Обучение тестированию. Логические модели "ковка" и "сварка"

Существуют разные логические модели, используемые при обучении, и преподаватель часто тяготеет к одной из них (чаще именно к той, по которой обучали его), но было бы неплохо знать и уметь применять другие модели, чтобы получать на выходе настоящие шедевры/произведения искусства в виде готовых кадров/сотрудников/специалистов.

Первая модель - это модель "ковка", при котором прежде чем выковывать металл необходимо его размягчить для придания необходимой формы. Точно также и при работе с учениками. У ученика, который приходит учиться уже есть некая геометрическая форма, которая складывалась на протяжении его жизни. У него уже есть устоявшийся набор убеждений и навыков, взглядов на те или иные вещи, часть их которых необходимо изменить для достижения нужного конечного результата, так как они мешают и глобально меняют образ будущей геометрической формы.

Если мы видим, что убеждения ученика неэффективны и будем пытаться сразу их ломать, без предварительного нагрева "металла", то можем получить сколы и таким образом испортим заготовку и не получим нужный результат. Человек просто может не выдержать нагрузки, не сможет принять эти изменения и просто уйдет разочарованный в ваших подходах при обучении.

Малая часть людей приходят на обучение "мягкие", большинство в основе своей считает, что они всё делают правильно, просто им нужно сделать надстройку, используя текущие навыки и наработанный опыт (давай просто приварим недостающие элементы сверху? зачем меня размягчать и потом ковать?). Такой человек будет воспринимать любые удары молота как посягательство на свою геометрическую форму, которая ему уже стала родной и расставаться с ней он не очень хочет. Он вам как бы говорит: "просто привари вот эту штуку сверху и я пойду дальше".

Да, можно и иногда нужно использовать только модель надстройки (сварки), когда мы просто привариваем недостающие элементы на ту конструкцию, что есть. Но проблема в том, что прочность такой конструкции может оказаться недостаточной и при нагрузке в процессе решения задач произойдет излом. Такой человек может сломаться в процессе решения тех задач, к которым мы его готовили.

Как тогда действовать? Нужно заранее создавать сложные задачи, которые буду ломать попытки надстройки и сварки недостающих элементов. Но уровень нагрузки должен быть точечно отрегулирован. Любое поражение ученика (без вашего непосредственного участия) - это размягчение металла естественным путем. Ученик сам видит, что его навыки, знания никуда не годятся и готов меняться.

Ему не нужно говорить какой же он тупой и некудышный, не нужно ничего объяснять, он уже сам всё понял. Вот теперь его можно ковать и придавать нужную форму. Для этого нужны соответствующие условия, которые и должен создать преподаватель.

Это достижимо только при персональной работе, любая групповая работа создает искажение и приходится усреднять нагрузку и методы работы, чтобы сточить углы у всех в нужной мере. Но элементы такой работы должны присутствовать и при работе с группой.

Конечно, важно соблюдать баланс, когда мы говорим про профессиональную сферу. Мы не сможем размягчить человека в полном объеме и в этом нет необходимости, ученик не должен повисать у нас на плечах, плакать, истерить или резать вены. Но преподавателю нужно учиться видеть острые углы в форме ученика и в моменты его размягчения подхватывать и наносить небольшие удары для придания нужной формы.

Пусть ученику тяжело от ваших ударов и он часто жалуется (всегда тяжело менять себя), зато потом он будет благодарен, когда столкнется с трудностями и реальной нагрузкой в жизни, ведь его надежность много выше, чем если бы вы просто приварили сверху недостающие элементы и отпустили в "добрый" путь. Пусть лучше жалуется сейчас вам, чем потом, когда у него ничего не получится, так как виноваты всё равно останетесь вы.

Есть много нюансов в деле кузнеца. Условия работы, наковальня, молоты, время и т.д.. Также важны свойства металла (ученика), ведь каждый металл куется по разному и нагревается до нужной температуры. Также нужно уметь отличать ковку от сварки, ведь при сварке тоже происходит нагрев металла в местах соединения, верно?

Главное работать над собой и своими методами работы, понимать, что все люди разные и универсального алгоритма нет, но есть общие принципы и модели, которые позволяют увидеть образы решения задач при обучении.

В следующий раз порассуждаю про другую логическую модель, без который эти две могут не дать нужного результата, либо дадут, но времени понадобится много больше.

Приходите учиться и может быть мы сможем придать нужную форму и вам! :)

Ссылка на школу: https://t.me/quality_academy