Новозеландский танк Скофилда 1940 года (Прототип № 1)
Добрый день, видеоверсия:
Текстовая версия:
С началом Второй мировой войны правительство Новой Зеландии инициировало ряд проектных работ по созданию собственной бронетехники, так как угроза нападения Японии казалось реальной, а развитие вооруженных сил оставляло желать лучшего. Рассчитывать на помощь поставок с туманного Альбина на тот момент не приходилось, так как в 1940 году Британия отражала непрекращающиеся налеты Люфтваффе.
В начале 1940 года представитель американской компании General Motors Эрнест Джеймс Скофилд предложил свой вариант образца колесно-гусеничного танка. Надо понимать, что создание хоть сколько-то высокотехнологичной машины силами промышленности Новой Зеландии была невозможна, конструкция различных агрегатов максимально упрощалась, а в качестве базы должны были использоваться элементы конструкции от грузовиков Chevrolet.
К августу 1940 года на суд военных был представлен полноразмерный деревянный макет, и Военный департамент сделал заказ на сборку двух образцов из небронированной стали для проведения всесторонних испытаний.
Очертания очень сильно напоминали американский танк Т1 конца 20-ых годов. По сути это был прямоугольный корпус с башней на корме. От грузовика Chevrolet новая машина унаследовала 6-цилиндровый бензиновый двигатель, который расположили во лбу корпуса, коробку передач, задний мост и колеса. Ходовая часть танка была комбинированной, колесно-гусеничной. Задние колеса крепились к осям ведущих колес гусеничного движителя. Передний мост, оснащенный несъёмными одинарными управляемыми колесами, защищенными полукруглым верхним щитом. Причем задние колеса находились за гусеничным движителем, а передние между гусеницами. Негативным моментом было отсутствие подрессоривания колес обоих мостов, так что на колесном ходу машина могла уверенно передвигаться только по дорогам с твердым покрытием, а клиренс составлял не более 10 см.
Что касается гусеничного движителя, то на обоих бортах корпуса помещались четыре опорных катка, размещенные на тележках с подвеской Хорстманна. В передней части танка помещались направляющие колеса, в корме – ведущие. Направляющие колеса, в свою очередь, были размещены на удерживающих балках на некотором расстоянии перед лобовым листом как у ромбовидных танков Британии. Для усиления ходовая часть оснащалась внешней балкой, соединяющей узлы установки опорных катков и направляющего колеса. Снаружи ходовая часть прикрывалась двумя крупными щитками. Для перехода на гусеничный ход продольная балка с опорными катками опускалась вниз, передние колеса поднимались, а колеса заднего моста снимались и укладывались в специальные контейнеры, закрепленные по бортам боевого отделения.
Процесс перехода с колес на гусеницы занимал 7 минут, а в обратном порядке – 10 минут. На колесном ходу средняя часть гусеницы провисала, и ее приходилось с каждой стороны подвешивать на цепочках. Для подготовки ходовой части экипажу приходилось покидать пределы бронекорпуса, из-за чего эти трансформации не могли осуществляться в боевой обстановке. Как я уже упомянул, в передней части корпуса помещался карбюраторный двигатель мощностью 85 л.с. и топливный бак. Далее располагалось отделение управления, в правой части которого находилось место для пулеметчика, с левой – место водителя. Боевое отделение размещалось в кормовой части корпуса. На его крыше устанавливалась цилиндрическая башня, в которой находился командир.
Вооружение танка состояло из двух 7,71-мм пулеметов Vickers, один из которых находился в лобовом листе отделения управления, а второй в башне. В боевом отделении и в отделении управления помещались стеллажи для перевозки боекомплекта в виде большого количества патронных лент. Наблюдать за обстановкой водитель должен был при помощи смотрового лючка в лобовом листе. Крыша отделения управления могла подниматься, но при этом заднюю пулеметную башню требовалось разворачивать на 180 градусов. Доступ на рабочие места обеспечивался люками в крыше корпуса и башни. Длина танка Скофилда достигала 4,2 метра, ширина – 2,7, высота – около 2,5-2,7 метра, расчетная боевая масса - 6 тонн. На гусеницах танк развивал порядка 40 км/ч, на колесах – 80. Запас хода при использовании колес составлял до 560 км.
По итогам испытаний данный танк получил ряд серьёзных замечаний военных. Двигатель сильно перегревался, система управления передними колёсами оставляла желать лучшего, обзорность из танка была недостаточной, а вооружение слабым. Но главным недостатком было то, что к моменту его создания он уже устарел лет на 20. На основании полученных данных военные отказались от постройки второго прототипа, а Скофилд сам выступил с предложением построить улучшенную модель своего танка, но об этом в другой раз.
Все, спасибо за внимание.
Авиация и Техника
9.9K постов17.7K подписчиков
Правила сообщества
Правила Пикабу