Одиссея «Лебедя востока» Часть 3

Начало:https://pikabu.ru/story/odisseya_lebedya_vostoka_chast_1_615...

https://pikabu.ru/story/odisseya_lebedya_vostoka_chast_2_615...

Итак, днем 4 августа крейсер «Эмден» захватил пароход «Рязань» и ведет его через Цусимский пролив в Циндао,где «Рязань» будет вооружена и станет вспомогательным крейсером «Корморан».В 17:00 наблюдатель с мачты доложил что вдалеке виднеется дым не менее пяти судов.Нет сомнения что это французике «Монкальм» и «Дуплекс» с канонерками. «Эмден» изменил курс, а на «Рязани» спешно начались подготовления к затоплению корабля дабы французам досталось только масляное пятно на поверхности воды.


Встреча сразу с двумя французскими броненосцами была бы,вероятно ,смертельной. Ближе к ужину решил отчитаться уже радист,и его новости были куда светлей для напряженного экипажа.В незашифрованой французской телеграмме говорилось, что в Цусимском проливе замечены страшные немецкие броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», и что дескать французы уйдут пока целы подальше, состыковаться с дополнительными силами что бы все было спортивно и по-честному.


Капитан Мюллер широко улыбнулся и отдал распоряжение о повышении в звании смотрящего на мачте. Экипаж легкого крейсера и его пленный гражданский пароход последовали на восток,а как только стемнело то мигом поменяли курс на противоположенный,для конспирации.

5 августа «Эмден» встретил два японских грузовых судна.


Нейтралитет Японии был критично важен особенно на тот момент,пускай даже японцы четко видели и крейсер и его добычу.Обменявшись морскими приветствиями корабли разошлись и к вечеру,уже после ужина,офицеры разместились на корме корабля ласкаясь в лучах заката и наслаждаясь вечером.Увы особо расслабиться им не удалось,едва моряки закурили трубки как примчался радист с новостью о вступлении Великобритании в войну на стороне Антанты.


Сразу же начались мрачные раздумья о том сколько кораблей уже блокируют Циндао.Есть ли смысл туда идти или следует срочно убираться из этой западни.Похоже что капитан Мюллер не был лишен азарта, «Эмден» направился в Циндао,а в случае перехвата «Рязань» следовало выбросить на мель.И вот под покровом глубокой ночи «Эмден» вплывает в гавань родной уже для него базы.Сама прогулка в кромешном мраке доставила экипажу массу того что сейчас называют ПТСР,любая джонка мерещилась торпедным катером,любой огонек вдалеке виделся чуть ли не лично «Дредноутом»,а на самом судне во всю случались паранормальные вещи в духе треснувших зеркал и упавшей со стола утвари.


Все это конечно трактовалось как дурное знамение,но вот сигнальщик подал на ,погруженный во тьму берег,световой сигнал и вся гавань загорелась гостеприимными огоньками указывающими крейсеру путь домой.


Пока крейсер пробирался вслед за лоцманским судном сквозь выставленное минное поле начало светать.Уже в первых лучах солнца на причале «Эмден» ожидали двое офицеров,они были капитанами мобилизованных под военные нужды гражданских судов.


Едва «Эмден» сбавил ход и приблизился к причалу как с берега спросили — Как быстро ходит «Рязань»? — На что последовал скорый ответ Мюллера о семнадцати узлах.Офицеры на берегу тут же начали в предвкушении быстро перетирать руки и именно эти ребята будут заведовать переделкой «Рязани» или, вернее, уже «Корморана» во вспомогательный крейсер.Переделка включала в себя установку 8 × 105-мм скорострельных орудий.Уже 10 августа работы закончатся,а к 27 августа «Корморан» (по-немецки кстати «Баклан») присоединится к основной эскадре.

Одиссея «Лебедя востока» Часть 3 Германия, Эйден, Крейсер, История, Длиннопост

Орудие и расчет в представлении экспрессионистов Циндао.


Циндао в полной боевой готовности сильно изменился с момента ухода «Эмдена».


Леса и рощи аккуратных деревьев были вырублены в целях обеспечения открытой местности для артиллерии. В гавани стояло почтовое судно «Принц Эйтель Фридрих» переданное флоту и уже почти переделанное во вспомогательный крейсер.Все корабли были под завязку нагружены углем,некогда большие запасы угля были почти полностью использованы.К 8:00 период отдыха экипажа «Эмдена» после напряженной ночной вахты подходил к концу.Им предстояло загрузить на крейсер весь оставшийся уголь а также необходимые в долгом плавании вещи,в сумме это немного-немало почти тысяча тонн.


Разумеется экипаж был очень рад возможности получить внеплановый фитнес,так как обычно такими делами занимались портовые китайцы, и за копейки оказывали такие услуги.Однако не в этот раз.Все китайцы в Циндао уже нормально провели время за загрузкой немецких кораблей в предыдущие дни и теперь ни за какие деньги не готовы были загрузить еще один корабль.Более того,предчувствуя опасность, большинство портовых рабочих решило собрать свои пожитки и покинуть прекрасный немецкий протекторат.Немецкая администрация даже немного в этом им помогла,но лишь частично


Рабочие и их семьи были разделены,и погрузившись на два поезда одновременно китайцы сообразили что к чему.


Один поезд,с женщинами и детьми поехал в большой Китай,а вот рабочий поезд повернул прямо в сторону верфей и доков, будто намекая что только «Труд освобождает».


На самом же «Эмдене» работало четыре китайца,занимались они стиркой и по китайским мерком неплохо зарабатывали непыльной работенкой.Но почуяв запах пороха, и прикинув что ни военной пенсии ни надбавок от рейхсвера им не светит, решили уйти оставив немцев один на один с грязным бельем.Путем уговоров,намеков и надбавок к зарплате, прачек удалось уговорить остаться.


Забавно то что их имен никто не зал,по-китайски прачка — «си-и-ди» и соответственно рабочих немцы называли не иначе как CD-rom'ы— Сиди-1,Сиди-2 и Сиди-3.Увы с этими именами они и погибнут,а настоящие имена никто не узнает.Однако помимо предметов первой необходимости на крейсер вернулись,ранее выгруженные, пианино и удобные кресла в кают-кампанию.


Как-никак плавание намечается долгое.Помимо угля,предметов роскоши и еды, крейсер пополнился 65 матросами и офицерами с разоруженных канонерских лодок,и этих парней тоже требовалось где-то разместить.Весь день ни минуты покоя не удалось выкроить ни одному из членов экипажа «Эмдена».


Даже Лаутербах,захвативший накануне «Рязань» и тот не смог сомкнуть глаз.Что касается экипажа и пассажиров парохода,то их посадили на поезд,но в отличии от китайцев, отправили во Владивосток.А сам пароход пришлось хорошенько намыть из-за груза японского чеснока внутри.Также «Эмдену» помимо моряков,грузов и забот приставили новенький быстренький пароход «Маркомания»( о да ,в честь племени маркоманов) в 4,5 тысячи тонн вместимости,и все это для того чтобы повсюду таскать дополнительный уголь за крейсером.


Вместе со всем этим багажом из грузов,людей и ответственности крейсер и его спутник покинули гавань Циндао.Как позже оказалось — навсегда.

Выйдя в открытое море на неопределенный срок, «Эмден» и «Маркомания» предприняли серьезные меры по маскировке.


Путем нехитрых покрасочных работ «Маркомания» превратилась в гражданский пассажирский пароход «Блу Фаннел». В это время «Эмден» пошел дальше, и едва ли не каждый, способный всплыть после кораблекрушения, ободок унитаза носил имя «Нагату Мару».


Тем самым достигалась не столько маскировочная цель, ведь даже французы различат легкий крейсер от парохода, а цель психологическая. Если бы «Эмден» был потоплен или затоплен экипажем, то его обломки никак бы не выдали свое происхождение, а новости бы занесли «Нагату Мару» в список жертв корсара.

На следующий день, 8 августа, был обнаружен дым парохода вдалеке. «Эмден» прибавил скорость оставив «Маркоманию» позади, но увы добыча накрылась. Ею мог оказаться японский пароход, но так как Япония не вступила в войну, то ничего кроме «простить и отпустить» не оставалось. «Маркомании» было передано распоряжение отделится и встретится в точке рандеву за островами Рюкю, в то время как «Эмден» продолжит охоту.


Уже ночью были получены новости из Европы. Экипаж очень порадовался успехам сухопутных коллег в Бельгии и северной Франции, а также дерзкому минированию устья Темзы где подорвался английский крейсер «Амфион». Из деловых новостей была получена информация о том, что сытный канадский почтовый пароход «Императрица Японии» идет из Нагасаки в Гонконг.


К 9:00 недалеко от Корейского пролива «Эмден» обнаружил пароход,столь ярко сияющий огоньками, что не оставлял никаких сомнений в своей гражданской натуре. Приблизившись практически вплотную к нему, «Эмден» угрожающе включил все свои прожекторы,спустил призовую команду и принялся осматривать судно. Увы оно оказалось куда меньше чем хотелось,и принадлежащее Японии со всеми вытекающими.


Ничего поделать было нельзя, Лаутербах лишь развел руками,попрощался и вернулся на «Эмден» .Но на этом черная полоса не кончалась.


10 августа пришли новости о недоброжелательной позиции Японии, а «Маркомания» не появилась в точке рандеву. Во время ожидания парохода с углем экипаж продолжал заниматься милитаризацией своего корабля.Все деревянные элементы,остатки мебели и фурнитура, были демонтированы в целях безопасности. Так как никто не испытывает иллюзий о смертоносности щепок в которые разлетится мебель в случае боя.


Вечером опять попытались связаться с «Маркоманией». И даже связались.Ответ угольщика был таков : «Я на месте встречи,укажите ваши координаты сложите руки за голову и ждите англичан». От таких сообщений капитан Мюллер заметно пробрался дрожью. А вдруг «Маркомания» уже схвачена и радист с Webley VI у затылка вызывает «Эмден» чтобы привести его в западню?


На всякий случай было решено отправится еще раз на место встречи, а попутно соединится с основной эскадрой графа Шпее у Марианских островов. 12 августа на виду появились макушки вулканов острова Паган, где их должны были ожидать другие немецкие крейсера. Продолжая сближаться с островом «Эмдену» на встречу вышел небольшой патрульный корабль «Титания» . Обменявшись сигналами, они последовали в гавань острова с противоположенной стороны, и обогнув скалу, морякам открылся вид на эскадру окруженную золотистым пляжем с пальмами и кокосами. Дюжина боевых кораблей во главе с броненосными крейсерами, и окружавшая их свора вспомогательных судов в этом райском уголке, выглядела просто изумительно.

Одиссея «Лебедя востока» Часть 3 Германия, Эйден, Крейсер, История, Длиннопост

Вот он,остров Паган,всего мене 50 км².Был куплен в 1899 году у Испании и входил в состав Германской Новой Гвинеи.Занимался производством копры,но после ряда тайфунов в нулевых забросил и это.В октябре 1914 года занят японцами,после войны передан лиге наций,а после следующей войны попал под контроль США.



«Эмдену» показали его место,возле кораллового рифа,куда он и проследовал под уважительные приветствия экипажей других кораблей.А приветствовать и уважать было за что. В отличие от бездельников на пляже, «Эмден» уже успел захватить целый пароход и доставить его в Циндао.


К тому же по эскадре пошел слушок что «Эмден» встретился с «Аскольдом» и теперь они вдвоем славят Нептуна в его обители. Но теперь, когда эти слухи развеяны, эскадра ожидает два судна, это «Маркомания» и «Элсбет».


И если судьба «Маркомании» колышала только «Эмден», то вот что случилось с «Элсбетом» волновало всех. Дело в том что это был почтовый пароход, и на нем везли письма,вкуснятину и прочие необходимые экипажам эскадры радости. Волновались они настолько что с «Гнейзенау» прибыла лодка с парнями, которые надеялись что может хоть «Эмден» что-нибудь привез.


А позже выяснилось что «Элсбет» встретил английские корабли, и экипажу пришлось топить свой корабль.

Одиссея «Лебедя востока» Часть 3 Германия, Эйден, Крейсер, История, Длиннопост

Прекрасная и живописная гавань Пагана у подножья вулкана.Кстати, сегодня Паган — необитаем. В 1981 году все население острова (примерно две пассажирских газели) было эвакуировано из-за вулканической активности.



На следующий день, 13 августа, топить свой корабль захотели уже матросы «Эмдена». Так как непонятно что с «Маркоманией» то загружаться углем придется здесь и сейчас. Тропическое солнце стояло высоко, 450 тонн угля ждали своих носильщиков в трюмах вспомогательный кораблей-угольщиков.


Тут, кстати, всплыло полное отсутствие опыта у военных к самостоятельной загрузке своего корабля углем. Обычно, в мирное время, приплывал угольщик гражданской фирмы, из него выходил специалист который ставил два корабля удобно. А затем выходило сто китайцев и таскали уголь. В то время как матросы отрабатывали десант с пикником на берегу.


В этот раз шла война, и оказалось что нюансы таскания сотен тонн угля с корабля на корабль, не особо четко известны экипажам военных судов. Постоянно мешал ветер,качающий корабли, лебедки выходили из строя, матросы реально уставали. И что самое досадное, кто-то с «Эмдена» сказал китайским остарбайтерам что Германия-то в состоянии войны.


После этой вирусной новости начался исход китайцев с кораблей, и требование отправить их назад в Циндао. Однако дипломатичные немцы сообщили, что ни один из кораблей, которые могут наблюдать китайцы, в Циндао не идет.Немцы, конечно, никого не держат.


И в лучших традициях Дэви Джонса обещали высадить китайцев при первом же заходе эскадры в порт. Либо, как вариант, китайцы могут стать губернаторами земель на необитаемом острове в 2600 км от большой земли. Это была настоящая удача матросов, которые даже представлять не желали каково им будет в тропиках без чистого белья.

Одиссея «Лебедя востока» Часть 3 Германия, Эйден, Крейсер, История, Длиннопост

Немецкая эскадра предлагает возвращаться на черепахах.1914 год фото в цвете.

Разумеется такие выборы сразу оказали отрезвляющее действие на китайцев, и они вернулись по местам. Единственные кто не участвовал в погрузке угля, были несколько высших офицеров корабля, в их числе старпом Мюке, капитан Мюллер и лейтенант Лаутербах. Они перебрались на пароход «Статс секретарь Кретке» которым совсем недавно командовал Лаутербах.


Там, вдали от угольной пыли, они квасили циндаоское пиво и вино из погреба Лаутербаха. Помимо пива ушлые офицеры прихватили еще и шезлонги,которые в свое время попали под горячую руку и были выброшены с корабля. Все-таки война войной, а без шезлонга совсем мрачно.

К 9:00 таки прибыла «Маркомания», выяснилось что ее радооборудование вышло из строя само по себе. А тот радиосигнал, после разбирательства, оказался ошибкой радиста на «Шарнхорсте».


Днем было совещание на флагманском «Шарнхорсте», граф Шпее сообщил о намерениях двигаться к побережью южной Америки.


Нейтральное Чили имеет хорошие отношения с Германией, и вполне сможет снабжать эскадру углем. На это предложение Мюллер заметил что, дескать, это здорово.Но как у берегов Чили бить Антанту? Справедливо рассудив что Мюллер прав, Шпее предложил ему самому отправить «Эмден» в Индийский океан, где количество английских, индийских, австралийских, новозеландских и французских кораблей превышает все допустимые нормы.


Ближе к вечеру пришла новость о вступлении в войну Японии. Это подстегнуло эскадру покинуть Паган, а Шпее к отправке «Эмдена» в индийский океан.


Корабли построились в две колонны и боевым порядоком под покровом ночи отправились на восток. «Эмден» следовал сразу после «Шарнхорста» и «Гнейзенау», а вот завербованные гражданские пароходы шли куда менее умело и даже порой терялись. Вскоре «Эмден» отделился и повернул на запад. В Индийский океан......

Автор:Васильев Дмитрий