О КИНОШНЫХ ДИАЛОГАХ

...и маленьких радостях сценариста, который радуется за товарищей.

Говно из говённых американских фильмов благополучно дренировало в говённые российские. Диалоги, состоящие из "Всё под контролем", "Не разочаровывай меня", "Это всё, на что ты способен?" и прочих подобных кизяков, укоренились в куриных мозгах сценаристов.

Нечему удивляться, когда в отечественном фильме про молодые годы Екатерины Второй блудливый дворянчик задаёт ей пэтэушный вопрос: "Принцесса, мы с вами раньше не пересекались?", а редактор продюсерской компании, наткнувшись в моём сценарии на стихотворную цитату из шекспировского "Ричарда Третьего", заявляет: "Диалог надо переписать, люди так не говорят".

Кизяк кизяка видит издалека. И обоняет. И зрители вынуждены начинать разбираться в сортах говна.

Тем более ценными выглядят образцы профессиональной работы в области диалогостроения.

О КИНОШНЫХ ДИАЛОГАХ Литература, Культура, Фильмы, Актеры и актрисы, Голливуд, Советую посмотреть, Длиннопост

Например, в американском фильме "Мой кузен Винни" (1992) был эпизод с шикарным диалогом. Тридцать лет назад на просмотре я это почувствовал, хотя мало что понял на слух. А когда не поленился и нашёл письменный текст -- оказалось, что американцы тоже не всё понимали на слух. Но это никак не умаляет и даже наоборот, увеличивает достоинства диалога. Отдельный поклон сценаристам за то, что девушка, называемая мисс Вито, по сюжету -- безработная парикмахерша. Это смешно в контексте.

О КИНОШНЫХ ДИАЛОГАХ Литература, Культура, Фильмы, Актеры и актрисы, Голливуд, Советую посмотреть, Длиннопост

Кстати, Мариса Томей получила премию "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана в этом фильме. И ещё авторы настолько точно воссоздали процедуру судебного процесса, что "Моего кузена Винни" показывают, как пример, на юридических факультетах серьёзных американских вузов.

А вот и сам текст: сначала оригинал по сценарию, дальше мой посильный перевод.

Trotter:
Alright, alright. Now, Miss Vito, being an expert on general automotive knowledge, can you tell me what would be the correct ignition timing be on a 1955 Bellaire Chevrolet with a 327 cubic engine and a 4-barrel carburetor.

Ms. Vito:
It's a bullshit question.

Trotter:
Does that mean that you can't answer it?

Ms. Vito:
It's a bullshit question. It's impossible to answer.

Trotter:
It's impossible because you don't know the answer!

Ms. Vito:
Nobody could answer that question!

Trotter:
Your Honor, I move to disqualify Miss Vito as a expert witness.

Judge Haller:
Can you answer the question?

Ms. Vito:
No. It is a trick question.

Judge Haller:
Why is it a trick question?

Vincent Gambini [to his clients]:
Watch this.

Ms. Vito:
'Cause Chevy didn't make a 327 in '55. The 327 didn't come out til '62. And it wasn't offered in the Bellaire with the 4-barrel carburetor til '64. However, in 1964 the correct ignition timing would be 4 degrees before top dead center.

Trotter:
Well, uh, she's acceptable, Your Honor. <...>

Троттер:
Хорошо, хорошо. Итак, мисс Вито, будучи экспертом в области автомобильных знаний, не могли бы вы сказать мне, каким должен быть правильный момент зажигания на "Беллайр Шевроле" тысяча девятьсот пятьдесят пятого года выпуска с трёхсотдвадцатисемикубовым двигателем и четырёхкамерным карбюратором?

Мисс Вито:
Этот вопрос — полная херня.

Троттер:
Значит ли это, что вы не можете на него ответить?

Мисс Вито:
Это полная херня. На вопрос невозможно ответить.

Троттер:
Невозможно, потому что вы не знаете ответа!

Мисс Вито:
Никто не может ответить на этот вопрос!

Троттер:
Ваша честь, я предлагаю дисквалифицировать мисс Вито в качестве эксперта-свидетеля.

Судья Халлер:
Вы можете ответить на вопрос?

Мисс Вито:
Нет. Это жульнический вопрос.

Судья Халлер:
Почему это жульнический вопрос?

Винсент Гамбини [своим клиентам]:
Смотрите.

Мисс Вито:
Потому что "Шевроле" не выпускал триста двадцать седьмой в пятьдесят пятом. Триста двадцать седьмой появился только в шестьдесят втором. И его не устанавливали в "Беллайр" с четырёхкамерным карбюратором до шестьдесят четвёртого года. Тем не менее, в тысяча девятьсот шестьдесят четвёртом году правильный момент зажигания должен был составлять четыре градуса до верхней мёртвой точки.

Троттер:
Ну... гм... она приемлема, ваша честь. <...>

Просто именины сердца.
По крайней мере, для сценариста. И для кинозрителя с мозгами.