Объектив с сюрпризом

Многие из тех, кто серьезно увлекается фотографией, рано или поздно решают приобрести какое-нибудь винтажное "стекло". Старые объективы хоть и уступают современным по оптическим характеристикам, зачастую обладают уникальным "характером", а именно набором характерных искажений и недостатков, вызванных несовершенством производственного и технологического процесса тех времен. Многим эти искажения нравятся, так как в умелых руках они могут придать фотографиям определенный колорит, труднодостижимый с современными объективами. Однако, пост не о достоинствах или недостатках старого стекла, а о сюрпризах, которые оно может в себе таить.


Вот, например, какой прекрасный японский Super Takumar от Asahi Pentax попал мне в руки:

Объектив с сюрпризом Фотография, Радиация, Объектив, Винтаж, Длиннопост

Такие производились в ранних 1970х. Замечательное стекло для любителей фото- и видеографии: собран, как танк, в металлическом корпусе; супер-плавное кольцо фокусировки, широкая диафрагма... но есть нюанс.


Возьмем простой бытовой дозиметр (название и модель замазал, чтобы не сочли за рекламу). Вот на нем обычный радиационный фон в микрозивертах:

Объектив с сюрпризом Фотография, Радиация, Объектив, Винтаж, Длиннопост

Начнем медленно подносить дозиметр к заднему элементу объектива:

Объектив с сюрпризом Фотография, Радиация, Объектив, Винтаж, Длиннопост

Есть контакт! Дозиметр начинает нервно попискивать и циферки радостно ползут вверх. Не останавливаемся, подносим ближе:

Объектив с сюрпризом Фотография, Радиация, Объектив, Винтаж, Длиннопост

Вот мы уже и в красной зоне и наблюдаем несколько пугающую надпись "Опасно!" на дисплее прибора. Но мы все еще недостаточно близко, поэтому кладем дозиметр прямо на объектив:

Объектив с сюрпризом Фотография, Радиация, Объектив, Винтаж, Длиннопост

К этому моменту щелчки дозиметра уже превращаются в сплошной писк, а цифры переваливают за десятки микрозиверт в час. Если подождать достаточное время, то цифры остановятся примерно на 16-18 микрозивертах.


На этом моменте у параноиков нервно потеют ладошки, поэтому я сразу хочу их успокоить: особого повода для паники нет. Для сравнения, во время обычной флюорографии грудной клетки вы почти мгновенно получаете дозу примерно в 150 микрозиверт, а здесь - всего двенадцать-восемнадцать В ЧАС, да и то только непосредственно у самой поверхности стекла. Уже на расстоянии десятка сантиметров радиационный фон не превышает естественного. Объектив фонит из-за оксида тория, входящего в состав заднего стеклянного элемента (линзы), и многие старые японские объективы этим грешат (а также некоторые современные китайские Митаконы).


Надеюсь, вам было интересно.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
10
Автор поста оценил этот комментарий
Вот мне интересно все такие. Если таким объективом поснимать некоторое количество кадров на плёнку, будет ли на пленке искажения от радиации?
раскрыть ветку (15)
15
Автор поста оценил этот комментарий
Если бы засвечивало, они бы не стали выпускать, разорились бы на возвращении
8
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. За время экспонирования кадра слабенькое излучение подействовать на плёнку не успеет, а в остальное время между ней и объективом находится шторка затвора сквозь которую альфа-частицы(которыми стекло в основном "фонит") не проходят. Если положить объектив непосредственно на плёнку задней линзой и оставить на несколько часов - может что-то и вылезет.

раскрыть ветку (3)
14
Автор поста оценил этот комментарий
На счёт того, что стекло фоним в основном альфой, спорное утверждение. Альфа с большим трудом выходит за пределы стекла, а если и выходит, то тут же тормозится о воздух. Не говоря уже о том, что эта модель дозиметра к альфа в принципе не чувствительна. То, что показывает прибор это бета/гамма.
Автор поста оценил этот комментарий

Все что показывает дозиметр - это гамма от дочерних продуктов распада тория. Альфу он не видит.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Опять же. Не только гамма. Тут довольно много еще и беты.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Снимаю такими (50/1.4 и 35/2.0) на пленку, искажения есть по цвету. Оксид тория со временем начинает смешиваться с просветляющим слоем, и картинка может желтить на цветной пленке. Если снимать в солнечную погоду, то желтизна пропадает.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Врядли =)) По вашему какие искажения может дать излучение?

раскрыть ветку (8)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Радиация запросто может засвечивать пленку. Например вот девочка берет курски богатой ураном руды и кладет их на пленку. А через некоторое время на плёнке отпечатывается рисунок жилок с ураном. Она правда берет специальную пленку. Но с обычной это тоже будет работать. Просто не тай эффективно.

https://www.youtube.com/watch?v=ZzQPw3y1l0Y

ещё комментарии
4
Автор поста оценил этот комментарий

Еще какие может. Но тут оно слабое, так что не даст.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Врядли, если бы давало чтото врядли бы пересекло границу

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Сканеры на границе не идеальные. То есть тут даже в самом посте показывается что на расстоянии фон уже близок к природному. А замер делается естественно на поверхности посылки. Поэтому берешь объектив, упаковываешь его во много слоев пупырки, что бы был зазор между объективом и поверхностью посылки побольше. Вот он и проходит. И да, если отправлять такие объективы "как есть" то вполне вероятно через таможню они не пройдут. И если погуглить новости то ты без проблем найдешь кучу случаев когда посылки тормозят за потобные штуки.

Автор поста оценил этот комментарий

Какую границу? В данном случае - никак не влияет.


Но сильный гамма-фон дает еще какие артефакты на фото и на видео. Это те же фотоны, только с намного большей энергией.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку