Оранжевый век Голландской империи. Часть вторая. Продолжение
Часть первая:
Оранжевый век Голландской империи
Продолжение:
Оранжевый век Голландской империи. Продолжение
Часть вторая:
Оранжевый век Голландской империи. Часть вторая
Продолжение
С годами север окончательно покрылся оранжевым цветом. В 1581 году депутатами Объединённых Провинций была принята декларация о независимости (Акт отречения). Филипп II был лишён суверенитета над Нидерландами. Испанцы в этой войне допустили большую ошибку, да и вообщем в Нидерландах в целом. Пытаясь навязать всему народу огнём и мечем католицизм, они только сильнее оттолкнули от себя большую часть общества. Фанатичная нетерпимость к другим религиозно инакомыслящим, привела к тому, что из оккупированных ими южных провинций, люди массово бежали к принцу Оранскому, который объявив независимость Семнадцати провинций от Испании, гарантировал всем свободу вероисповедания.
Одними из бежавших были евреи из Антверпена. Им предоставилась возможность исповедовать иудаизм открыто, и многие из них стали переселяться, в первую очередь — в Амстердам. С появлением евреев в Амстердаме стало набирать силу их торговое влияние в городе. В 1593 году начался исход в Нидерланды марранов, испанских и португальских евреев, официально принявших в этих странах крещение, но большинство из них продолжавшие тайно исповедовать веру своих предков. Последних было так много, что во многих странах Европы, Азии и Латинской Америки в 16 веке слово «португалец» стало обозначать еврея.
Марраны играли важную роль в торговле и обладали большим экономическим потенциалом. Их усердный труд способствовал процветанию страны. Евреи встали на сторону дома Оранских, получив взамен покровительство королевской семьи. В тот период республика Семнадцати провинций, несмотря на войну, де-факто была независима и бурно развивалась. Особенно развитие коснулось Амстердама — центра голландской торговли, куда евреи везли на продажу свои товары и через который они поддерживали отношения с другими странами, наиболее успешно — с Левантом и Марокко.
Голландцы, умудряясь и воевать, и торговать, стали задумываться о более масштабных проектах, решив начать вмешиваться в колониальную политику Испании и Португалии, особенно в последнюю, так как она с 1580 года состояла в унии с Испанией, то есть сама была в зависимости, несмотря на то что её заморские владения, так и остались за ней. Удивительно конечно...Но обнаглевший маленький народ, собрался тоже завоёвывать мир. Несколько голландских компаний,
для торговли со странами Востока, решением Генеральных штатов Соединённых провинций Нидерландов были объединены в единую Ост-Индскую компанию. Её стартовый капитал составлял около 6,5 млн флоринов.
Незадолго до основания компании, одна из первых экспедиций была организована в 1598 году. В ее задачи входило: нападать на владения испанцев в Новом Свете и грабить их, открывать новые земли в Тихом океане и налаживать торговые отношения с Ост-Индией и Японией. Пять кораблей, составлявших голландскую флотилию, носили названия: «Гелоф» («Вера»), «Блейде Бодскап» («Благовещенье»), «Троу» («Обет»), «Хоп» («Надежда»), «Лифде» («Любовь»).
Сначала флотилию возглавил голландец Якоб Маху, но вскоре он скончался и командование принял на себя другой голландец — Симон де Кордес. Кроме голландцев в составе экспедиции оказалось несколько англичан: Уильям Адамс, его брат Томас и близкий друг Адамса-Тимоти Шоттен. Нас интересует первый персонаж.
Уильям Адамс...Родившись в городе Джиллингем, он с детства мечтал стать моряком, что со временем ему это удалось. Достигнув успехов на этом поприще, он стал шкипером, и даже отметился во время знаменитой "Гравелинской возни", на корабле «Ричард Даффилд» поставляя продовольствие и боеприпасы для английского флота.
Следующие десять лет Уильям много плавал на голландских торговых судах, принимал участие в плавании к берегам Африки и в двухлетней экспедиции в Арктику, посвященной поискам Северного морского пути. В 1589 году Уильям Адамс женился на Мэри Хин и у них родилась дочь Деливеренс. 9 лет спустя Адамса, как опытного шкипера пригласили голландцы, принять участие в экспедиции на Дальний Восток. В июне 1598 года флотилия выступила в путь из Роттердама. А дома в Англии, бедняжка Мэри проливала обильные слёзы, словно чувствовала, что им более не будет суждено свидеться.
Первая атака против "папистов" была совершена в Западной Африке, в Гвинейском заливе на остров Аннобон, принадлежащий португальцам. Голландцы пытались договориться насчёт пополнения продовольствия и оказания помощи больным, но в эти благие намерения им не поверили, запрещая высадиться. Тогда они высадили большой вооружённый отряд, который после стычки захватил местное поселение. Отдохнув флотилия отправилась к Магелланову проливу.
Остров Аннобон. Республика Экваториальная Гвинея. Наши дни
6 апреля 1599 года экспедиция достигла пролива Магеллана, и попали в зиму Южного полушария, повторив ошибки ещё первых европейцев, попавших в такую же ситуацию, в честь руководителя которых был и назван пролив. Зимовка была тяжёлой, нехватка продовольствия, голод и болезни, привели к потере части человеческих ресурсов.
По плану, после выхода из пролива, голландцы собирались грабить испанские поселения Перу. В случае шторма кораблям было назначено собраться у берегов Чили на широте 46°. И действительно, выйдя из пролива, корабли разметало стихией.
Однако «Гелоф», потерявший из виду флотилию, не направился к месту встречи, а вернулся в Магелланов пролив и оттуда домой, в Голландию. Экипаж «Троу» через Атлантику отправился к берегам Ост-Индии, где судно было захвачено португальцами. «Блейде Бодскап» взял курс на север, и в Вальпараисо попал в руки испанцев.
«Лифде», где находился Адамс, прибыл в назначенное для встречи место и ждал там месяц остальные корабли. Но тщетно. Пришлось отправиться на добычу провианта и пресной воды, в местечке Пуанта ди Лавапье на побережье Чили. Но отряд мародёров в составе 23 человек, среди которых находился брат Уильяма - Томас, попал в засаду, и был полностью перебит местными жителями.
После этой трагедии «Лифде» возле острова Мадре-де-Дьос встретил судно «Хоп» под командованием Тимоти Шоттена. На совете шли жаркие споры, что делать, возвращаться домой в Голландию, или продолжить плавание. На последнем настаивали англичане Адамс и Шеттон, предлагая найти Zipang - Японию, и продать ткани и часть оружия, по слухам этот товар в Стране восходящего солнца пользовался спросом. На том и порешили... Ну а какая судьба постигла эти корабли, я о них рассказывал в начале первой части, если вы ещё об этом не забыли, друзья.
Старейшая акция 1606 года, Голландской Ост-Индской компании, дошедшая до нас
6 января 1610 года. Порт Нагасаки, остров Кюсю. Япония.
Бой шёл уже четвёртый день. На огромной португальской карраке «Мадре де Деуш», которую японцы называли «Чёрный корабль», начинался пожар. Бизань - парус был объят огнём. С деревянной осадной башни, высотой с палубу карраки, построенной на плавучей платформе, покрытой влажными шкурами, японские лучники и аркебузиры вели огонь по кораблю. До этого самураи предпринимали несколько попыток высадки десанта, но все эти атаки португальцы отбили в рукопашной.
Капитан «Мадре де Деуш» Андре Пессоа понимал что скоро наступит конец. Горящий корабль из порта не уйдёт, а тушить его уже некому, команда из португальцев, негров и ласкаров, гибла на глазах. Ну что ж...Придётся пойти на крайние меры.
- Amigos e companheiros! - закричал прерывая шум боя Пессоа - Я не отдам корабль японцам! Португальцы не сдаются! Все кто сильные духом оставайтесь со мной! Кто не сможет, я пойму! Бегите...Спасайтесь кто может! Я взрываю пороховой погреб!!!
Не все имели мужество пойти на такой поступок. Часть команды стала прыгать за борт, почти всех их перебили, но несколько человек смогли добраться до берега.
Андре Пессоа отбросил свой меч и щит, и с горящим факелом в руках, подняв распятие воскликнул:
- Благословен Ты, о Господи, раз Ты хочешь, чтобы все это закончилось!
«Мадре де Деуш» взорвался...Взрыв расколол карраку на две части, уничтожив богатый груз корабля и его защитников, затопив плавучую платформу с большей частью атакующих. Вскоре всё стихло.
Андзин-сана, наблюдавшего за всем с высокого холма, пробрало. Несмотря на лютую ненависть к католикам-папистом, бывший Уильям Адамс сам себе признал, что потомки португальских конкистадоров достойно покинули этот мир. Смог ли он так сам поступить? Кто знает...
- Андзин-сан! - прибывший посыльный японец склонился в поклоне - Что делать с выжившими варварами?
- Оставить в живых! А там посмотрим...И повернувшись к окружавшим его воинам-самураям, произнёс:
- 尊厳をもって死ぬことを学ぶ! Songen omo tte shinu koto o gakubu! Учитесь достойно умирать!
Продолжение следует...
Если многоуважаемые читатели смогут себе позволить подбросить автору несколько песо, то он от всего сердца будет благодарен широте их души.






Лига историков
19.4K постов55K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения