Одиссея «Лебедя востока» часть 4 Индийский океан.

Начало: https://pikabu.ru/story/odisseya_lebedya_vostoka_chast_1_615...

https://pikabu.ru/story/odisseya_lebedya_vostoka_chast_2_615...

https://pikabu.ru/story/odisseya_lebedya_vostoka_chast_3_615...

Покинув стоянку на тропическом острове с вулканами, немецкая эскадра с «Эмденом» направлялась на восток. Но к удивлению экипажа, 14 августа в 7:00 флагманский «Шарнхорст» подал сигнал: «Отделиться!Удачи!». Для матросов стало очевидным что они надолго покидают эскадру.Но затем, уже с «Эмдена» был отправлен ответ «Благодарю за доверие ко мне. Желаю эскадре успехов».


Это уже означало, что «Эмден» отделяется от эскадры в одиночку. Почти. Вместе с легким крейсером, от эскадры по широкой дуге начало отделятся еще одно судно. Нет, это не боевой корабль, не линкор, но для целей «Эмдена» куда ценней всего вышеперечисленного. Шесть тысяч тонн шаньдунского угля в трюмах «Маркомании» могли следовать за «Эмденом» на скорости почти в двадцать узлов.


Как только два корабля сблизились друг с другом,сигнальщик с «Эмдена» перебрался на «Маркоманию».Дело в том, что мобилизированный экипаж парохода не в полной мере владел всеми премудростями связи военных кораблей.Едва процедура была закончена и корабли были готовы к движению, от Мюллера поступил приказ: «Курс: зюйд, далее — зюйд-вест, скорость : двенадцать узлов» что означало путь прямо в Индийский океан.

Одиссея «Лебедя востока» часть 4 Индийский океан. Германия, Крейсер, Эмден, История, Длиннопост

Маршрут «Эмдена» по Индийскому океану со всеми остановками до конечной.



Мюллер собирался использовать свое неоспоримое преимущество в скорости, и использовать его в полной мере.Любое торговое судно которое будет замечено «Эмденом» обречено быть перехваченным.


В то время как большинство боевых кораблей противника в регионе просто не догонят легкий крейсер.Кстати позже, уже во вторую мировую, похожая трактовка легла в основу «Карманных линкоров» уже новой Германии.Решив не ходить вокруг да около, а сразу начать действовать, Мюллер повел свой корабль в сытный Бенгальский залив.


Но несмотря на ряд преимуществ, были и отягчающие факторы.Прежде всего, конечно, это острая ситуация с углем.Все,что есть в распоряжении — загружано в «Маркоманию», а остальное надо будет поймать самостоятельно


.И загрузить,кстати в открытом море, тоже самостоятельно.Затем, следовало избегать контактов со всем, что не является добычей.И это касается не только вражеских эскадр, но и бесчисленных судов нейтральных стран.Любой радиосигнал с корабля, зафрахтованного например в Греции, мог легко сорвать все планы или даже навести вражеские корабли.


Путь лежал через остров Ангаур, на котором был определенный шанс пересечься с гражданским угольщиком.Многие ушлые торговцы были готовы сотрудничать с немцами и снабжать их углем.Через резидентуру в нейтральных портах, а также немецких торговых представителей, порой удавалось договорится о сделке.После чего по радио это сообщалось эскадре.Конечно это делалось не быстро, и многие встречи были обговорены более чем за неделю, с подробными инструкциями на случай непредвиденных обстоятельств.


По пути «Эмден» отрабатывал маневрирование вокруг захватываемого судна, в роли которого выступала «Маркомания».Были предприняты меры по повышению защищенности боевых постов на корабле.Например были хитро сплетены тросы и веревки, образуя вполне сносную защиту от пуль и осколков.


Возле боевых постов и на палубе были организованы гамаки и лежаки.Таким образом сон в тропических широтах был куда более комфортным и приятным, ну и конечно идти до боевого поста было куда ближе.


«Эмден», кстати, вел активное радиопрослушивание. Во-первых очень мало кто тогда шифровался, телеграма еще не было.


А во-вторых порой приходили интересные новости.Например было получено радиосообщение из Циндао.Оно гласило, что дескать, немецкие подводные лодки совершили ночную атаку на залив Хамбер,помолились Гюнтеру Прину.И потопили аж четыре (!) дредноута и теперь, по японским словам, немцы доминируют на море.


Разумеется бравые Дёницы с «Эмдена» немного поликовали, но конечно не особо поверили в такие слова.И правильно, так как это, впоследствии, оказалось что это слухи порожденные американской прессой.Были, правда, и плохие новости.Так как Япония вступила в войну, то ожидается скорый десант и осада родного Циндао.

Одиссея «Лебедя востока» часть 4 Индийский океан. Германия, Крейсер, Эмден, История, Длиннопост

Остров Ангаур.Как и многие немецкие владения в Океании, этот остров был получен от Испании.В 1900х немцы обнаружили на нем месторождения фосфатов.Местным вождям был предложен щедрый дар: 500 марок и ракушки.Почесав затылки вожди решили заломить побольше за остров, но немецкое оружие заставило их передумать и принять что дают.Тем не менее попозже кто-то их надоумил настучать жалобу в колониальную администрацию, но единственное чего добились, это еще 700 марок сверху.



На рассвете 19 августа 1914 года на горизонте показался остров, и к 11 часам они увидели немецкие флаги. Что говорило о том, что никто еще не захватил этот остров. Однако и желанного угольщика также не оказалось.


Встав рядом с «Маркоманией» в северной гавани острова, «Эмден» приступил к загрузке угля. До заката матросы отлично проводили время, перегружая в тропическую жару 250 тонн угля.Также в течении дня к легкому крейсеру на борт поднялся директор местной фосфатной компании.


Попутно он же являлся ответственным за остов представителем немецкого правительства. Цель его визита была весьма меркантильна, он надеялся что «Эмден» имеет что-нибудь полезное на борту.Особенно интересовали его разнообразные припасы, так как с началом войны, и без того не самое лучшее снабжение, совсем зачахло.Увы «Эмден» ничем помочь не мог, так как своим положением ничем не отличался.

Одиссея «Лебедя востока» часть 4 Индийский океан. Германия, Крейсер, Эмден, История, Длиннопост

Ангаур примечателен также тем, что содержит обширное количество следов боев второй мировой войны.В 1914 году остров был занят японцами.Японские промышленники кстати местных аборигенов как немцы не жалели,марок и ракушек не давали.Не жалели так что эти люди снова принялись стучать уже в Токио, и в 1915 году остров перешел ВМФ.Так или иначе к 1944 году остров был загажен и непригоден ни для чего кроме добычи фосфатов.Аборигенов японцы переселили куда подальше, а после тяжелых боев остров перешел США,а в 1993 году вошел в состав нового государства Палау.



Но были и другие новости.Несколько десятков немцев призывного возраста просились на «Эмден» что бы служить на нем в ходе войны.Увы, им пришлось отказать, так как крейсер уже принял кучу народу еще в Циндао, и парней просто некуда посадить.


Также управляющий сообщил что несколько дней назад отплыл английский пароход с семью тысячами тонн фосфатов.Увы он был уже далеко и непонятно где, так что ничего с ним поделать было нельзя.К 15:00 прибыл нежданный почтовый пароход «Принцесса Алиса»,получивший указания прибыть сюда от «Эмдена».Оказалось,что судно везет, что бы вы думали, золото. 17 миллионов шиллингов (почти миллион фунтов стерлингов) принадлежали британо-индийскому правительству и должны были быть доставлены в Гонконг.


Уж не знаю кто был автор такой везучей затеи, но миллион фунтов на немецком корабле перед мировой войной успел пройти половину пути.Затем пришло сообщение о начале войны и указание сворачивать в Манилу.Там следовало набрать припасов под завязку и выдвигаться к острову Япен,где следовало соединиться с эскадрой Шпее.


Прибыв туда, «Принцесса Алиса» не обнаружила никакой эскадры, а лишь одинокую мачту радиостанции дальней связи.7 августа прибыли английские «Гемпшир» и «Минотавр», любезно сообщили немцам что никого убивать не хотят, а потому дали время на сбор манаток.А затем, в оговоренное время расстреляли мачту и ушли, даже не проверив гавани острова.


После этих событий «Принцесса Алиса» бесцельно шаталась по океану пока не получила радиосообщение от «Эмдена».Помимо всего прочего, «Принцесса Алиса» раздала немцам пачку свежих американских газет (А Филиппины до 1946 были подконтрольной США территорией).В них снова сообщались удивительные вещи, что дескать в северном море сошлись немецкие и английские флоты, итог — более сорока кораблей и целый адмирал Джеллико представляются газетой погибшими.

В то время как матросы носили уголь, ушлые интенданты «Эмдена» старательно осматривали «Принцессу Алису».Особенно отличился энсин — принц Франц фон Гогенцоллерн.


Будучи ответственным за кают-компанию, он не поленился выудить все доступное пиво, сигареты и табак. Военным удалось бы успеть реквезировать еще больше добра, но бюрократы на «Принцессе Алисе» требовали тщательного учета и пересчета всего, что изымается.


С наступлением темноты загрузка угля была закончена и «Эмден» был готов отправится в путь вместе с «Принцессой Алисой» и «Маркоманией».Однако вскоре настал час разлуки.


С «Принцессы Алисы» посыпались стоны о том что машинное отделение барахлит,что угля не хватает, что экипаж заболел и вообще не для «Эмдена» роза цвела. Мюллеру не оставалось ничего другого, как отпустить «Принцессу Алису» в нейтральную Манилу и продолжить путь дальше.

Эскадра отправилась на восток, к берегам Чили, где ее часть столкнется с флотом Великобритании у небезызвестных  Фолклендских островов.


А сам «Эмден» направился в Индийский океан с остановкой на островах архипелага Палау. Грузовой пароход «Принцесса Алиса» недолго продержался вместе с легким крейсером.


Не успели острова Палау спрятаться за горизонт, как капитан парохода начал рассказывать истории о плоскостопии, близорукости, о недостатке угля на судне.


Одна история была убедительней другой, и капитану Мюллеру не оставалось ничего другого, как отпустить «Принцессу Алису» в Манилу. Так как Филиппины были американскими, она будет интернирована силами США и прослужит еще очень интересную службу, но под звездно-полосатым флагом.


Нельзя однозначно сказать что капитан «Принцессы Алисы» был неправ. Судите сами, на протяжении столетий войны велись одними и теми же средствами. Винтовки простого действия, кавалерия и пушки на конной тяге. Но это время подошло к концу, наступили новые времена. Правда капитан этого всего конечно не знал, как не знали и все остальные на Земле.


Для него войны — занятие королей. задача же простого человека, что при римлянах, что при Каролингах и Наполеоне — сохранить свое имущество пока война не закончится. И это не лишено смысла.Даже газеты и, да что уж там, даже кайзер, обещали войну до рождества и не более и ужин в Петербурге.Торговые конторы и владельцы судов не без оснований избегали любых боев,героизма и потери прибыли.


Войны начинаются и заканчиваются, а торговля не прекращается никогда.Славные ганзейские дома всегда считали соглашения, контракты и обмен относящимися к священному царству, стоящему выше политики. И это всегда было так у «флота, который делает деньги», как торговый флот любил себя называть. Он полностью отличался от «проедающего налоги» Императорского Военно-морского флота. Увы жестокости ХХ века неотвратимо приучили людей к новым веяниям ведения войн — размах,мобилизация,тотальная война и абсолютный приоритет военных нужд над всем остальным.


Но вернемся к «Эмдену», который перехватил радиосигнал другого немецкого легкого крейсера — «Гейера» (SMS Geier) что по-немецки «Гриф». Согласитесь, куда звучней чем «Корморан» (Баклан). Из радиообмена вытекало, что «Гейер» шел из Германской Восточной Африки в состав эскадры Шмее на замену «Корморану» в Циндао, и новость о начале войны застигла его в Сингапуре. Не став ждать интернирования, он реквизировал угольщик «Бохум» (Bochum) и пошел искать эскадру уже в море.

Одиссея «Лебедя востока» часть 4 Индийский океан. Германия, Крейсер, Эмден, История, Длиннопост

Вот он, легкий крейсер «Гейер» тип «Буссард». Спущен на воду в 1895 году в Вильгельмсхаване. Длина 84 м и скорость 15,5 узлов. Почти всю жизнь провел на службе в разных колониях, Африка,Океания, базы на карибах где в ходе американо-испанской войны дважды прорвал американскую блокаду. Но увы удачей он не отличался.

Также как и «Эмден» он буянил на коммуникациях Антанты. Но увы весь его результат ограничился одним пароходом.Австралийскому судну из вежливости сломали двигатели, дабы пароход не смог быстро добежать до своих и настучать. Но экипаж быстро смог все починить. В итоге «Гейер» гулял по океану пока не кончился уголь, и сдался американцам на Гавайях. Там его переименовали в USS Schurz, и под таким именем его насмерть случайно протаранит пароход «Флорида» в 1918 году.



21 августа 1914 года в 16:00 на горизонте «Эмден» заметил два столба дыма, это были «Гейер» и «Бохум». Последний, кстати, был куда крупнее чем легкий крейсер, из-за чего «Гейер» выглядел в глазах экипажа «Эмдена» смешным подкаблучником. Сам Мюллер считал,что служба на таком милом уютном и небольшом корабле куда приятней и желанней, чем командование «Эмденом». Особенно в тихих и далеких от высоких адмиралов и начальников колониях в Африке и Азии.


Правда речь шла о службе в мирное время, а теперь «Гейер» является весьма незавидным местом. Скорость не позволяет ему эффективно ловить гражданские суда. И что куда страшнее, она не позволяет ему убегать от врагов. Мюллер сообщил капитану «Гейера» Грассхоффу последние новости и приказы.И конечно он сообщил, что если Грассхофф хочет соединиться со Шпее, то придется чесать на своих 15 узлах аж до Чили. Больше капитаны ничем не могли помочь друг другу и,пожелав всяческих успехов, разошлись.


22 августа «Эмден» пересек экватор возле Молуккских островов, для половины экипажа это был первый раз. Однако никаких церемоний, купаний в бочке и прочих морских традиций не предприняли. Увы война таких забав не терпит.А вот на следующий день произошло нечто интересное. На горизонте показался дым, и вскоре выяснилось что это пароход, японский. И вот такая задачка, ультиматум Японцев истекает 23 августа, то есть как раз сейчас.


Конечно очевидно что никакое Циндао немца по ультиматуму не отдадут.Но что если Германия как раз сейчас ведет переговоры, или что-то вот такое.Как бы некрасиво и провокационно вышло бы потопление японского судна. Мюллер решил что топить — не строить, и отпустил пароход по своим делам, печально бросая взгляд ему вслед.

Одиссея «Лебедя востока» часть 4 Индийский океан. Германия, Крейсер, Эмден, История, Длиннопост

Молуккские острова которые пересекает «Эмден».Тогда тут была радикально нейтральная Голландская Ост-Индия,нейтральная с симпатиями к Антанте Португалия на острове Тимор, а также совсем не нейтральная Австралия.



24 августа «Эмден» намеревался встретиться с немецким угольщиком «Танненфельс» с пятью тысячами тонн хорошего угля на борту, поджидающий его в проливе Нуса-Беси. Однако голладцы решительно прогоняли тряпками любое судно воюющих держав с сомнительными целями.Как известно Голладская Ост-Индия да и Вест-Индия находятся в плотном соприкосновении с Великобританией.Таким образом лучше как можно меньше сотрудничать с немцами дабы не создавать напряженности.


Но сами-то Нидерланды, после немецких летних путешествий по Бельгии,граничат только с Германией. Так что и немцев злить не хочется. В итоге голладцам приходилось прогонять всех.Это коснулось и угольщик «Танненфельс», которому таким образом не удалось встретиться с «Эмденом»

Не найдя в условленном месте угольщик, «Эмдену» нехотя пришлось прибегнуть к пополнению угля из резервов своего спутника «Маркомании». Экипажу вновь пришлось ворочать уголь в количестве 42 тонн. Этот интересный досуг разбавлен маленькой экспедицией на тропический остров.На райском берегу раскинулись густые джунгли, где дюжине матросов предстояло провести дикую охоту на птицу, а на худой конец набрать фуража для скота на борту «Эмдена».


Уж не знаю как в немецком флоте с товариществом, но видимо все хорошо.Так как дюжина халявщиков ласкающихся на пляжу не привела к их линчеванию,почерневшим от угля экипажем.


К вечеру погрузка была закончена и крейсер отправился сквозь бесчисленные вулканические островки на встречу с другим немецким угольщиком «Оффенбах». Вы все видели разные открытки и фотографии прекрасных тропических островов с белыми пляжами, жарким солнцем и высокими тенистыми пальмами.


Так что можете представить чувства экипажа, проплывающего мимо всех этих красот.С другой стороны, экипаж понимал что им жутко везет.


Ведь именно в это время «Эмден» перехватил радиосигналы англичан, в которых говорилось что пали бельгийские крепости Льеж и Намюр.Идут бои в Танненбеге,а французское правительство перебазировалось в Бордо. Где-то там, на другом конце Земли, в Европе, бушевали нешуточные бои, а совсем скоро единственное что будут видеть солдаты всех армий — пятьдесят оттенков серого. Ближе к вечеру было перехвачено сообщение о начале войны с Японией, Экипаж принял эту новость с ликованием, и с удвоенным рвением нести службу, не отставая от своих отважных сослуживцев в Европе.


«Эмден» приближался к небольшому острову Тана-Джампейя в ожидании увидеть там угольщик «Оффенбах», однако из-за холмика острова показалась мачта боевого корабля неизвестной принадлежности.Прозвучал приказ :

— Боевая тревога!


Орудия крейсера были готовы к бою, сближение с неизвестным кораблем неминуемо, и необходимо быть готовыми ко всему.Сблизившись еще, стало понятно что это корабль Нидерладов «Тромп» (HNLMS Marten Harpertszoon Tromp).Это был довольно интересный корабль более ста метров длинной и водоизмещением более 5 тысяч тонн,значительно сильнее бронированный несущий более грозное вооружение.


Сойдясь, оба корабля бросили якоря в бухте, и обменялись приветственными сигналами. В итоге капитаны решили встретиться лично. В то время как матросы готовили катер,Мюллер готовил свой щеголеватый парадный китель. Капитаны встретились на борту «Тромпа» и в ходе их беседы выяснилось следующее.


«Оффенбах» действительно следовал в назначенное место, но голландцы поняли что он намерен соединится с немецкими силами, и выпроводили его куда-подальше в нейтральные воды. Капитан «Тромпа» сообщил, что хотя многие и сочувствуют немцам, но инструкции нарушать не хотят. Но сказал, что есть такая у Голландии акция: раз в три месяца воюющая страна может погрузиться углем в голландских водах.


Однако Мюллер не стал реализовывать эту возможность. Он рассчитывал что просто уйдет куда-подальше с глаз, и по-тихому загрузится, не потратив при этом попытку от Голландии. Так он и поступил. Взяв ложный курс на восток, «Эмден» помчался на высокой скорости. Едва «Тромп» скрылся из виду, «Эмден» сделал резкий поворот в другую сторону и принялся рыскать удобное место для бункеровки угля под ясной луной.........

Автор: Борис Васильев