Общее представление о сознании

Сознание - это среда, создаваемая мозгом и организмом, в которой отражается объективный мир при помощи восприятия и мышления. Среда сознания неотделима от индивида. Сознание каждого человека при помощи определенных связей встроено в общественное. Связи эти ассоциативные, т.е. они взаимодействуют по принципу непрерывного отражения и сравнивания нового отражения с предыдущим. Например, смерть человека помимо физического распада влияет на форму общества. Те личности, которые были связаны с умершим, сталкиваются с тем, что вместе с физической потерей в их сознании порвались связи, которые замыкались на умершем. Это похоже на обычную рану, только в сознании. По аналогии с обычной раной происходит «заживление» раны и в сознании, связи перенаправляются на других людей, а что не перенаправилось, “рубцуется”.

Общественное сознание - это не просто совокупность индивидуальных сознаний, а живая форма, которая подчиняется объективной общественной закономерности. В качестве наглядного примера можно привести сознание семьи. Сознание благополучной семьи - это не просто совместные сознания мужчины, женщины и детей, а нечто общее, неделимое и более высокое по уровню, чем просто сумма сознаний отдельных ее членов. Также и общественное сознание - это не просто сумма сознаний личностей, а более сложная и единая по структуре форма общества в целом. Но в основании этой формы лежат сознания личностей, которые закономерно при помощи общественных связей образуют целостное сознание всего общества как единого организма.

Об объективной общественной закономерности и о том, насколько важно ее осознать и отразить, очень отчетливо говорится у Ленина в книге “Материализм и эмпириокритицизм”:

“Каждый отдельный производитель в мировом хозяйстве сознает, что он вносит такое-то изменение в технику производства, каждый хозяин сознает, что он обменивает такие-то продукты на другие, но эти производители и эти хозяева не сознают, что они изменяют этим общественное бытие. Сумму всех этих изменений во всех их разветвлениях не могли бы охватить в капиталистическом мировом хозяйстве и 70 Марксов. Самое большее, что открыты законы этих изменений, показана в главном и в основном объективная логика этих изменений и их исторического развития, — объективная не в том смысле, чтобы общество сознательных существ, людей, могло существовать и развиваться независимо от существования сознательных существ (только эти пустяки и подчеркивает своей «теорией» Богданов), а в том смысле, что общественное бытие независимо от общественного сознания людей.

Из того, что вы живете и хозяйничаете, рожаете детей и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда.

Самая высшая задача человечества — охватить эту объективную логику хозяйственной эволюции (эволюции общественного бытия) в общих и основных чертах с тем, чтобы возможно более отчетливо, ясно, критически приспособить к ней свое общественное сознание и сознание передовых классов всех капиталистических стран.”

Объективная логика хозяйственной эволюции и общественного бытия - это и есть общественная закономерность и критерий истины. И недаром Ленин подчеркивает, что ее отражение - это высшая задача человечества. Только поняв эту закономерность, мы сможем увидеть общественное бытие таким, каким оно является с точки зрения объективной логики истории, то есть объективно. Тогда станет очевиден и вектор развития, задаваемый общественной закономерностью (в бесклассовое общество), и то, что мешает этому развитию. Также понимание общественной закономерности даст нам импульс к осознанной и целенаправленной общественной практике - революционному переходу к более зрелому социализму. Но не по прихоти обстоятельств и случая, а в благоприятные исторические моменты. А именно - в периоды, когда капитал наиболее ослаблен собственными противоречиями. И знание логики общественной закономерности позволяет предвидеть эти исторические моменты.

Так называемое индивидуальное сознание - это явление личности. Личность – это неразрывное единство единичного индивида и всеобщего общественного сознания. Личности впитывают в себя и развивают общественное сознание через отношения (семейные, личностные, производственные, культурные и так далее).

Индивид и сознание не предстают отдельно, а только в диалектическом взаимодействии противоположностей и не тождественность (противоречие) как движущая сила, которая непреодолимо толкает противоположности к тождеству. То есть в непрерывном взаимодействии общественное сознание и индивид стремятся к тождеству (снятию противоречия). Однако как и во всех диалектических взаимодействиях, эта точка равновесия недостижима, но движение и развитие общества постоянно проходит через нее. Чтобы понять, что такое тождество, в качестве примера можно привести два случая крайности (не тождественности) и почти разорванности сознания и индивида. Полностью парализованный человек с ясным сознанием, как например астрофизик Стивен Хокинг. И другая крайность – индивид с пораженным или неразвитым сознанием и относительно здоровым телом - идиот. Но даже в обоих этих случаях мы видим и говорим о наличии и взаимодействии сознания и индивида - о личности. И любой человек, семья, группа, класс видят или чувствуют несоответствие (противоречие) между сознанием и индивидом и стремятся привести их в тождество. Просто в случае парализованных и идиотов это несоответствие видно отчетливо, и нет возможности привести калек в нормальное состояние. Тогда как обычные личности без отклонений замечают даже незначительные несоответствия и противоречия между собой и другими и стремятся их выровнить. Особенно это заметно проявляется в моде на одежду, жилье, транспорт, виды отдыха и культуру и тому подобное.

Именно сознание, являясь всеобщей и не умирающей формой, структурирует постоянно сменяющих друг друга индивидов в общество. Но не само по себе и не отдельно от индивидов, а сознание как неотъемлемая часть и функция личностей.

Восприятие неразрывно связано с сознанием. Если упрощенно, восприятие - это отраженное содержание объективного мира (чувства и ощущения), а мыслительные суждения - это форма, которую дает наше сознание этому отраженному содержанию. Процесс сознания и чувственного восприятия неразрывен. Обществу требуется, чтобы сознание в виде понятий давало как можно более полное и истинное отражение объективного мира. Поэтому понятия - это продукт общественного сознания. Понятия необходимы для взаимодействия с миром, чтобы отражать его и на основе отражения в виде понятий в дальнейшем преобразовывать мир для своей пользы.

Развитие понятий, проверенных практикой - это и есть развитие сознания. Содержание восприятий может быть одним и тем же. А вот форма суждений для чувственного восприятия может быть разной, в зависимости от развитости общества. Например, все видят вспышки молнии одинаково – и современные и древние люди, т.е. отраженное чувственное одинаково в сознании и современных людей и древних. А вот форма понятий молнии различна. У древних молния – это результат гнева богов, а у современных - это результат действия объективных электрических законов. Т.е. все понятия изменчивы и соединены друг с другом: изменение в ряде понятий обязательно повлекут за собой сильные изменения близлежащих понятий. Но стремление к истинным понятиям - это непреодолимая необходимость, только путь к истинным понятиям не прямой, а криво-обратно-поступательный.

Общественное сознание не может сформироваться непосредственно. Только взаимодействие индивида и окружающих общественных процессов, в которых отражается общественное сознание рождает личность. Общественные процессы - это жизнь вообще: общение, семейные и производственные отношения, культурные явления и т.д.

Личность стремится к тождественности сознания и окружающего мира при том условии, что мир объективен, а сознание - это отражение окружающего мира в понятиях (образах и описаниях). Личности стремятся к тому, чтобы понятия как можно точнее соответствовали объективному миру. Проверкой истинности понятий служит практика. И если понятия соответствуют объективному миру, то люди могут на их основе формулировать идеи, которые в свою очередь станут основой для преобразования объективного мира соответственно этим понятиям.

Непрерывно отражая объективный мир в ситуации неоднократно повторяющихся явлений личности замечают некоторые принципы и логику этих явлений. Эта логика позволяет абстрагироваться и кратко описать и представить любое конкретное явление на различных стадиях существования и в различные моменты времени - в прошлом, настоящем и будущем. Эти представляемые закономерности всегда приблизительны и относительны по отношению к единой и объективной диалектической логике (общественной закономерности), которая является неотделимой от любого вида материи - и пространства и материальных объектов и общества. Именно эту закономерность мы познаем и проверяем практикой в разнообразной деятельности. И чем больше мы ее познаем и открываем, тем яснее и истиннее мы видим объективный мир.

Общественное сознание одно в современном обществе, но искажено классовыми расслоениями. И в первую очередь общность выражается языком, с помощью которого и формируются все понятия. Но в разных классах и группах понятия не равноценны. Например, некоторые религиозные группы, которые не в силах изменить общепринятые понятия, замыкаются в секты и маргинализируются. То же самое с преступными группировками, с той только разницей, что преступники не пытаются изменять общественные понятия, а просто наделяют их другим смыслом, чтобы не сильно выделяться в обществе своей чужеродностью (другим сознанием). Также это хорошо заметно по выступлению чиновников, профессиональный язык которых обычным людям зачастую непонятен. Но как бы ни было велико искажение сознания по основополагающим понятиям, всегда остаются связи между классами и группами в виде товарно-денежных отношений. Это самые крепкие связи, но и они рвутся в периоды глубоких кризисов и революционных ситуаций.

Сознание - это высшая форма отражения организованной материи, которая развилась из элементарного отражения. Чтобы проследить сквозное развитие, необходимо рассмотреть элементарную материю с точки зрения движения и развития ее неразрывных противоположностей. Отражение - это форма и неотделимая часть любого вида материи и объектов. И даже в элементарном объекте - атоме - можно наблюдать отражение атомом себя самого и окружающего пространства в виде внешних воздействий. Отражение в атоме и даже в самом пространстве - это то, что пройдет длинный путь развития (эволюции), прежде чем станет сознанием человека. Более подробно о предполагаемом развитие материи в заметке “Общее представление о материи и гипотеза развития солнечной системы”.