Опыт организации дистанционного обучения в частной школе

Опыт организации дистанционного обучения в частной школе Школа, Карантин, Дистанционное обучение, Текст, Длиннопост

Время от времени вижу в сетях жалобы учителей, учеников и родителей на различные негативные аспекты внезапного вынужденного перехода на «удаленку» в школе. Жалобы вполне обоснованные, опирающиеся на факты, и, честно говоря, при всей их многочисленности довольно стереотипные.


С другой стороны у меня есть перед глазами пример черноголовской частной школы «Школяр», которой удалось в кратчайшие сроки организовать учебный процесс таким образом, чтобы свести негативные факторы к минимуму, и, если не считать бешеной загрузки директора и других координирующих работников, превратить учебу если в не более эффективную, то, по крайней мере, не менее. С некоторыми небольшими исключениями, о них – позже.

Я считаю, что такой опыт не должен оставаться неизвестным, особенно в плане его полезности для тех школ, которым не удалось так быстро и полно адаптироваться к ситуации. Поэтому постараюсь описать то, что видел так, как понял.


Мне кажется, что сложности с «дистанционкой» происходят не от каких-то конкретных причин, а от общей, системной неготовности к ней как технических средств, так и учителей и учеников. Нет концепции.


Поэтому первым делом в «Школяре» путем мозгового штурма было решено:

1. Учебный процесс не прерывать и не делать скидок на изменившуюся ситуацию.

2. Употребить переход к использованию компьютера для интенсификации занятий и перевод их в более зрелищную форму.


Для этого были оттестированы системы, позволяющие проводить дистанционные занятия: Skype, Zoom, Discord, BigBlueButton, Jitsi, Kosmi, еще несколько. Требования были: система должна запускаться как на компьютерах с произвольной операционной системой, так и на мобильных устройствах. Она не должна создавать существенной нагрузки на вычислительные мощности. Она не должна требовать от пользователей сложных действий: установки и настройки программ, замысловатой регистрации и так далее, так как пользователями у нас будут дети, пожилые учителя, далекие от компьютерной изощренности родители. Остановились на двух последних платформах. Они позволяют вести видеочат с большим количеством участников, демонстрировать экран, запускать ролики с Youtube, для входа достаточно пройти по ссылке. Нет, они не без недостатков, но простота использования их искупает.


Даже при такой простоте потребовались усилия компьютерно одаренных сотрудников школы, чтобы у всех все заработало – микрофоны, камеры, и не только. Это было сделано централизованно, собрание учителей происходило виртуально, и был проведен подробный инструктаж. После чего достаточно было отдельных консультаций отдельных учителей по разным поводам.


Затем учителя таким же образом инструктировали учеников и родителей.


Далее потребовалась организационная работа: расписание пришлось полностью пересмотреть.


Однако оказалось, что обстоятельства позволяют усовершенствовать учебный процесс. «Школяр» стоит на позиции, что ученику надо давать тот материал, который ему удобно и интересно осваивать, не привязываясь к возрасту слишком строго, так как темп развития отдельных способностей у всех детей разный, индивидуальный. Ребенок может нуждаться в «подтягивании» материала по русскому языку, скажем, за предыдущий класс, и успешно осваивать математику за следующий. У отдельных детей по отдельным предметам разрыв может достигать двух-трех классов.


Виртуозно составленное расписание позволило ученикам «посещать» именно те уроки, которые нужны именно им, в обязательном или в свободном порядке. Эта задача облегчилась тем, что «Школяр» – маленькая школа, и педсовет в состоянии (при известном напряжении) составлять расписание практически для каждого ученика отдельно.


Далее очень важен был момент организации учеников. Не секрет, что нахождение дома создает контекст свободного времени, и ученики, естественно, стали опаздывать на уроки, просыпать, а то и прогуливать. Для того, чтобы минимизировать этот эффект, были проведены родительские собрания, на которых было объяснено, что дети – маленькие, с ответственностью у них неважно, со способностью переключать контексты – тоже, и родителям необходимо помочь детям, «гоняя» их на уроки, и ни в коем случае не отвлекая их.


Возможно, эта часть процесса в «Школяре» также прошла проще, чем могла бы в других школах, так как «Школяр» ориентирован на эффективное обучение детей из заинтересованных в образовании семей. Не без эксцессов, разумеется, но все же.


Другая идея состояла в том, чтобы старшие ученики приняли на себя надзор над младшими и над друзьями. Она не сработала. Насколько я понимаю, из-за того, что доля ответственности, и без того внезапно возникшая на плечах учеников, оказалась предельной. Тем не менее, идея существует, и, возможно, кому-то удастся ее реализовать.


Пока же остается возможность, если какой-то ученик отсутствует к началу урока, попросить кого-то из одноклассников ему позвонить, или написать СМС самостоятельно, и обязательно, непременно, интересоваться позже у родителей, что случилось. Удаленно это не так сложно.


С этой целью, помимо вывешивания расписания в гугл-календаре, было подготовлено отдельное, дублирующее расписание в яндекс-календаре. Оно позволяет расписать события, как и гугл-календарь, но позволяет приглашенным (упомянутым в свойствах события) участникам видеть только события, имеющие отношение лично к нему. Таким образом ученик (или родитель) видит только персональное расписание и может поставить напоминания.


Были созданы доски объявлений в гуглдоке, для учителей, для родителей и для учеников.


По понедельникам проводится общее собрание учеников и учителей для разбора коллизий и составления планов по их преодолению. Согласитесь, что в физическом мире такое было бы затруднительно. Тем более, что онлайн-платформа позволяет участникам коллизии провести сепаратные переговоры во время или сразу после собрания.


Сейчас многие образовательные институты (в широком смысле) открыли доступ к учебным материалам. Чтобы не перегружать учителей поиском, директорат сканирует источники, скачивает эти материалы в облачные сервисы и предлагает учителям для организации уроков.


Отдельно была проведена работа с учителями. Им было продемонстрировано, как можно использовать на уроке изображения, видеоролики, прямо во время урока искать материалы по теме и предлагать это делать ученикам. Это особенно важно, так как постоянно пялиться в экран на «говорящую голову» для учеников утомительно.


Опыт показал (и позже был подтвержден отзывами коллег), что наилучшим способом подачи материала является сначала объяснение, затем демонстрация видео, иллюстрирующего материал, и его обсуждение.


Виртуальность позволяет индивидуализировать обучение. Можно разделить класс на группы и работать с группами одновременно, но раздельно, в разных классах, переключаясь по необходимости. Пока одна группа решает задачу, со второй можно дополнительно обсудить способ. Ну, например.


Вопрос дисциплины был решен относительно просто. Дабы ученик не притворялся присутствующим, «вися» в классе и одновременно играя в игру, у всех должны быть включены камеры. Оказывается, по движению глаз даже на мелких картинках отлично видно, участвует ученик в уроке или нет.


Вопрос домашних заданий для «Школяра» несколько отличен от традиционных школ, в обычное время самоподготовка проходит в школе, после уроков, с возможностью обратиться к учителю с вопросом, дома ученики не учатся, дома они дома. Чтобы не отступать от хорошо зарекомендовавших себя традиций, каждый учитель выделил часы, которые он проводит в виртуальной доступности, с включенным виртуальным классом, и любой ученик в это время может туда зайти и задать вопрос или попросить разъяснений.


Остается вопрос внешкольных мероприятий. Он уже рассмотрен, подобраны игры, в которые можно играть так же, виртуально, это разнообразные настолки, «мафия», и некоторые специфичные для интернета игры, коих гораздо больше, чем классических. Внимание было уделено развивающей стороне этих игр. Тем не менее, нагрузка пока такова, что к применению плана «Школяр» пока не приступил. Но, судя по всему, вот-вот приступит.


Не удержусь от шпильки в адрес отдела образования. Конечно, пользы от них ждать было бы наивно, но настолько демонстративное уклонение от какого-либо участия в сложной для школ ситуации для меня было все же удивительным. Одна радость, что хотя бы, в силу своей пассивности, не мешают. Уже достижение.


Теперь о реакции участников на нововведения.

Она разделилась на три формы:


1. Негативная.

Учителям, особенно тем, кто в возрасте, непривычно и неудобно вместо живых людей видеть маленькие изображения, и оперировать не материальными учебными пособиями, а виртуальными. Ученикам, особенно в больших семьях, оказывается трудно выделить спокойное время и спокойное место, чтобы концентрироваться на уроке. Даже кошка, вскочившая на клавиатуру, отвлекает. А у кого есть маленькие браться и сестры – вообще беда.


2. Позитивная.

Уверенно владеющим компьютером людям это удобно. Не надо одеваться и куда-то идти, за переменку можно успеть гораздо больше, чем в школе, все материалы к уроку удобно собраны на жестком диске, продемонстрировать их гораздо удобнее, чем в школе, включая проектор, да и переключиться между видами деятельности можно куда легче.


3. Отстраненная.

При отсутствии объективных препятствий индивидуальной мотивации недостаточно для эффективной работы. В первую очередь это касается, конечно, учеников. Здесь нужна работа с психологом и с родителями.


Теперь о перспективах.


Об удаленном обучении говорили уже давно, но консерватизм, отсутствие необходимости и недостаточность организационных ресурсов позволили это сделать только точечно, в рамках отдельных колледжей и университетов. Сейчас все изменилось. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.


Судя по динамике событий, по обсуждениям, и по некоторым другим признакам, я предполагаю, что удаленное обучение останется в качестве доступной, дополнительной формы и после завершения ее вынужденного применения.


То есть, те, кому удобнее присутствовать физически, а также те, кому необходима внешняя мотивация, будут так же ходить в школу, а хорошо мотивированные ученики смогут оставаться дома и принимать участие в уроках виртуально. То же касается и студентов.


Это позволит, с одной стороны, сохранить для учителей привычный контекст, а с другой снизит пропуски по болезни, позволит получать качественное образование инвалидам, что неоценимо, и, что мне кажется особенно важным, позволит выбирать школу не по территориальному признаку, а по более важным критериям.


В частности, как я понял из разговора с директором «Школяра» Галиной Владимировной Щелоковой, уже сейчас (ну, скажем, на следующий учебный год) школа готова принять учеников на дистанционное обучение, если, конечно, не будет каких-то препятствий с административной стороны. Как я уже сказал, «Школяр» – небольшая школа, и одним из ограничивающих факторов является недостаток площади помещения, в то время как образовательная емкость существенно выше.


Я надеюсь, этот текст сможет кому-то помочь приспособиться к неудобным обстоятельствам.

Лига образования

4.4K постов21.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)