через двадцать девять дней после крушения в соавторстве с выжившей на борту лайнера жертвой -  Дороти Гибсон. К сожалению, в студии произошёл пожар - то ли по случайности, то ли это было дело рук тех. кто не хотел, чтобы правда о трагедии вскрылась, а раны людей бередили режиссёры, и плёнка считается утерянной. Осталось всего несколько производственных кадров. В этом же году во Франции был снят немой фильм под названием "La hantise" ("Одержимость").


В 1929 году в прокат вышел фильм "Титаник: катастрофа в Атлантике" режиссёра Эвальда Андре Дюпона, считавшийся самым первым звуковым фильмом о крушении знаменитого лайнера. Картина была переведена на три языка: английский, немецкий и французский. Съемки проходили на борту лайнера White Star RMS Majestic. Название фильма "Атлантик" также являлось и наименованием затонувшего корабля в фильме, так как компания "Уайт Стар Лайн" отказалась дать создателям фильма авторское разрешение использовать в фильме слово "Титаник".


В 1943 году, во время разгара Второй Мировой войны в Германии вышел нацистский пропагандистский фильм "Титаник", где вымышленный немецкий офицер на "Титанике" изображен героем, а британцы-злодеями. Первый фильм, в котором необычно используется название "Титаник" и смешиваются вымышленные сюжеты и персонажи с историческими личностями на борту корабля. Снята картина была на борту немецкого лайнера SS Cap Arcona, который позже был потоплен Королевскими ВВС с человеческими жертвами, значительно превышающими потери "Титаника".


В 1958 году режиссёр Рой Уорд Бейкер снял британскую докудраму под названием "Ночь на память", по одноименной книге Уолтера Лорда с Кеннетом Мором в главной роли второго офицера корабля Чарльза Лайтоллера. Считается одним из самых исторически точных фильмов-катастроф "Титаника", за заметным исключением того, что в нем не изображен корабль, раскалывающийся пополам. Общепринятым мнением в то время и результатом расспросов было то, что судно затонуло нетронутым; было подтверждено только то, что оно раскололось после того, как обломки были найдены в 1985 году. Некоторые сцены эффектов были "позаимствованы" из немецкого фильма 1943 года.


В 1992 году режиссёр Стивен Лоу снял 95-минутный документальный фильм IMAX под названием "Титаника", который в значительной степени посвящен открытию и исследованию места крушения "Титаника". Показаны два выживших человека во время той трагедии: воспоминания Фрэнка Голдсмита (клип 1977 года) и интервью Евы Харт. В документальном фильме 1981 года "Поиск Титаника" известный актёр Орсон Уэллс (по фильму "Гражданин Кейн") повествует об экспедиции Джека Гримма в июле 1980 года, связанной с исследованием обломков затонувшего лайнера.


Подобное происходит и в фильме "Возвращение на "Титаник". Ряд других картин углубляются в поиски причин произошедшей трагедии, проводят собственное расследование, рассказывают об экспедиции 1986 года под руководством Роберта Балларда на поиски "Титаника" ("Тайны Титаника", 1986 год), первой неудачной попытке восстановить "большой кусок" корпуса "Титаника" ("Расследование начинается", 1996 год), усилия по поиску, исследованию и документированию затонувшего "Титаника", а также технологии, разработанные для его поиска... включая экспедицию 2001 года по документированию крушения Титаника с помощью HD - камер ("Титаник: 90 лет назад", 2002 год) и т.д. Последний документальный фильм был снят в 2020 году под названием "Вернемся к "Титанику", где первая экспедиция, вернувшаяся на "Титаник" почти за 15 лет, исследует ухудшающееся состояние разложения обломков


Два художественных фильма на эту тему («Титаник» режиссёра Жана Негулеско 1953 года и «Титаник» режиссёра Джеймса Кэмерона 1997 года) были удостоены премий Оскар. Для съёмок фильма 1997 года был выстроен односторонний полномасштабный макет лайнера без носа и несколько малых макетов. Романтичная песня из фильма Кэмерона - «My Heart Will Go On» канадской певицы Селин Дион мгновенно обрела бешеную популярность. В 1999-м году её перепела российская певица Зарифа́ Паша́евна Мгоя́н, известная под псевдонимом "Зара". В русском дубляже песня так и называется: "Титаник". Причём, заметьте, что у Негулеско, что у Кэмерона название фильмов и сюжет практически идентичны, как в "Дракуле Брэма Стокера" от создателя оригинальных "Мрачных Теней" Дэна Кёртиса 1970-х годов, так и от Фрэнсиса Форда Копполы в 1990-х.

Отражение реальных трагедий в массовой культуре. Часть вторая: крушение "Титаника" Негатив, Фильмы, Трагедия, Мультсериалы, Титаник, Крушение, Кораблекрушение, Массовая культура, Преступление, Видео, YouTube, Длиннопост
Отражение реальных трагедий в массовой культуре. Часть вторая: крушение "Титаника" Негатив, Фильмы, Трагедия, Мультсериалы, Титаник, Крушение, Кораблекрушение, Массовая культура, Преступление, Видео, YouTube, Длиннопост

С 1912 года потопление "Титаника" послужило источником вдохновения для огромного количества книг; как выразился Стивен Бил, "ходят слухи, что три наиболее написанные темы всех времен-это Иисус Христос, Гражданская война в Америке и катастрофа "Титаника". Первая волна книг была опубликована вскоре после потопления. В то время два выживших опубликовали свои собственные отчеты: "Гибель Титаника" Лоуренса Бисли и "Правда о "Титанике" Арчибальда Грейси. Бизли начал писать свою книгу вскоре после того, как его спасла "Карпатия", и дополнил ее интервью с другими выжившими. Грейси провел обширные исследования и интервью, а также присутствовал на расследовании Сенатом США обстоятельств потопления судна. Он умер в декабре 1912 года, как раз перед тем, как его книга была опубликована.

Криминал

2.6K постов9.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Есть правила поведения на Пикабу. Придумывать что то новое смысла администрация сообщества не видит, во всяком случае пока.


Сообщество нуждается в создателях контента, но с рядом требований:


-Соблюдение тематики

-Приемлимое , воспринимаемое и читаемое оформление контента


Ну и главное: все посты,тексты в сообществе не являются рекламой преступной жизни и прославлением "Блатной романтики",а носят сугубо информативный характер.


Ибо "Вор должен сидеть в тюрьме".