Основные причины, почему предпринимателем отказывают в предоставлении мер государственной поддержки

Исполняю обещание, данное @baba.s.baobaba,

Сегодняшний пост будет посвящен не франчайзингу, а основным причинам отказа в получении государственной поддержки предпринимателям.

Советы, которые будут даны ниже, были выработаны на собственной практике и практике моих знакомых и клиентов. Данные советы не гарантируют вам то, что вы со 100% вероятностью сможете получить те или иные меры государственной поддержки бизнеса, но тем не менее могут здорово облегчить данную процедуру.

На самом деле бытуют несколько распространённых заблуждений:

  • Государство только и делает, что кошмарит малый и средний бизнес и никак ему не помогает;

  • Помощь от государства возможно получить только крупным игрокам;

  • Чтобы получить деньги от государства, надо иметь знакомых в государственных органах.

Ну что же, побуду сегодня адвокатом дьявола и постараюсь развеять эти заблуждения и их причины, а также как можно разрешить ту или иную проблему на основании собственного опыта.

Начнем с того, что есть несколько форм государственной поддержки, если классифицировать х простыми словами, то можно их распределить по следующим признакам:

  • Финансовая: гранты, субсидии, льготные займы и пр.

  • Имущественная: предоставления права пользования имущества на льготных условиях (например, арендная ставка ниже рынка);

  • Организационная: предоставление площадок для проведения мероприятий, помощь с рекламой ваших мероприятий и выставок;

  • Консультационная: консультации специалистов в различных сферах;

  • Образовательная: помощь в повышении квалификации ваших сотрудников.

Также можно дать еще одну классификацию, которая будет для нас интереснее, а именно условия получения субсидии:

  • Достаточно соответствовать предъявляемым требованиям (при условии, что на соответствующую программу еще не все средства выбраны);

  • Помимо соответствия требованиям необходимо доказать свое конкурентное преимущество;

  • Помимо соответствия требованиям необходимо доказать свою ценность для государства (прим. да, звучит грубо, но ниже я объясню в чем заключается данный тезис).

Причина № 1: неумение или нежелание искать информацию

Как это ни странно, но достаточно много людей считают, что отсутствуют какие-либо меры поддержки бизнеса даже не попытавшись проверить данное убеждение.

Не спорю, раньше, чтобы узнать о мерах гос. поддержки необходимо было перелопатить большое количество нормативки, чтобы понять, где, каким образом и какую поддержку может получить предприниматель от государства.

Однако, сейчас информация о мерах поддержки ищется в весьма короткие сроки, благодаря тому что большинство гос. учреждений имеют сайты, где публикуется данная информация, например:

https://mbm.mos.ru/ - г. Москва;

https://мсп.рф/ - различные регионы России;

https://crpp.ru/ - Санкт-Петербург

https://мойбизнес.рф/ - различные регионы России

https://www.exportcenter.ru/ - продвижение зарубежом

https://credit-fond.ru/ - льготное кредитование

Сразу скажу, что данные сайты предоставляют Вам лишь базовую информацию о мерах государственной поддержки, Вам в любом случае придется изучать нормативку, как минимум, чтобы понять следующую информацию:

  • кто может претендовать на получение гос. поддержки;

  • срок действия программы гос. поддержки;

  • какие услуги или активы (деньги, помещение и пр.) можно получить в рамках гос. поддержки;

  • документы, необходимые для получения гос. поддержки;

  • условия получения гос. поддержки;

  • формы заявлений;

  • прочее.

Если Вы не готовы вчитываться в нормативку, перед тем как подавать на получение гос. поддержки то для Вас есть весьма высокий риск того, что вам банально откажут, т.к. вы не предоставили весь пакет документов или не подпадаете под соответствующую программу.

Причина № 2: докажите свою ценность

Тут надо оговориться, что эта причина относится к ситуациям, когда Вы обращаетесь в гос. органы за предоставлением помощи не в рамках программ, которые можно получить только за соответствие необходимым критериям, например, вы работаете по франшизе или являетесь представителем общепита и претендуете на соответствующий вид гос. поддержки.

В данном случае мы с вами говорим о ситуациях, когда предприниматель обращается, например, за такими формами помощи:

  • предоставление помещения для проведения мероприятия;

  • помощь в рекламе (мероприятия, продукции);

  • получение финансирования для проведения мероприятия.

Если Вы придете в гос. учреждением со словами «Я слышал, что вы тут помогаете предпринимателем, дайте мне финансирование, чтобы я мог больше заработать», то Вас очевидно попросят на выход с такими просьбами.

Соответственно, обращаясь в гос. орган за поддержкой, для получения которой недостаточно только соответствовать тем или иным критериям, то Вам необходимо понимать, что если Вы хотите что-либо получить, то Вы должны понимать, что чтобы что-то получить, Вам надо показать ценность Вашего обращения, ценностью могут выступать следующие факторы:

  • наличие интереса/спроса населения к вашему продукту;

  • помощь вам благоприятно скажется на состоянии региона/страны: увеличится количество рабочих мест; увеличится поступление налогов в бюджет;

  • ваш бизнес имеет социальную направленность: помощь социально-уязвимым группам населения; ведете образовательно-просветительскую деятельность.

То есть, запрашивая помощь у гос. органов, как бы Вам это не нравилось, Вы в том числе должны показать, что оказанная вам помощь принесет пользу и для государства.

И да, не думайте, что это надо делать только субъектам малого и среднего предпринимательства, поищите в сети обращения крупного бизнеса (примеры в Интернете есть), в своих письмах им также приходится обосновывать почему им нужна гос. поддержка.

Причина № 3: один в поле не воин

Если вы захотите за счет государства, например, принять участие в какой-нибудь выставке, то придя с заявкой на получение финансирование высок риск того, что вам откажут.

Однако, если вы покажете, что в вашем регионе есть активное сообщество предпринимателей, заинтересованное в участии в соответствующей выставке, то получить финансирование  гораздо больше шансов, правда в данном случае у вас будет один общий стенд в формате общего стенда поставщиков товаров/услуг соответствующего региона/страны.

Причина № 4: вы не туда обратились

Например. вы знаете, что у вашего продукта есть потенциал развития на зарубежных рынках, но у вас не достает денежных средств или ресурсов для поиска покупателей зарубежом.

Узнав, что государство оказывает финансовую и организационную поддержку экспортерам вы приходите в местную организацию, чтобы получить соответствую поддержку, но к вашему разочарованию вам отказывают и вы получаете для себя негативный опыт взаимодействия с гос. органами по вопросу по вопросу получения поддержки от государства.

Однако, если бы вы пошли в РЭЦ (Российский экспортный центр) с соответствующей заявкой, то ваши шансы получить помощь: организационную, консультационную, финансовую для продвижения вашего продукта зарубежом становятся гораздо выше.

Конечно, не все так просто, вам надо будет доказать, что спрос на продукт, аналогичный вашему, действительно есть, а именно ваш продукт конкурентоспособен.

Точно также и с остальными видами субсидий, например:

- если необходимо финансирование на развитие бизнеса, то лучше идти в тот же фонд содействия кредитованию. Да на возмездной основе, но куда дешевле чем в банке;

- если нужна консультационная помощь, то можно пойти в отделение «Мой бизнес»;

- и далее.

Причина № 5: будьте в тренде

Как ни странно, но практика показывает, что если вы представитель бизнеса, в отношении которого наш президент проявляет особую заинтересованность в своих выступлениях, посланиях и пр., то у вас больше шансов получить меры гос. поддержки.

Не стесняйтесь в своих запросах ссылаться на ВВП и его выступления, чтобы показать почему вам необходим помочь. Безусловно основным аргументом ссылка на слова президента служить не может, но тем не менее, дополнительным аргументом может служить.

Причина № 6: заручитесь помощью старшего брата

В России так или иначе есть ассоциация/союз/сообщество представителей, официально зарегистрированные в форме той или иной некоммерческой организации бизнеса объединенных по сферам предпринимательской деятельности или иным направлениям.

Один из способов облегчить вам свое общение с гос. органами – это вступить в такое НКО. Но простое вступление ничего не даст, никто не любит пассивных участников, проявите активность. Одним из способов проявления такой активности может служить открытие территориального отделения такого НКО в своем регионе или организация отдельного НКО регионального аналогичного союза, предварительно заручившись поддержкой ассоциации федерального масштаба.

Что вам это даст?

Если советы с № 1 по № 5 в основном направлены на то, чтобы повысить ваши шансы на получение от государства мер поддержки, то создание в своем субъекте полноценного сообщества с протекцией организации федерального уровня может помочь вам подаче инициатив на разработку программ государственной поддержки и мероприятия, которые с большей вероятностью не будут отложены в долгий ящик или вовсе выкинуты в корзину.

Причина № 7: общайтесь с представителями гос. органами на мероприятиях

Общение здорово облегчает жизнь по многим направлениям, включая и по теме данного поста.

В России проводятся множество мероприятий, на которых в том числе присутствуют видные представители бизнеса и чиновники разного уровня в качестве спикеров или обычных слушателей.

Если у вас хорошо в голове настроены спам-фильтры от тех, кто ходит на такие услуги, чтобы продать что-либо, то я рекомендую походить на такие мероприятия, как показывает моя личная практика, примерно в 15 – 25% случаях можно не только встретиться с интересными и полезными людьми, но если вы их заинтересуете, то получить полезное знакомство, которое в том числе может помочь в достижении ваших целей.

Причина № 8: не только предпринимателям нужны чиновники, но и наоборот

Если вы думаете, что чиновникам надо, чтобы к ним никто не приходил и они могли спокойно сидеть у себя в кабинетах, то вы ошибаетесь.

Есть план по организации и проведению мероприятий и есть бюджет, который необходимо освоить, соответственно, всегда можно найти общий язык, например, некое объединение предпринимателей берет на себя организацию мероприятия, а гос. орган обеспечивает рекламу и площадку.

И тут нам надои вернуться к причинам № 6 и 7, всегда работать в первую очередь будут с тем кто себя зарекомендовал, а не с незнакомцем.

Таком образом, чтобы не разочароваться преждевременно в гос. органах и поддержке российских предпринимателей не поленитесь:

  • изучить какая гос. организация занимается необходимыми вам мерами поддержки;

  • изучить условия получения необходимых вам мер поддержки;

  • пообщаться с коллегами, которые успешно получили соответствующую поддержку (тут только нетворкинг, нетворкинг и еще раз нетворкинг);

  • изучить нормативку о тех формах гос. поддержки, которые вас интересуют;

  • старайтесь находить контакты и общаться с представителями бизнеса, которые всплывают чаще всего в официальных СМИ и имеют хорошую репутацию – это здорово облегчает проблему получения мер гос. поддержки.

    Что ж, пост получился несколько сумбурным, но общую идею о том, как облегчить себе путь к получению мер государственной поддержки я думаю донес.

    Если пост вызовет интерес, то я постараюсь более подробно развить данную тему и конкретизировать каждый из 8 пунктов данного поста.

Бизнес

2.4K поста32.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.