Никита Михалков принимает поздравления с 75-летием

Прославленный режиссер, талантливый актер, мастер, которому подвластны любые жанры. Сегодня юбилей у Никиты Михалкова — 75 лет. За плечами — десятки картин, премия «Оскар» за «Утомленных солнцем», призы фестивалей в Каннах, Венеции, Сан-Себастьяне и не только. А впереди — масштабные планы.

Чтобы было не стыдно смотреть зрителям в глаза, он должен пережить все те же чувства, что и герои его картин. Снять «Солнечный удар» Михалков мечтал 37 лет, и чтобы понять Бунина, 11 раз переписывал от руки его рассказ.


«Просто я хотел понять, из чего можно соткать такой текст. Я начинал писать новую фразу, и когда мне казалось, что я правильное слово ставлю, потом заглядывал в оригинал — нет, там другое слово!» — рассказывает Никита Михалков.


Почти всю жизнь он мечтал снять этот, свой фильм о войне. Рассказать обо всем, что слышал от ее героев, обо всем, что читал в документах, не веря глазам. И помня главную молитву поколения своих родителей, точно знавших, что такое счастье.


В своей первой киновойне — 1812-го года — он должен был сыграть Петю Ростова у Сергея Бондарчука.


«Мы репетировали, я начал сниматься, картина долго снималась, я стал быстро расти. Мне предложили сделать укол, чтобы я не рос, мама сказала, что не надо. Хотя, я думаю, что это шутка была», — рассказывает Никита Михалков.


Скрывать свои чувства Михалков не умеет. После «Оскара» за «Утомленные солнцем», по словам родных, он 10 дней пел по утрам в душе. А когда Георгий Данелия пригрозил снять его с роли за дерзость он, извиняясь, даже расплакался.


«Уроки жизни были суровые и бескомпромиссные. Никто никого не жалел. И я очень благодарен!» — говорит Никита Михалков.


Чтобы спокойно снимать кино, Михалков сам на себя, левой рукой писал доносы о якобы недостойном поведении лишь бы не пришлось вступать в партию. Он погружался в работу так, что, глядя потом на экран, часто сам не понимал, как это сделано.


«Я сам какие-то свои картины смотрю, думаю, ни фига себе как это мы такое придумали! Мне хотелось снять вестерн! Лихой вестерн с лошадьми! Юра Богатырев так летел со мной рядом, абсолютно бесстрашно. Все трюки делали сами, все падали. Это было наслаждение!» — вспоминает режиссер.


О том, как каждый день ссорились и мирились на съемках фильма «Родня» Михалков и Мордюкова, ходят легенды. Но, режиссеру всегда удавалось добиться своего.


«Она должна была сказать одну фразу: «Эх, ты...» И она не получалась. И вот камера крутилась, я стоял за камерой, за кадром и говорил: «Ну, посмотри на меня внимательно! Вот я тебя оскорбляю, ругаюсь на тебя... Ты же меня должна простить», — рассказывает Никита Михалков.


Самое важное, говорит Михалков, чтобы после команды «Мотор!» в кадре все дышало вместе с ним. И ради этого он был готов до изнеможения показывать, как и что надо сыграть. А еще всегда умел находить подход к каждому, с кем снимает кино.


«Мы каждый вечер играли в футбол, и любой осветитель или ассистент оператора, который не смел мне ничего сказать особо во время съемки, на футболе мог послать меня матом. И все через эмоции, крики это все выходило — усталость, и уже не хотелось ни выпивать, только спать и утром на работу», — вспоминает режиссер.


Играя у других режиссеров, Михалков никогда не давал советы, оставаясь на площадке только актером. Лишь один раз попросил Бориса Акунина дописать свою роль в «Статском советнике».


«Он мне разрешил это, и во многом то, что я говорю в этой картине, это усиление того характера, который мне хотелось сыграть!» — рассказывает Никита Михалков.


«Я себя от России, в отличие от вас, Фандорин, не отделяю! Что выгодно России, выгодно и мне!» — говорит герой Михалкова в фильме «Статский советник».

Он говорит, что почти не ощущает свои 75. И не только потому, что по-прежнему держит себя в форме и много плавает.


«Тот стресс, который получил организм после восьми операций, его надо как-то компенсировать за счет того, чтобы заставить себя ощущать возможности делать то, что ты делал раньше», — отмечает Никита Михалков.


Поэтому секрет его энергичности — в мыслях о новом фильме — «Шоколадный револьвер», предвкушении новой работы и нервотрепки. Ведь все это и есть счастье его жизни.


«Для меня процесс был важнее результата! Это не значит, что я презирал зрителя — мне наплевать: вы смотрите или нет. Нет! Когда я снимал «Ургу», вот в этой степи когда мы снимали, снимали, снимали, я бы так вот сидел бы и снимал, а они бы там пусть монтировали, фестивали, шместивали... Мне абсолютно это было без разницы, мне было интересно существование в этом вот потрясающем мире, который для меня открылся. Я снимаю одну картину всю жизнь, по моему ощущению. Они, может быть, про разных людей, про разные эпохи, но, жестокая правда без любви есть ложь! Это потрясающе точно!» — говорит Никита Михалков.


В воскресенье на Первом канале — день Никиты Михалкова. Премьера документального фильма «Движение вверх», а также художественные картины, где Никита Сергеевич выступил режиссером и актером.

via