Несколько слов о свободе и уверенности

Несколько слов о свободе и уверенности Эрих Фромм, Экзистенциализм, Философия, Психология, Длиннопост

Свободный человек неизбежно лишён безопасности, мыслящий человек неизбежно лишён уверенности.

Э.Фромм, «Здоровое общество»



Давайте вдумаемся и проанализируем это утверждение замечательного психолога и философа Эриха Фромма.

Оно состоит из двух частей, двух утверждений. Сначала обратимся ко второму, про уверенность.


Мыслящий человек лишён уверенности


Я не могу сказать, что согласен с этим на все сто. С одной стороны да - ограниченные и посредственные люди полны уверенности и ничем по-настоящему не интересуются. Им и так всё ясно, и мир их прост и понятен. Но из этого всё же не следует, что мыслящий человек, в противоположность глупцу, должен сомневаться во всём. Мыслящий человек имеет мировоззренческий базис, в котором он не должен сомневаться. Как например хочу привести основной вопрос философии о первичности духа или материи, а так же о познаваемости или принципиальной непознаваемости мира. Без решения этих фундаментального вопроса все остальные вопросы не имеют смысла. Мировоззренческий базис должен быть прочным фундаментом, на котором возможно выстроить здание из гипотез и предположений... А вот в последних сомневаться действительно приходится. При сомнениях мыслящий человек чувствует острую необходимость проверять свои предположения и гипотезы, искать дополнительные данные, размышляет и уточняет... И попадает в парадоксальную ситуацию, обозначенную ещё древними греками - чем больше ты знаешь, тем больше ты не знаешь, так как с ростом знаний увеличивается и количество вопросов, удлиняется границы непознанного... Сомнение стимулирует процесс постоянного самообразования, пробуждает любознательность, не дает уснуть способности удивляться. В то же время если человек будет не уверен в своем мировоззренческом базисе, то он не будет способен к развитию вообще. Мировоззренческий базис - это точка отчёта, это точка опоры, это твёрдая почва под ногами, без опоры на которую человек не способен ни двигаться, ни даже просто оглядеться по сторонам.


Свободный человек лишён безопасности


Возвращаясь к первому утверждению Фромма, мне хотелось бы узнать - оно вас пугает, вызывает дискомфорт? Хочется и свободы и безопасности в одном флаконе? Понимаю - и мне хочется! Но о какой такой безопасности можно говорить нам, простым смертным? Бессмертны только боги! А нам не дано иной безопасности, кроме временной или иллюзорной. Последнюю мы вкушаем тогда, когда отдаём себя некой силе, которая позаботится о нас, которая возьмёт нас под свою опеку и ответственность. И я не против такого рода иллюзии безопасности. Я сажусь в автобус и доверяю себя водителю - я верю в его профессионализм и знание маршрута, я верю в то, что меня живого и здорового доставят куда надо. Разумеется, моя вера не убережёт автобус от вероятного столкновения, зато убережёт мои нервы и даст мне возможность думать о своём. Если бы я не мог предаваться этой иллюзии безопасности - при том, что я вполне понимаю, что это иллюзия! - то мне пришлось бы не сладко. Я должен был бы постоянно быть готовым к смерти, как к единственной определённости и гарантии. Из этого можно сделать следующий вывод... БЫТЬ АБСОЛЮТНО ВНУТРЕННЕ СВОБОДНЫМ - ЭТО БЫТЬ АБСОЛЮТНО ГОТОВЫМ К СМЕРТИ. Я сомневаюсь в том, что можно нормально жить с постоянной готовностью к смерти, а потому никому не желаю быть абсолютно свободным. А потому давайте наслаждаться относительной безопасностью и относительной свободой.


Б. Мединский


13.12.18, 25.11.19

Несколько слов о свободе и уверенности Эрих Фромм, Экзистенциализм, Философия, Психология, Длиннопост