Немного о форме и содержании в гештальт-терапии, или "шашечки и ехать"

(Я предполагал, что интереснее будут рассказы о терапии с клиентских позиций, но нет, вчерашний пост ушел в минус. Хорошо, вот вам очередной текст, написанный специалистом)


Некоторых смущает, что на терапевтических сессиях ситуация "клиент - терапевт" смоделирована (искусственно создана) и обусловлена контрактом, из чего делается вывод, что и чувства терапевт предъявляет ненастоящие. Мол, должен по контракту - вот и предъявляет, прохвост. Из этого представления вырастает подозрение в искренности сидящего напротив специалиста, а из этого подозрения - уже целый ворох самых разнообразных чувств, препятствующих эффективной работе.


Однако тут важно различать и разделять две вещи: да, ситуация клиент-терапевтического контакта создается произвольно, но чувства, которые поднимаются в этом диалоге, совершенно живые и настоящие с обеих сторон.


Если меня как человека ранила какая-то реплика клиента в мой адрес или его интонация, или еще что-то вызвало сильные чувства или слезы сочувствия, то как терапевт я осознаю эти процессы в себе и предъявляю клиенту то, что будет полезным для него, потому что это про нас с ним (и убираю "за скобки" до собственной терапии и супервизии то, что не будет для него сейчас полезным, потому что понимаю, что это сейчас не про нас с клиентом, а про что-то из моей жизни за пределами кабинета).

Такая обратная связь помогает клиенту осознать, как он строит контакт с другими людьми и почему он получает ту реакцию, которую получает. Именно это и способствует устойчивым изменениям клиента и за пределами кабинета, иначе наш контакт оставался бы вещью в себе.


Для этого терапевта учат быть в хорошем контакте с собой и клиентом, а отличие от "обычного общения" в том, что терапевт более осознан и выбирает, какие из своих (подчеркну: совершенно искренних) чувств и в какой форме выразить так, чтобы это было полезно клиенту (а не удовлетворяет свои эмоциональные потребности за счет клиента).


И если, например, терапевт ничего не чувствует, слушая клиента, он так ему и скажет, увидев, что клиент не замечает того, что собеседник заскучал. И спросит, что происходит с ним сейчас. И это может стать важной частью осознавания клиентом его способов быть и взаимодействовать со своими чувствами и с людьми. И такая работа будет основана на совершенно настоящих чувствах и реакциях, возникающих между клиентом и терапевтом прямо здесь и сейчас, в живом диалоге.


Хорошую аналогию в связи с этим привел как-то один из моих супервизоров Михаил Кряхтунов: если вы оказались в мороз на улице без головного убора и увидели на дороге шапку, вам неважно будет, специально ее тут положили именно для вас или просто потеряли. Шапка согреет вас в любом случае, потому что она в принципе теплая.

Так и с терапевтом.


Источник

Психология | Psychology

20.6K пост59.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.