О педагогике.

Года три назад, я встретил в парке свою литераторшу. Она, проработав в школе более 40 лет, умудрилась сохранить мудрое спокойствие во взгляде, медленную аристократическую походку, и тихий обволакивающий голос. Как это бывает у интеллигентных людей той эпохи, она шла по парку с коллегой под ручку и они вполголоса о чём то беседовали. Конечно, возраст брал своё и им было уже тяжело ходить, но они поддерживали друг друга как в физическом плане, так и беседами и размышлениями о новинках в литературе, и сравнениях их с классиками.


- Ой Диима, здравствуй. Сколько лет...

- Моё почтение Вера Алексеевна, рад видеть вас Клавдия Ивановна.

Они конечно знали что я произношу это нарочито наигранно, посему поклонились мне, чуть приподняв береты. Я ещё какое-то время сильно пересаливал этими своими "Аз есмъ, иже херувимы, коллежскай советник, дланью о дуги перста да не убоялся юродивый".


Я когда в школе читал какие-то романы середины 19 века, мне было страшно лень смотреть значения старославянских и староцерковных выражений, поэтому пихал их в сочинения по делу и без. По крайней мере, было смешно. Мне.


И вот, когда прелюдия заканчивалась, мы погружались в воспоминания. Что характерно, они чётко помнят своих учеников, не просто по именам, а ещё и вместе с их "тараканами". И тут Вера Алексеевна, меня одёрнула и говорит: - А ты помнишь цветок на подоконнике у первой парты? Ну ты весь урок сидел и наблюдал за ним пока остальные писали сочинение.


Память удивительная штука. До этого момента, у меня в памяти этой истории не было, но стоило затронуть какие-то невидимые нити и в голове прямо видео-рядом поплыли не просто воспоминания, а вернулись ощущения, эмоции, осязание кончиками пальцев, запахи того дня и того часа, более чем 30-летней давности.


Тогда под сочинение объединяли два урока. Это сейчас я могу с лёгкостью набросать сочинение по произведению Грибоедова в два раза больше объёма самого произведения и много интереснее. А тогда же это было "из под палки", а я ничего не умею делать, если меня заставляют, поэтому и учился из рук вон плохо. На первом уроке я ещё что-то из себя выдавливал, чтобы не сдавать пустой лист. Нёс привычную ахинею, про то как вредно есть грибы, отчего потом пишутся скучные, никому не нужные произведения, а нам сиди и мучайся тут. Но, к концу первого урока, даже тема социальной несправедливости меня притомила и я просто смотрел в окно, опёршись подбородком о кулак.


И тут, я навёл резкость на цветок, который стоял на подоконнике. Знаете, тогда в середине восьмидесятых были популярны такие растения с длинными мохнатыми стволами и листьями похожими на кленовые. Мохнатки были красные, а листья зелёные, что выглядело достаточно смело в те времена, если не сказать вызывающе. То ли цветок полили незадолго до урока, то ли была высокая влажность (мы жили на море, там влажность висела в воздухе постоянно), в общем, на листе образовалась капелька. Я всегда был человеком творческим, а тут ещё и урок литературы, то есть всё располагало к общению с прекрасным. Главное было не делать это вслух, а то заканчивал бы я получение образования в заведении для очень творческих товарищей с постоянно меняющимся настроением.


Лист был чуть наклонён и капелька набирая вес и форму потихонечку двигалась к резному краю. Двигалась она крайне медленно и это мне напоминало черепашьи бега. На её пути встречались препятствия из уплотнений волокон и она медленно, но уверенно их преодолевала. Времени у меня было завались и я начал за неё болеть.


Не зря говорят, что есть большая разница между учителем и педагогом. Вера Алексеевна носила звание заслуженного педагога СССР не зря. Она сидела в метре от меня и прекрасно видела, что бред про Грибоедова в моём исполнении не пополняется новыми фактами уже полчаса точно. Она видела искренний интерес в моих глазах и как она мне рассказала при встрече, очень завидовала моим широко распахнутым глазам, моим эмоциям и переживаниям за судьбу капельки.


Тем временем, я совершенно забыл что я не на уроке биологии и в трудный момент помог объекту моего пристального внимания преодолеть препятствие. Не то что я уж был совсем ку-ку, просто я понимал что она может не добраться до конца, а я люблю полную ясность и завершённость процесса во всём. Так как я сам отражался в ней, я себя и представлял и мне было тяжело вместе с ней. Наконец-то она добралась до края и повисла. Теперь она уже изо всех сил держалась чтобы не упасть, но судьба у всех капелек одинаковая.


Меня всегда расстраивала эта загадочная недосказанность в русской классической литературе, плюс, как я упоминал ранее, я люблю ясность и завершённость, поэтому когда прозвенел звонок, я пересадил каплю к себе на палец, чем спас её от неминуемой смерти об пол.


А потом, толчея в коридоре, портфели, орущие дети, недовольные преподаватели, уборщица с видом "Что, опять?" и мы потерялись. Но следующим уроком была математика, а этот предмет не терпит лирических отступлений и я напрочь забыл обо всём.


Вот так встреча в парке с учителем, спустя 30 лет, может вернуть вас в детство. В тот мир, где вы настоящий, где нет зависти и злости, где всё окружающее тебя - живое, просто нужно было приглядеться. Вот может поэтому мне сегодня удаётся замечать какие-то, казалось бы обыденные вещи, под другим углом, ракурсом, цветом, формой, да и просто их замечать. Может это потому что когда-то педагог не стала орать на меня, биться в истерике, хлопать журналом о стол, а дала мне возможность побыть просто ребёнком. Я благодарен ей за то, что я до сих пор это могу себе позволить.

О педагогике. Истории из жизни, Парк, Учитель, Сочинение, 90-е, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
12
Автор поста оценил этот комментарий
Потрясающе пишете:3 Даже казалось бы такую простую историю про капельку, но читать интереснее, чем некоторые книги. А всё почему? Потому что чувствуется душа в словах, не просто складно написано, а именно с душой) Браво, пишите ещё.
раскрыть ветку (25)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Два ведра воды ради сомнительного неподкрепленного аргументами вывода? Так себе писанина.

раскрыть ветку (24)
6
Автор поста оценил этот комментарий
А мне понравилось:3
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

А мне нет)

4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

С какой целью вы мне это пишете? Вы, если вам фильм не понравился, пишете режиссёру своё мнение?))

раскрыть ветку (21)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что могу. Кажется, здесь это не запрещено.

раскрыть ветку (20)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вы же ждёте реакции, наверное, или это так, плюсов насобирать?))

раскрыть ветку (19)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Жду я или нет - без разницы. Вы ведь все равно отреагируете.

раскрыть ветку (18)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, это крайне редкий случай. Мне просто интересно понять логику. Не понравилась мне, допустим, картина. Нормально ли будет, если я приду к нему, скажу что его картина говно, надену ему его картины на голову и сверху ведро с краской. Вот примерно так, на мой взгляд, выглядят комментарии подобные вашим.))

раскрыть ветку (17)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Давайте я попробую говорить вашим языком аналогий.

Вполне нормально указать художнику на заваленный горизонт и обсудить с ним возможные варианты техники мазка.

раскрыть ветку (16)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да, если художник ждёт мнение профессионала. К Белинскому прислушивались, например, так как он был авторитетом.

раскрыть ветку (15)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так не прислушивайтесь, в чем проблема то?) Хотя я, надо сказать, профессионал - и писал, и издавался и образование соответствующее имею.


Но лично мне любопытно другое: на хвалебные отзывы вы по какой-то причине так бурно не реагируете. Хотя вроде тоже аноны, тоже мнение выражают.

раскрыть ветку (14)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Мои реакции не от чего не зависят. Если я дома, то на какие-то отвечаю, на какие-то нет. Но вот комментарии "Всё это говно" меня всегда интересовали в плане - зачем? А коль уж вы профессионал, то должны видеть разницу между литературой и тем, что пишу я. Заметки "на коленке" литературой не являются, посему и критика в этом случае как минимум смешна. Я рассказал о своих эмоциях от встречи с учителем. Как это может нравится или не нравится? Это просто факт.))

раскрыть ветку (13)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку