О 29 ФЕВРАЛЯ

Допустим, в этом году его не было: зима получилась на день короче. Но время от времени 29 февраля всё же настаёт. Причём с давних пор...
...и полторы тысячи лет назад этим воспользовался будущий святой Патрик.
Тогда к нему пришла будущая святая Бригитта и посетовала на проблему воспитанниц своего монастыря. Девушки хотели замуж — это не возбранялось. Но проявлять инициативу они не могли, а кавалеры своей вялостью обрекали бедняжек на страдания от мук неразделённой любви. Патрик поддался уговорам Бригитты и великодушно постановил, что в последний день февраля високосного года девушки могут сами предлагать руку и сердце своим избранникам.
Этот механизм, запущенный двумя святыми, проходил обкатку ни много ни мало — семьсот лет, до 1288 года, когда шотландский парламент узаконил сложившийся порядок. Теперь любая барышня получила уже официальное право 29 февраля, что называется, припереть своего избранника к стене, поставить ребром вопрос о замужестве — и, если повезёт, взять силой объект своей страсти.
Смышлёные невесты закрепили успех и подстраховались на случай неудачи. Они стали усердно распространять слухи о том, что мужчину, который 29 февраля отверг энергичную невесту, в течение следующих четырёх лет будут преследовать неудачи...
...а чтобы этого не случилось, последовательницы святой Бригитты прагматично уточнили цену оскорблённого самолюбия. Несостоявшийся жених должен уплатить отвергнутой невесте один фунт стерлингов (около 410 граммов серебра с учётом курса валюты на конец XIII века) и подарить ей либо красное платье, либо 12 пар перчаток, чтобы никто не видел, что у девушки нет обручального кольца.
Надо сказать, что и шотландские парламентарии — все, как один, мужчины и по определению сексуальные шовинисты — тоже оказались не лыком шиты. Они внесли в закон пикантное требование: девушка, которая делает предложение своему избраннику, непременно должна быть одета в красную нижнюю сорочку, да так, чтобы её кромка была хорошо видна из-под платья. Мол, извольте дразнить наше воображение эротическим бельём, иначе мы в вашу сторону и не взглянем... Грубые самцы!
На протяжении следующих семи столетий 29 февраля исправно случается раз в четыре года. Патрик до сих пор популярен у ирландцев и других жителей Британских островов, но в Западной Европе у него есть конкурент. Там предпочитают называть 366-й день года в честь Освальда — тоже святого, как Патрик, а не того, который стрелял в президента Кеннеди (мир с ними обоими).
Россия, как водится, идёт особым путём. Здесь 29 февраля — Касьянов день, мрачный и небезопасный. Штука в том, что Касьян — фигура очень противоречивая: это своего рода древнеславянский пограничник между светом и тьмой, которого упоминают в некоторых преданиях под именами Кащей или Чернобог. Впрочем, есть версия о том, что русское имя Касьян — это искажённое древнеримское Кассиан. Иван ведь тоже когда-то был Иохананом древнего Израиля, а ирландец Патрик — сыном римского легионера: он родился в Уэльсе под именем Майвин Суккат...
Словом, что ни день, то занятная история. Даже если этот день в нынешнем году не наступил, он учит нас не забывать о хорошем белье и возможности каждому быть счастливым.
Всем доброго здоровья, мирного неба и новых успехов в личной жизни.

О 29 ФЕВРАЛЯ Культура, Литература, Средневековье, Закон, Ирландия, Россия, Мужчины и женщины