Непроговоренные установки

"Всю жизнь я старалась не быть похожей на моих родителей, но все чаще замечаю, что поступаю точь в точь, как поступали они", - говорила мне как-то одна подруга. Я усмехался, пока не обнаружил у себя то же самое. А потом стал слышать то же от клиентов.


Вначале я учил, что интроекты - или установки - мы впитываем от родителей или иных значимых взрослых, и тем самым перенимаем их понимание мира и жизни. Так мы учимся выживать в этом мире, точнее - в том мире, каким его представляют значимые взрослые. А когда мы хотим жить в своем мире, то тут и начинается внутренний конфликт: наш мир требует наших к нему представлений, но вместо них действуют одолженные.


Подобную родительскую установку вычленить относительно легко - можно вспомнить, что говорила мама, как наставлял отец, за что хвалили или ругали другие родственники. При хорошей чувствительности можно даже вспомнить, какими именно словами звучала эта установка, каким голосом и интонацией. Это совсем круто, ибо ее уже можно оспорить и пересмотреть.


Но есть такие, которые вспомнить невозможно. Не звучат голоса и все тут. Потому что взрослые и не факт, что вообще как-то ее произносили. Они просто этим жили. Они просто к тому или иному явлению конкретно относились, и такое отношение было само собой разумеющимся.


Совсем не обязательно, чтобы мои взрослые говорили "жить надо с надрывом", чтобы я потом так начал жить - даже против такого отношения я протестовал с надрывом. Не нужно, чтобы мои взрослые говорили, что деньги опасны - достаточно было видеть их отношение к деньгам.


Не обязательно, чтобы мама говорила девочке "выжить можно только с мужчиной" - чтобы та стала повернутой на замужестве. Или чтобы отец говорил сыну "бунтовать против сильных опасно", чтобы тот потом боялся заявить о своем несогласии.


Такое отношение "висело в воздухе", а мы, будучи детьми, ничего еще не понимающими, но очень чувствующими, хорошо это воспринимали. То, что мы бы сейчас и заметили - оно проскочило бы мимо нашего внимания, тогда мы именно на это и ориентировались. Потому что сознание у нас еще не сформировалось, и оно мало или вообще не мешало вниманию. Мы это видели по вздохам, по мимике, по интонации, с которой взрослые обсуждали что-то, по напряжению при каком-то вопросе, по попыткам избежать каких-то вопросов и так далее. И мы это просто впитывали.


Мы росли в конкретном психологическом поле, и сделали его своей частью. Особенно, когда сделали это еще в довербальный период развития - не знали еще языка и не понимали слов. Поэтому и вычленить его непросто - оно в нашем сознании в слова не оформляется. Оно представлено только как ощущения. Так оно стало базовой опорой нашего характера, само собой разумеющейся данностью.


И путь к ней неблизок. Чтобы к ней добраться, требуются годы осознаваний. И еще столько же, чтобы оспорить и изменить - чтобы адекватнее подходить к тому психологическому полю, которое существует сейчас.


Из этого вывод молодым родителям - пофиг, что вы будете говорить своим маленьким детям. Те все равно не поймут, пока не понимают слов. Они все равно подхватят то напряжение в поле, в котором формируются - которое вы создаете: своей тревожостью, своими страхами, своей любовью. Какого хотите вырастить человека, станьте таким человеком сами


Источник

Психология | Psychology

19.9K пост59.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за интересный пост!

С одной стороны вроде всё и логично и верю.

А с другой ( рациональный голос ) - это похоже на телепатию или экстрасенсорику.


Ну что могут воспринимать младенцы и малолетние, когда у них ещё только идёт формирование мозга?

Как это может быть, что родительские установки могут впитываться в сознание, которого ещё толком и нет?

По мимике, и жестам, и тону голоса, и поведению, но ведь ещё нет опыта и знаний, нет базы которая бы анализировала подобное восприятие.

Или же речь о том, что мы помним всё, наше подсознание все хранит, чуть ли не с самого рождения.

И со взрослением, когда мы становимся старше, а наш мозг сложнее, то мы по мере взросления подсознательно перенимаем то что наш очень юный мозг усвоил будучи ребёнком, так это работает?

На  самом деле - это очень интересно!

Хотелось бы больше узнать о механизмах памяти в связке с подсознанием.

Спасибо.

раскрыть ветку (18)
7
Автор поста оценил этот комментарий

ИМХО.

Также как учатся говорить, перенимают мимику, жесты, также и перенимают шаблоны поведения просто повторяя их на том уровне, который доступен.

ещё комментарии
3
Автор поста оценил этот комментарий
ведь ещё нет опыта и знаний, нет базы которая бы анализировала подобное восприятие.

Дети в довербальном периоде крайне восприимчивы. Не на уровне экстрасенсорики, конечно, но ребенок за пару лет осваивает язык с нуля. Ну прям совсем с нуля, не обладая никаким понимание социальных механизмов, семантики, концепции языка. Просто зеркальные нейроны, которые работают на максимум. Обезьянничанье, повторение - вот и обучился.

А в статье про то, чему ребенок обучается из того, что отследить сложнее.

Дополню: и отсутствие аналитических навыков, отсутствие критического взгляда (который появляется довольно рано, условно - в кризисе пяти лет) - делает все восприятие абсолютным, безоценочным. Все, что делают родители для ребенка - высшая безоговорочная правда.

раскрыть ветку (8)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ок, повторение ( обезьяничье ) зеркальные нейроны.

Тут я не спорю, все эти научные выводы выглядят вполне достоверно.

Я к тому, что неужели подобная внимательность детей, может быть отыграна во взрослой жизни??? С точностью, да наоборот! Когда мы сами себя не понимаем, и других людей так же!!

раскрыть ветку (7)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В разумных пределах, да, без магии.

Одна из самых известных теорий в психологии на этот счет, это теория привязанности Боулби. Если коротко, то тип отношений, который сложился с матерью в возрасте 0.5-2 лет переносится на отношения с близкими людьми во взрослом возрасте.

Базовое доверие к миру - еще одна важная характеристика, которая формируется в самом раннем возрасте и остается на всю жизнь.

И это не единственные примеры.

В том и сложность работы с такими явлениями, они не существуют в виде вербальных конструкций, поэтому к их осознанию очень сложно подойти напрямую, через диалог. При этом эти образования очень прочные, устойчивые и часто лежат в самой основе каких-либо проблем.

Такие дела.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
А можете посоветовать литературу на эту тему?
раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Уточните, на какую именно тему?

Про базовое доверие к миру и теорию привязанности, никакую специальную литературу не могу вспомнить.

Структуры, которые формируются в раннем возрасте, мне кажется, лучше всего интерпретирует транзактный анализ.

"Современный транзактный анализ" Ян Стюарт Вэнн Джойнс.

Но я не уверен, что это прям по теме, это скорее общее направление.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, хотелось бы узнать больше как воспитание, присутствие /отсутствие родителей в первые лет 5 влияют на ребёнка.
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Хмм, ну раз они не поддаются вербалике, то как вообще были выявлены, как изучены, или это все просто предположения?

раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

С детьми в возрасте 0.5-2 года вообще сложно поговорить)

Эксперименты строятся на всяком взаимодействии с игрушками, на подражании, на невербальной коммуникации. Да мало ли способов пообщаться, помимо слов)


В частности Боулби выявлял тип привязанности, регистрируя реакции ребенка на четко заданную лабораторную ситуацию. Присутствие мамы, её приближение, отдаление, присутствие незнакомого человека. В интернете наверняка есть точное описание опытов, это известная история.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А, ну и взрослый человек вообще может что-то осознать про себя и рассказать, в конечном итоге. Подойти к этому сложнее, чем к чему-то вербальному, но все равно ж возможно.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку