О ЗАПРОГРАММИРОВАННОМ УСПЕХЕ

...и помойках Калифорнии.

Можно не знать, что название компании Xerox правильно читать не "ксерокс", а "зирокс". Но всем известно, что это название стало синонимом копировального аппарата. В России говорят — ксерокопия, вне зависимости от того, сделали её на устройстве Canon, Ricoh, Kyocera, Hewlett-Packard или другого уважаемого бренда.

Во второй половине 1960-х происходил бум развития электроники, дела у владельцев Xerox неудержимо шли в гору, и для работы в исследовательском центре компании были наняты несколько молодых гениев. К 1968-69 годам они разработали потрясающие программы для работы с визуальными объектами — фотографиями и видео.

Вероятно, если бы бизнес компании Xerox развивался не так успешно, а эра персональных компьютеров уже наступила, на эти программы обратили бы куда большее внимание. Но к тому времени верхом достижений был настольный программируемый калькулятор от Hewlett-Packard, который стоил как небольшой самолёт, и развлечения с графикой на экране выглядели несерьёзно. Владельцы Xerox посчитали выдумки своих сотрудников забавными, но бесперспективными. Они сосредоточились на копировальном оборудовании, а всё остальное в буквальном смысле выбросили на помойку: именно там гении обнаружили жёсткие диски со своими разработками.

Одним из этих молодых людей был Алан Кэй, известный в наши дни специалистам всего мира как пионер объектно-ориентированного программирования и создатель так называемого оконного графического интерфейса пользователя. Не буду вдаваться в подробности, что это такое: достаточно сказать, что Кэй — гуру Стива Джобса и Билла Гейтса, которые сделали его разработки основой своих операционных систем...

...а я сделал Алана Кэя прототипом знакового персонажа романа "Тайна двух реликвий", и одно из его мудрых высказываний стало эпиграфом к роману.

Гениальные разработки Кэя с единомышленниками сохранились, но программисты не всегда удачно их использовали. 1984 год — время, когда на рынке персональных компьютеров появились первые "Макинтоши" Стива Джобса. О рекламной кампании последователя Алана Кэя надо бы при случае написать отдельную заметку. А здесь речь о смышлёном парне по имени Томас Нолл, которому отец подарил "Мак" первой волны. Томасу не понравился графический редактор изображений, установленный на компьютере, и он решил написать собственную программу.

К 1987 году она была готова. В работе Томасу активно помогал брат — Джон Нолл. Их первая программа получила название Display. За год братья её доработали, и в 1988 году продукт стал называться ImagePro. У программы были конкуренты, но эта выглядела наиболее удачной, и Ноллы сумели продать пару сотен копий крупному производителю электроники ещё до того, как нашли стратегического инвестора.

Прозорливыми покупателями прав на программу стали владельцы компании Adobe Systems. Они заключили сделку в 1989 году, переименовали детище братьев, и с тех пор графический редактор носит название Photoshop. Томас Нолл устроился на работу в Adobe главным разработчиком программы, Джон ему по-прежнему ассистировал. Доводка и отладка продолжалась ещё несколько месяцев, а 19 февраля 1990 года пользователям была представлена первая официальная версия графического редактора Photoshop 1.0.

Стремительному росту популярности программы способствовал грамотный маркетинг. В зависимости от полного или усечённого функционала ею мог пользоваться и профессиональный дизайнер, и любитель, которому достаточно на скорую руку обрабатывать нехитрые картинки.

Сегодняшний Photoshop хорошо знают все. Примитивные остряки ещё обсасывают шуточки прошлого века насчёт исправления в редакторе сложных переломов или увеличения груди, а программа вышла далеко за эти рамки. Photoshop используют и архитекторы, и художники, и аниматоры, и учёные, и кинематографисты: скажем, Джон Нолл в наши дни – знаменитый супервайзор спецэффектов для "Звёздных войн" и "Пиратов Карибского моря".

Вот так разработки Алана Кэя, выброшенные на калифорнийскую помойку в конце 1960-х, и переосмысление графической программы Томасом Ноллом в конце 1980-х привели к созданию миллиардного бизнеса на программном обеспечении семейства Adobe Photoshop, которое уже четвёртый десяток лет справляет официальный день рождения флагманского редактора 19 февраля.

С праздником, фотошоперы!

(Для иллюстрации ограничусь иконкой программы, а в комментариях есть место для хороших примеров использования виновника торжества.)

О ЗАПРОГРАММИРОВАННОМ УСПЕХЕ История, Культура, Наука, Компьютер, Photoshop, США, Бизнес, Литература, Научпоп, Познавательно, Длиннопост