Обновлённая «Вдова»: возвращение турели (часть I)

Во время войны новые боевые самолёты обычно нужны «уже вчера» и в больших количествах, поэтому в годы Второй мировой нормой становился запуск техники в серию прямо с чертёжной доски, а постройка серийных машин часто велась параллельно с испытаниями прототипов. Оборотной стороной такого подхода стали внесение изменений прямо в процессе серийного производства, почти неизбежная необходимость переделок уже построенных самолётов и опасность получить разом десятки никому не нужных машин провального проекта. К счастью, в случае с улучшенной версией «Чёрной Вдовы» P-61 этого не произошло.

Обновлённая «Вдова»: возвращение турели (часть I) Самолет, История, Вторая мировая война, Длиннопост

Проект ночного истребителя P-61 оказался вполне удачным, но это не спасло «Чёрную Вдову» ранних серий от длинного списка переделок и доработок, которые по результатам испытаний прототипов и предсерийных образцов пришлось вносить в конструкцию как строившихся, так и уже выпущенных машин.

В первую очередь внедряли самое простое и самое важное для боевого применения — например, поставили пламегасители на стволы пулемётов, благо это была серийная деталь. Ещё до начала боев сумели благополучно решить проблему бафтинга хвостового оперения, начинавшегося при повороте турели или подъёме её стволов, так что в воздушных боях экипажи на работу пулемётной башни нареканий не имели.

Установить двигатели с впрыском воды в цилиндры, повышающим высотно-скоростные характеристики истребителя, сумели только на модификации P-61A-10 после выпуска 80 машин более ранних серий. Из всех P-61A подвесные топливные баки могли нести лишь два десятка P-61A-11, что стало очевидной недоработкой производителя — такое требование раз за разом повторялось во всех отчётах, начиная ещё с макетной комиссии 1941 года.

Из прочих изменений, внедрённых в серии, можно вспомнить переход на поздних P-61A-5 или ранних P-61A-10 к радиопрозрачному обтекателю радара из ламинированного стекловолокна (фибергласа), поскольку прежний плексигласовый имел тенденцию размягчаться на стоянке под ярким солнцем, а потом в полёте сминаться от набегающего потока воздуха.

Также улучшили герметизацию кабин, частично исправили недостатки системы управления (неэффективность элеронов на одних режимах и слишком большие нагрузки на штурвал на других) и попытались разработать более качественные пламегасители на выхлопных патрубках двигателей, хотя в итоге так и не смогли подобрать достаточно эффективный их вариант.


Новая «Вдова»: явление P-61B

В начале 1944 года начался выпуск нового радара SCR-720C, заметно превосходившего по характеристикам прежний SCR-720A, и его решили установить на обновлённую версию «Чёрной Вдовы». Для этого пришлось удлинить на 8 дюймов носовую часть фюзеляжной гондолы, а чтобы избежать лишней работы конструкторов и технологов, а также сохранить максимальную совместимость по запасным частям, решили ограничиться цилиндрической вставкой позади съёмного носового кока.

Обновлённая «Вдова»: возвращение турели (часть I) Самолет, История, Вторая мировая война, Длиннопост

«Глаза» обновлённой «Вдовы» — радар SCR-720C


Другим нововведением, поднявшим боевые возможности перехватчика, стал так называемый «прибор ночного видения» — не то, что подразумевается под этим понятием сейчас, а простой ночной бинокль с 5,8-кратным увеличением, совмещённый с оптическим прицелом. Это устройство разработали по запросу строевых пилотов и впервые испытали в ноябре 1943 года на одном из YP-61, но в серию внедрили только на P-61B.

Прибор на специальной раме, которая сдвигалась вперёд-назад и откидывалась из боевого положения в походное, установили в пилотской кабине таким образом, чтобы его можно было одним движением расположить перед лицом лётчика и так же легко убрать. На практике он действительно оказался весьма полезен как в обнаружении противника (его можно было поворачивать из стороны в сторону и вверх-вниз), так и в прицеливании, позволяя с высокой точностью определять дистанцию до цели. Ввиду очевидной полезности впоследствии прибор установили и на многие старые P-61A.

Обновлённая «Вдова»: возвращение турели (часть I) Самолет, История, Вторая мировая война, Длиннопост

Прибор ночного видения в боевом положении в кабине P-61. Иллюстрация из руководства по лётной эксплуатации


По опыту эксплуатации P-61A новая модель получила ещё целый ряд изменений, направленных на повышение надёжности техники, безопасности применения и комфорта экипажа. Большинство из них были скрыты под обшивкой самолёта, а внешне P-61B от P-61A отличался выглядящей несколько чужеродно вставкой в носу, рулёжными фарами на носовой стойке шасси и разделёнными на две части створкам основных стоек, благодаря которым после выпуска колёс ниши снова закрывались.

Из-за внесённых изменений машина потяжелела примерно на 2000 фунтов (около 900 кг). Это привело к уменьшению максимальной скорости примерно на 10 миль/час (16 км/час) и некоторому ухудшению скороподъёмности, манёвренности и взлётно-посадочных характеристик — не настолько, чтобы бить тревогу, но многие лётчики посчитали новую модификацию шагом назад по сравнению с машинами раннего выпуска.

Обновлённая «Вдова»: возвращение турели (часть I) Самолет, История, Вторая мировая война, Длиннопост

Прибор ночного видения в походном положении (откинутый к левому борту и сдвинутый назад за пилотское кресло)


P-61B начали выходить с завода в июле 1944 года. Как и в предшествующие полтора месяца, параллельно выпускались базовая версия P-61B-1 и дополненная двумя точками внешней подвески P-61B-2, только процент истребителей повышенной дальности стал больше — теперь с баками строили две машины из пяти. Первоначально предусматривалось использование только стандартных подвесных баков по 165 галлонов (625 литров) — одного такого хватало примерно на час полёта; позже на те же пилоны допустили подвеску баков ёмкостью 310 галлонов (1175 литров). На практике 310-галлонные баки использовались только весной и летом 1945 года и в ограниченных масштабах.

Со 101-го самолёта (октябрь 1944 года) в производстве перешли на модификацию P-61B-5 — тот же P-61B-1 с небольшими изменениями в радиооборудовании. Их построили всего три экземпляра, переключившись на вариант P-61B-6, начиная с которого все «Чёрные Вдовы» получили возможность подвески дополнительных бензобаков.

Обновлённая «Вдова»: возвращение турели (часть I) Самолет, История, Вторая мировая война, Длиннопост

Рекламное фото отстрела оружия P-61B-15 на заводском стрельбище


На P-61B-10, выпуск которого начался в ноябре со 151-го серийного P-61B, число точек подвески довели до четырёх, добавив ещё два подкрыльевых пилона с внутренней стороны от хвостовых балок. Одновременно в состав радиооборудования ввели радар предупреждения об атаке сзади AN/APS-13, требование установки которого появилось ещё в декабре 1942 года в отчёте об инспекции второго прототипа. Впоследствии это полезное устройство установили на многих более ранних P-61B и некоторых P-61A.

К осени 1944 года былой дефицит дистанционно управляемых турелей для бомбардировщиков B-29 «Суперфортресс» ушёл в прошлое. «Дженерал Электрик» возобновила замороженные поставки по заказам «второй очереди», и в ноябре со 176-го экземпляра с завода начали выходить P-61B-15 — начиная с этой модификации «Чёрная Вдова» вновь стала турельным истребителем.

Обновлённая «Вдова»: возвращение турели (часть I) Самолет, История, Вторая мировая война, Длиннопост

Пулемётная турель «Дженерал Электрик» на P-61B


Поначалу объём поставок турелей и систем управления для них отставал от потребностей производства, поэтому в декабре-январе партия из 56 серийных (с 215-го по 270-й) P-61B почти поровну состояла их машин с башнями и без. В дефиците оставались и некоторые другие комплектующие, поэтому 11 машин пришлось выпустить с двумя точками подвески — так появились модификации P-61B-11 и P-61B-16. На один из P-61B-15 в опытном порядке установили радар системы управления огнём AN/APG-1 и впоследствии переименовали в P-61B-25.

К началу 1945 года логистические проблемы удалось решить, и далее в производстве остался только вариант P-61B-15, с которым фирма в марте завершила выполнение контрактов 1942 года. Затем с 361-го серийного P-61B начались поставки по контракту 1943 года. Эти машины, именовавшиеся P-61B-20, отличаясь более совершенной турелью модели A-7 вкупе с новой системой дистанционного управления. Первые шесть экземпляров в процессе постройки прошли конверсию в опытовый вариант P-61B-25. Подобно аналогичной машине на базе P-61B-15, на них меняли штатный радар на станцию AN/APG-1 или практически идентичную AN/APG-2, включавшие аналоговый компьютер для наведения на цель пулемётной турели.

Обновлённая «Вдова»: возвращение турели (часть I) Самолет, История, Вторая мировая война, Длиннопост

P-61B-15 с серийным №42-39728 в полёте над США


В июле 1945 года, за месяц до окончания войны, производство P-61B завершилось. Всего за год «Нортроп» выпустила 450 таких машин: 62 P-61B-1, 38 P-61B-2, три P-61B-5, 47 P-61B-6, 45 P-61B-10, пять P-61B-11, 153 P-61B-15, шесть P-61B-16, 84 P-61B-20 и семь P-61B-25.


Продолжение - Обновлённая «Вдова»: возвращение турели (часть II)

Источник warspot.ru

Авиация и Техника

9.4K постов17.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу