О письме монгольского хана Папе Римскому

О письме монгольского хана Папе Римскому История (наука), Военная история, Средневековье, Монгольская империя, Чингисхан, Карты, Длиннопост

Ситуация на 1248 год, Монгольская империя и Папская область (да, она есть)

В Телеграме делал тест об авторе письма Папе Римскому Иннокентию IV (понтификат 1243-1254 гг). Кстати, подписывайтесь на канал. Рассмотрим текст письма, пояснения для понимания контекста и просто некоторые любопытные моменты.

Письмо было написано в ответ на послание Иннокентия третьему великому хану Гуюку, которое доставил в Монголию эмиссар Папы небезызвестный францисканец Иоанн де Плано Карпини. Письмо это было отправлено в Монголию после окончания Западного похода монголов под командованием Бату, в ходе которого была разорена в том числе Русь.

В этом послании Иннокентий призывал монголов принять христианство, признать свою вину за вторжение в католические страны (в первую очередь Венгрию), покаяться в грехах в страхе перед божьим судом, а также установить взаимные сношения. В общем и целом миссия Плано Карпини была призвана разведать кто такие монголы, и будут ли они вновь пытаться атаковать Западный мир.

О письме монгольского хана Папе Римскому История (наука), Военная история, Средневековье, Монгольская империя, Чингисхан, Карты, Длиннопост

Папа Иннокентий IV отправляет доминиканцев и францисканцев на восток

Отрывки из послания Папы ниже:

"...мы не без причины вынуждены выразить в резких выражениях наше изумление тем, что вы, как мы слышали, вторглись во многие страны, принадлежащие как христианам, так и другим, и опустошаете их, в результате производя ужасное запустение, и с неослабевающей еще яростью не перестаете протягивать губительную руку свою к более отдаленным землям, но, разрывая узы естественных связей, не щадя ни пола, ни возраста, гневаетесь на всех без разбора мечом наказания.

Поэтому мы, следуя примеру Царя Мира и желая, чтобы все люди жили в согласии в страхе Божием, увещеваем, просим и искренне умоляем всех вас, чтобы в будущем вы полностью воздерживались от нападок такого рода и особенно от гонений на христиан...

...сообщите нам через этих же братьев (Иоанна де Плано Карпини и его товарищей), что побудило вас уничтожить другие народы и каковы ваши намерения на будущее..."

Ответ Гуюка (изменённый перевод Малеина):

О письме монгольского хана Папе Римскому История (наука), Военная история, Средневековье, Монгольская империя, Чингисхан, Карты, Длиннопост

Письмо Гуюка

Силою Вечного Неба (мы) Далай-хан всего великого улуса; наш приказ.

Это приказ, посланный великому папе, чтобы он его знал и понял. После того как (мы) держали совет в... области Karal, ты нам отравил послание, которое было услышано от твоих послов. И если вы поступаете по словам вашим, то ты, который есть великий папа, приходите вместе сами к нашей особе, чтобы каждый приказ Ясы мы вас тотчас заставили выслушать.

И еще. Ты сказал, что если я приму крещение, то это будет хорошо; ты умно поступил, прислав к нам прошение, но мы эту твою просьбу не поняли.

И еще. Ты послал мне такие слова: "(когда) вы взяли всю область Majar (венгров) и Kiristan (христиан);

я был поражён. В чем была их вина, скажите нам?" И эти твои слова мы тоже не поняли. Чингис-хан и Каан послали к обоим (областям) выслушать приказ бога. Но приказа бога эти люди не послушались. Те, о которых ты говоришь, даже держали великий совет, они показали себя высокомерными и убили наших послов, которых мы (к ним) отправляли. В этих землях силою вечного бога люди были убиты и уничтожены. Некоторые по приказу бога спаслись, по его единой силе. Как кто-то может убивать, как он может захватывать (если не по воле бога)? И когда ты продолжаешь говорить: «Я христианин, я чту Бога», откуда ты знаешь, кого Бог оправдает и в чью пользу Он проявит Свою милость? Как можешь ты знать его, что смеешь высказывать такие слова?

Силою бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где заходит, пожалованы нам. Как может кто-то добиться чего-либо, кроме как по велению Бога? Ныне ты должен сказать чистосердечно «мы станем вашими подданными, мы отдадим вам все свое имущество». Ты сам во главе королей, все вмеcте без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С того самого времени мы будем считать вас покорившимися. И если вы не последуете приказу бога и воспротивитесь нашим приказам, то станете (нашими) врагами.

Вот что тебе следует знать. А если вы поступите иначе, то разве мы знаем, что будет? Одному богу это известно.

Письмо написано на персидском языке. Очевидно, монголы не питали иллюзий, что кто-то в Риме сможет легко прочесть тюркский текст, не говоря уже о монгольском. В более поздние времена, когда к монголам уже привыкли, письма писались в том числе и на монгольском языке, например, письма ильханов Аргуна и Олджейту западным правителям.

Комментарии по выделенным местам ниже.

1. Далай-хан. Кто такой Гуюк?

Гуюк, которого провозгласили великим ханом, подняв на белом войлоке в 1246 году (чему Плано Карпини был свидетелем), был среди многочисленных внуков Чингисхана одним из старших, наряду с Мутугэном, Орду-Эдженом, Бату и Годаном. От них его отличало то, что он был первенцем наследника трона - Угэдэя (умер в 1241 году), которого в поздних источниках, как и в этом письме, называют посмертно по титулу "Каан".

Два этих факта сразу говорят о привилегированном положении Гуюка относительно других Чингизидов. Именно поэтому его провозгласили третьим великим ханом Монгольской империи в обход воли покойного отца (Угэдэй планировал передать трон своему внуку Ширэмуну - племяннику Гуюка).

О письме монгольского хана Папе Римскому История (наука), Военная история, Средневековье, Монгольская империя, Чингисхан, Карты, Длиннопост

Единство империи уже было мнимым. Улусы Бату и Орду-Эджена (красные оттенки) - две составные части Золотой Орды (Улуса Джучидов). Зелёные оттенки - Улус Чагатаидов. Синие оттенки - Улусы Угэдэидов. Жёлтые оттенки - улусы братьев Чингисхана и их потомков

Гуюк участвовал в завоевании Восточного Ся, походах на Цзинь и Западном походе монголов. В последнем известно его противостояние главному военачальнику кампании - его двоюродному брату Бату. Гуюк оспаривал его главенство, о чём Бату и доложил дяде-каану. Ввиду этого после взятия Киева Гуюк был отозван из похода со своими частями. Известны слова Угэдэя, обращённые своему сыну:

"По всему видно, что ты возомнил себя единственным и непобедимым покорителем Русских, раз ты позволяешь себе восставать на старшего брата... Что же ты чванишься и раньше всех дерешь глотку, как единый вершитель, который в первый раз из дому-то вышел, а при покорении Русских и Кипчаков не только не взял ни одного Русского или Кипчака, но даже и козлиного копытца не добыл."

После скорой смерти отца и регентства своей матери Дорегене Гуюк на курултае (съезде знати) был провозглашён ханом. Что характерно, Бату на этот съезд не явился. Дальнейшая вражда между двумя самыми могущественными лицами Монгольской империи (да и всего мира) могла привести к первой гражданской войне среди монголов, но Гуюк внезапно скончался в начале масштабного похода против своего двоюродного брата в 1248 году. Ясно тут одно - подобная усобица в империи привела к тому, что все окрестные правители вздохнули с облегчением, и страхи Папы о дальнейшем продвижении "безбожных татар" на запад не оправдались.

О письме монгольского хана Папе Римскому История (наука), Военная история, Средневековье, Монгольская империя, Чингисхан, Карты, Длиннопост

Гуюк

Интересно то, что Гуюк называет себя Далай-ханом. В переводе это означает "Хан-океан", что намекает на его всемирность. Далай-лама тоже неслучайно носит такой титул. В этом контексте интересно сравнение с титулом Чингисхан, который, согласно одной из гипотез, переводится как "Хан-море". Отсутствие следов дальнейшего использования этого титула для упоминания Гуюка, видимо, связано с тем, что в дальнейшем престол занимали его оппоненты из потомков Толуя.

Вообще, полное или частичное посмертное табуирование имён правителей широко встречается в среде монголов. Так Тэмуджина называли Чингисхан, Угэдэя - Каан, Джучи - Улус-иди, Толуя - Екэ-нойон, Бату - Саин-хан, и так далее.

2. Область Karal

"Карал", "корел" и прочие подобные названия иногда встречаются в истории монголов. Конкретно "Карал" фигурирует в контексте описания Западного похода. Иногда эту область ассоциируют с Поволжьем, иногда с Русью, иногда с Прикарпатским регионом или Польшей. В пользу последнего варианта говорит версия о том, что "карал" является заимствованием из славянского слова "король", то есть, место, где правили короли. В переводе Малеина, кажется, подразумевается области к западу от Киева, где Чингизиды устроили пир в честь окончания завоевания русских княжеств (где Гуюк открыто выступил высказался против Бату и за что был отчитан своим отцом).

В своём переводе Кристофер Доусон, видимо, сравнивая со славянским словом "король", область Карал перевёл как "Земля императора".

Очевидно, что "послание, которое было услышано от ваших послов" - это письмо, доставленное Иоанном де Плано Карпини. Хорошо известно, что послание было доставлено Гуюку в Монголии. Но согласиться с тем, что "Карал" можно перевести как "император" нельзя. Возможно, это какое-то забытое название той или иной местности в восточной части степи неподалёку от Каракорума, где на тот момент находилась ставка Гуюка.

3. Яса

О письме монгольского хана Папе Римскому История (наука), Военная история, Средневековье, Монгольская империя, Чингисхан, Карты, Длиннопост

Чингисхан

Яса - это свод законов Чингисхана, который должны были распространять монголы. С течением времени яса забылась под напором сводов правил конфуцианцев, буддистов и мусульман, но священное почтение перед ней сохранялось очень долго.

Многие обычаи монголов, совершенно чуждые другим народам, тоже вошли в Ясу и должны были исполняться подданными. Так второй сын Чингисхана Чагатай, хранитель Ясы, казнил любого, кто окунался в стоячую воду для предписанного исламом омовения. Тревожить воду по понятиям монголов было нельзя. После его смерти поэт Седид А'вар писал: «Тот человек, из страха перед которым никто не вступал в воду, теперь сам утонул в широком океане [смерти]».

4. Область Kiristan

Видимо, в данном случае это Южная Польша или Моравия, которые были разгромлены монголами под командованием Орду-Эджена и Пайдара. Остальные христианские области, разорённые монголами, были под контролем венгров (Majar), либо были православными (Русь, Сербия, Болгария), поэтому не имели касательства к сфере влияния понтифика.

5. Приказ бога

Известно, что ранние монгольские правители считали Чингисхана своего рода пророком. По мнению монголов их великий правитель был на прямой связи с Вечным Синим Небом, и во исполнение его воли, а именно для прекращения войн и умиротворения Вселенной, и велись масштабные кампании. Термин «Тенгри» («Небо») сначала переводился толмачами на западные языки как «бог», поэтому некоторые католические и мусульманские послы радостно отмечали, что, дескать, «монголы-то наши». Соответственно, и слово «бог» переводили для монголов как «Тенгри». Поэтому неудивительно, что Гуюк искренне удивлялся, что какой-то западный шаман Баб (так они называли Папу Римского) монополизирует связь с богом и трактует её для своих целей. А Папа наверняка сильно удивился уверенности Гуюка, когда узнал, что «силою бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где всходит, пожалованы» монголам.

6. Великий совет

О письме монгольского хана Папе Римскому История (наука), Военная история, Средневековье, Монгольская империя, Чингисхан, Карты, Длиннопост

Битва на реке Шайо

Очевидно, имеется ввиду совет, собранный венгерским королём Белой IV, в ходе которого венгры решили выступить навстречу войску Бату, что привело к битве при Шайо, окончившейся сокрушительным поражением королевского войска. Характерно то, что Гуюк по сути присваивает достижения Бату и других царевичей (поход на Венгрию), в которых он не участвовал, желая показать Западу мнимое единство имперских интересов. То есть, из письма и приёмов Плано Карпини при дворе невозможно было сказать, что в правящей династии монголов есть разлад. Оно и понятно, иностранцам нужно бояться и подчиняться, а не искать способ воспользоваться усобицей.

7. Служба и покорность

«Ты сам во главе королей, все вмеcте без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас покорившимися».

Такой приказ был дан не только формальному главе католических стран, но и многим другим, в том числе русским князьям, грузинским царям, армянским правителям, турецким султанам, южным царям, корейским ванам и многим другим. Известны долгие посольства через всю Азию для аудиенции у великого хана.

О письме монгольского хана Папе Римскому История (наука), Военная история, Средневековье, Монгольская империя, Чингисхан, Карты, Длиннопост

И Александр Невский был там

Так в ханскую ставку ездили на поклон Александр Невский, его отец великий князь Ярослав Всеволодович ("стареи всем князем в Русском языце"), румский султан Кей Кавус II, трапезундский император Мануил I Великий Комнин, грузинские претенденты на царский трон Давид VI Нарин и Давид VII Улу, глава ассасинов Рукн ад-Дин Хуршах, керманские кара-китайские владыки Рукн ад-Дин и Кутб ад-Дин, многочисленные владетели Ирана и Средней Азии, уйгурский идыкут Баурчук Арт Текин, корёский принц Вонджон и многие другие.

8. Печать

О письме монгольского хана Папе Римскому История (наука), Военная история, Средневековье, Монгольская империя, Чингисхан, Карты, Длиннопост

Печать Гуюка

Согласно сведениям Плано Карпини, печать для Великого хана Гуюка изготовил русский ремесленник Козьма. Впрочем, есть версия, что Козьма сделал другую печать, а данная печать перешла Гуюку от отца и деда (что вряд ли, так как на ней присутствует титул Далай-хан).

Текст на ней гласит:

  1. Möngke ṭngri-yin (Monkh tengeriin)

  2. küčündür. Yeke Mongγol (khuchin dor. Ikh Mongol)

  3. ulus-un dalai-in (ulsyn dalai)

  4. qanu ǰrlγ. Il bulγa (khaany zarlig. Il bulkha)

  5. irgen-dür kürbesü, (irgen dor khurvees)

  6. büsiretügüi ayutuγai. (bishirtugei ayutugai.)

Что в переводе:

Силою Вечного Неба, Далай-хан Великого Монгольского государства, наш приказ. Народы подчиняющиеся и подчиняющие пусть почитают, пусть страшатся.

Лига историков

13.5K постов50.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения