О СЕЗОННОМ

...а музы, что называется, не молчат, даже когда говорят пушки.

На этом фоне меня уже никто не слушает, а я напоминаю: наклон земной оси, гелиоцентрическая система Коперника, календари — всё прекрасно. Только нельзя забывать истинную причину прихода весны — возвращение Персефоны из царства Аида на землю. И вести себя соответственно.

"Я победил мрамор, сделал его пластичным, как воск, и таким образом смог до известной степени объединить скульптуру с живописью", — гордо заявил Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Художнику было (всего!) двадцать три года, когда он взялся ваять скульптуру, которой уже почти четыре столетия восхищаются потомки.

О СЕЗОННОМ Литература, Культура, История, Мифы, Религия, Наука, Весна, Скульптура, Искусство

"Похищение Прозерпины" действительно производит потрясающее впечатление на посетителей римской галереи Боргезе, где хранится статуя, и вообще на любого, кто увидит хотя бы её фрагмент. Трудно поверить, что это сделано из камня. Который, помимо многого прочего, не прощает малейшей неточности, малейшей ошибки в движении. Отколотый резцом кусочек на место уже не приклеишь...

Прозерпина — дочь верховного бога Юпитера и Цереры, богини зерна. Несчастная племянница и супруга владыки подземного царства — бога Плутона. Мрачный царь присмотрел девушку, когда она собирала цветы на лугу. Воспылал в буквальном смысле нечеловеческим чувством, умыкнул Прозерпину на колеснице, заставил разверзнуться бездну, скрылся с юной красоткой в своих владениях и там... как бы это сказать... женился на ней.

С Юпитером шутки плохи. Девушку пришлось вернуть. Однако хитроумный Плутон успел угостить её гранатом, и съеденное зёрнышко стало напоминать Прозерпине о подземном царстве, вынуждая снова и снова возвращаться к своему коварному супругу-похитителю.

С той поры, говорят греко-римские старики, Прозерпина полгода проводит в мире живых, и полгода — в царстве мёртвых.

Понятно же, почему я вспомнил статую Бернини?

Бедняжка Прозерпина в эти дни покидает мужа, чтобы отвести душу на воле.

Время пришло.

Весна!