Ошибки социального восприятия

Ошибки социального восприятия Психология, Мозг, Мышление, Иллюзия, Длиннопост

Мир не такой каким кажется

Социальное восприятие — это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Каждый из нас имеет свою индивидуальность, особенности личности, прошлый жизненный опыт, различный набор шаблонов и стереотипов поведения.

Благодаря этому мы формируем свой образ для других людей, и через эту же призму воспринимаем окружающий нас социум. В процессе эволюции в наших познавательных процессах появилось множество упрощенных схем реагирования на происходящие события, это позволяет нам мгновенно решать типичные ситуации в жизни, помогает сохранить энергию и сэкономить время.  Кроме того, стереотипное поведение дает возможность классифицировать окружающий мир, чтобы упорядочить его и чувствовать себя в нем более уверенно.

Однако шаблоны могут также приводить к неправильным суждениям, предубеждениям и распространению стереотипов о нас самих и других людях. Когда мы застреваем в ожиданиях и предубеждениях, мы испытываем трудности в построении межличностных отношений.

Какие бывают ошибки восприятия?

Данных ошибок огромное количество - более 160, и продолжают выделять новые. Рассмотрим основные из них.

Ошибка неравенства - качества человека, значительно превосходящего или уступающего нам по социальному, интеллектуальному, групповому статусу переоцениваются или резко недооцениваются. Пример, поход в салон дорогих автомобилей в простой и недорогой одежде не привлечет внимание менеджеров и внимательного обслуживания получить не удастся.

Ошибка атрибуции - свои промахи человек объясняет объективными обстоятельствами, а чужие промахи - их личными качествами. Пример, я опоздал на работу, потому что автобус не приехал вовремя, а начальник решил, что я непунктуальный и из дома мне надо выходить заранее.

Эффект ореола - общее впечатление о человеке формируется на основе первого впечатления о его отдельных характеристиках личности. Пример, если человек в очках, то он начитанный, девушка с синими волосами не может быть серьезной.

Эффект новизны - люди склонны уделять больше внимания новой информации или новым стимулам, чем знакомым. Это связано с процессами кратковременной памяти. Пример, если вы прочитали научную статью, а потом вам необходимо написать по ней тест, то лучше всего вы справитесь с вопросами, которые касались последней прочитанной информации.

Иллюзия корреляции - привычка видеть взаимосвязь в следующих друг за другом событиях, хотя в реальности этой связи нет. На основе этой когнитивной ошибки формировались приметы. Пример, пятак под пяткой принесет положительную оценку на экзамене, кто-то замешкался на дороге, за рулем блондинка.

Ошибка выжившего - ложные выводы, построенные только на известных фактах, при этом неизвестные факты в расчет не берутся. Пример, считается, что дельфины толкают человека к берегу. От кого мы это знаем? От тех, кто спасся благодаря этим умным морским животным. Те, кого дельфины толкали в открытое море, ничего не расскажут.

Ошибка игрока - ошибочное ощущение, что если какой-либо случайный результат повторяется слишком часто, то в следующий раз он не повторится. Пример, при подбрасывании монетки не имеет значения сколько раз подряд выпал тот или иной результат, с каждой новой попыткой шанс, что выпадет орел или решка не меняется - он равен 50%.

Феномен презумпции взаимности - устойчивая тенденция человека воспринимать отношения к нему со стороны окружающих его людей подобным его собственным отношениям к ним. Пример, если человек другим говорит правду, то он думает, что окружающие перед ним тоже честны.

Эффект Пигмалиона - ситуация, когда негативные или позитивные ожидания сбываются, но не потому, что человек их предвидел, а потому что сделал все, чтобы они сбылись. Пример, ходит слух, что новый коллега необщителен, и вы проявляете сдержанность и не заводите разговор первым, коллега, видя, что вы молчите, тоже с вам не разговаривает, тем самым вы убеждаетесь, что слух правдив.

Эффект Зейгарник - человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Пример, нереализованные желания и цели, несказанные слова или города, в которых так и не побывали, мы помним лучше, чем невероятную экспедицию, в которой были десять лет назад.

Эффект группового фаворитизма - тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. Пример, член жюри на танцевальном конкурсе более благосклонен к коллективу, представляющий его бывшую танцевальную школу.

Ошибка контраста - ситуация, когда человек оценивает объект или событие не в отдельности, а в сравнении с чем-то другим, что было до этого или что находится поблизости. Пример, если вы весь день просидели в мрачном душном офисе, то выйдя на солнышко и свежий воздух вы испытаете бОльшую радость. Это происходит из-за контраста закрытого помещения и простора.

Что же делать с когнитивными искажениями восприятия?

К сожалению, полностью от них избавиться не получится. При этом важно научиться их выявлять и заменять на более осознанные реакции. В этом поможет рассмотрение ситуации с разных стороны, выявление объективной информации - с позиции оппонента, стороннего независимого наблюдателя. Важно развивать в себе критическое мышление, логику, стараться не принимать важные решения в крайне эмоциональном состоянии, здесь необходим отдых или перерыв. Если недостаточно информации для принятия решения, ее лучше уточнить у других людей, также важно осознавать последствия этого решения, и кого оно коснется.

На осваивание  этих навыков может потребоваться какое-то время, но в итоге они могут сэкономить силы и энергию, и помочь принять осознанное  решение.

Психология | Psychology

20.6K постов59.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.