177

Непроговоренные установки

"Всю жизнь я старалась не быть похожей на моих родителей, но все чаще замечаю, что поступаю точь в точь, как поступали они", - говорила мне как-то одна подруга. Я усмехался, пока не обнаружил у себя то же самое. А потом стал слышать то же от клиентов.


Вначале я учил, что интроекты - или установки - мы впитываем от родителей или иных значимых взрослых, и тем самым перенимаем их понимание мира и жизни. Так мы учимся выживать в этом мире, точнее - в том мире, каким его представляют значимые взрослые. А когда мы хотим жить в своем мире, то тут и начинается внутренний конфликт: наш мир требует наших к нему представлений, но вместо них действуют одолженные.


Подобную родительскую установку вычленить относительно легко - можно вспомнить, что говорила мама, как наставлял отец, за что хвалили или ругали другие родственники. При хорошей чувствительности можно даже вспомнить, какими именно словами звучала эта установка, каким голосом и интонацией. Это совсем круто, ибо ее уже можно оспорить и пересмотреть.


Но есть такие, которые вспомнить невозможно. Не звучат голоса и все тут. Потому что взрослые и не факт, что вообще как-то ее произносили. Они просто этим жили. Они просто к тому или иному явлению конкретно относились, и такое отношение было само собой разумеющимся.


Совсем не обязательно, чтобы мои взрослые говорили "жить надо с надрывом", чтобы я потом так начал жить - даже против такого отношения я протестовал с надрывом. Не нужно, чтобы мои взрослые говорили, что деньги опасны - достаточно было видеть их отношение к деньгам.


Не обязательно, чтобы мама говорила девочке "выжить можно только с мужчиной" - чтобы та стала повернутой на замужестве. Или чтобы отец говорил сыну "бунтовать против сильных опасно", чтобы тот потом боялся заявить о своем несогласии.


Такое отношение "висело в воздухе", а мы, будучи детьми, ничего еще не понимающими, но очень чувствующими, хорошо это воспринимали. То, что мы бы сейчас и заметили - оно проскочило бы мимо нашего внимания, тогда мы именно на это и ориентировались. Потому что сознание у нас еще не сформировалось, и оно мало или вообще не мешало вниманию. Мы это видели по вздохам, по мимике, по интонации, с которой взрослые обсуждали что-то, по напряжению при каком-то вопросе, по попыткам избежать каких-то вопросов и так далее. И мы это просто впитывали.


Мы росли в конкретном психологическом поле, и сделали его своей частью. Особенно, когда сделали это еще в довербальный период развития - не знали еще языка и не понимали слов. Поэтому и вычленить его непросто - оно в нашем сознании в слова не оформляется. Оно представлено только как ощущения. Так оно стало базовой опорой нашего характера, само собой разумеющейся данностью.


И путь к ней неблизок. Чтобы к ней добраться, требуются годы осознаваний. И еще столько же, чтобы оспорить и изменить - чтобы адекватнее подходить к тому психологическому полю, которое существует сейчас.


Из этого вывод молодым родителям - пофиг, что вы будете говорить своим маленьким детям. Те все равно не поймут, пока не понимают слов. Они все равно подхватят то напряжение в поле, в котором формируются - которое вы создаете: своей тревожостью, своими страхами, своей любовью. Какого хотите вырастить человека, станьте таким человеком сами


Источник

Дубликаты не найдены

+12

Две коронные фразы моей мамы: "делай хорошо, хуево само получится" и "все мужики козлы, счастье в труде".

А ну и третья "не видишь нихуя - очки надень"

Спасибо, мама, за уроки жизни.

раскрыть ветку 2
+1
Ну, положим, про мужиков хуевое утверждение, но другие два вполне имеют право на жизнь, не?
раскрыть ветку 1
+4

Так я и не утверждаю, что они плохие. Они жизенные.

+11

Как не воспитывай ребенка, он все равно вырастет таким, как ты

раскрыть ветку 1
-3
Нет.
+4

Очень плюсую пост.

Наиболее устойчивые интроекты как раз и есть невербальные. К ним не подойти в диалоге, потому что они не хранятся в памяти в виде слов. Их не вспомнить, как чьи-то указания, и не оспорить.

Для их обнаружения как раз и приходиться обращаться к чувствам, к телу, применять всякие проективные методики или разыгрывать роли. Собственно психотерапия как она есть.

раскрыть ветку 2
+2
Как я от них устала, от этих интроектов. Голова понимает, как правильно делать, а тело делает и язык говорит поперек мозга, точно то, что делала/говорила моя мама. Моментальное чувство вины, привет. Ничего поделать не могу, сколько ни прокручивай и не проигрывай в голове верное поведение.
раскрыть ветку 1
+1

Вы рефлексируете этот процесс, это уже полдела)

Мне кажется, не получится просто заменить одно поведение другим, "внутренняя мама" никуда не исчезнет же. Придется договариваться с ней.

+1
Всё так
+1
Отец всегда был справедливым и любил детей. Он не выбирал с кем общаться, то есть по нации или возрасту. Я теперь делаю то же самое. А меня этому даже не учили
0

"математика мне ни разу не пригодилась",

"отца твоего деньги испортили",

слово - не воробей

0

да слова и потом будуи игнорироваться, даже будет период когда слова будут демонстративно выворачиватся на оборот... а вот то что мы продолжение своих родителей а совсем не "не такие серые как они, мы бунтари епта, поколение N+1" еще дети цветов открыли :) Просто есть люди которые не взрослеют, вечные  инфантилы никогда не станут похожими на родителей.

-3

Спасибо за интересный пост!

С одной стороны вроде всё и логично и верю.

А с другой ( рациональный голос ) - это похоже на телепатию или экстрасенсорику.


Ну что могут воспринимать младенцы и малолетние, когда у них ещё только идёт формирование мозга?

Как это может быть, что родительские установки могут впитываться в сознание, которого ещё толком и нет?

По мимике, и жестам, и тону голоса, и поведению, но ведь ещё нет опыта и знаний, нет базы которая бы анализировала подобное восприятие.

Или же речь о том, что мы помним всё, наше подсознание все хранит, чуть ли не с самого рождения.

И со взрослением, когда мы становимся старше, а наш мозг сложнее, то мы по мере взросления подсознательно перенимаем то что наш очень юный мозг усвоил будучи ребёнком, так это работает?

На  самом деле - это очень интересно!

Хотелось бы больше узнать о механизмах памяти в связке с подсознанием.

Спасибо.

раскрыть ветку 18
+6

ИМХО.

Также как учатся говорить, перенимают мимику, жесты, также и перенимают шаблоны поведения просто повторяя их на том уровне, который доступен.

ещё комментарии
+3
ведь ещё нет опыта и знаний, нет базы которая бы анализировала подобное восприятие.

Дети в довербальном периоде крайне восприимчивы. Не на уровне экстрасенсорики, конечно, но ребенок за пару лет осваивает язык с нуля. Ну прям совсем с нуля, не обладая никаким понимание социальных механизмов, семантики, концепции языка. Просто зеркальные нейроны, которые работают на максимум. Обезьянничанье, повторение - вот и обучился.

А в статье про то, чему ребенок обучается из того, что отследить сложнее.

Дополню: и отсутствие аналитических навыков, отсутствие критического взгляда (который появляется довольно рано, условно - в кризисе пяти лет) - делает все восприятие абсолютным, безоценочным. Все, что делают родители для ребенка - высшая безоговорочная правда.

раскрыть ветку 8
-2

Ок, повторение ( обезьяничье ) зеркальные нейроны.

Тут я не спорю, все эти научные выводы выглядят вполне достоверно.

Я к тому, что неужели подобная внимательность детей, может быть отыграна во взрослой жизни??? С точностью, да наоборот! Когда мы сами себя не понимаем, и других людей так же!!

раскрыть ветку 7
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: