Настенька (продолжение истории)

Начало истории можно прочитать здесь:  https://pikabu.ru/story/nastenka_5970220


…Заботы по хозяйству лежали не на плечах вдовы-Натальи, взрослой женщины, матери троих детей, а на юных Настиных. Наталья занималась домом, пекла пироги и хлеб, но почему-то нигде не работала. То ли болела чем, то ли была на то какая-то другая причина, теперь уже никто не помнит. А вот старшая её дочь работала в колхозе, была в почёте, передовая труженица, лучшая доярка. У кого в группе был самый большой удой? У Насти, конечно. У кого минимальный падёж молодняка? У Насти. Она каждого телёночка парным молоком отпаивала, пеленала, растирала. Даже самых слабеньких ставила на ноги…


Дома она заведовала семейным бюджетом, решала все хозяйственные проблемы. Сыграла свадьбу младшей сестре Маше, которая через несколько лет с мужем и двумя дочками уехала в город. Женила брата Николая. Тот остался жить здесь же, в селе, никуда уезжать не собирался, растил сына и дочку. Жили спокойно, размеренно. Впрочем, как и многие другие в то время, не хуже и не лучше.


Время неумолимо движется вперёд, словно каток, размазывая и стирая события. Появляются седые волоски, первые морщинки, а с ними житейская мудрость. После тяжёлой болезни умерла Наталья - Настина мама, и стало в доме непривычно пусто и одиноко. При загадочных обстоятельствах погиб брат Коля: он замёрз в лесу. Коля был лесником, охотником, держал собак. Лес не просто любил и знал, он жил им. А тут вдруг такое случилось… Поехал подвезти на санях цыган до станции и не вернулся. Лошадь осталась стоять в сугробе среди леса, пёс скулил рядом, а Коля метрах в десяти лежал замёрзший. Эта история так и осталась неразгаданной.


Но время лечит. Жизнь закрутилась дальше. Настя слыла по селу не только самой трудолюбивой, но ещё и самой весёлой в деревенских гуляньях песенницей. Как задорно припевала она частушки, которым, казалось, не было конца. Все разные, друг на друга не похожие. Обхохочешься! На любую тему найдётся у неё залихватская припевка. Возьмёт, бывало, в руки балалайку, заиграет, да так, что ноги сами в пляс идут. Когда спросит кто: «Откуда ты столько частушек знаешь? Сама что ли сочиняешь?» Она рассмеётся: «Не помню, может и сама».

Пела Настя и лирические песни. Помню, в одной было что-то про капитана, большую любовь, вынужденное расставанье, сиротку-ребёнка… Эту песню она до конца допевала с трудом. На последнем куплете голос дрожал, слёзы предательски текли по щекам. Она замолкала и как-то стыдливо произносила : «Ну вот. Опять не смогла допеть. Хорошая песня».


Красавица, умница, на своей судьбе Настенька поставила жирный крест, смирившись с тем, что уже никогда не быть ей счастливой женой, любящей матерью…

Росли и взрослели Настины племянники. Сельские и жили по соседству, поэтому всегда были рядом, а городские приезжали на летние каникулы. Сестра Маша с мужем из города в отпуск каждый год приезжали, помогали поправить баньку или покосившееся крылечко, перекрыть крышу…


Но женское счастье всё-таки пришло к Настеньке. Пришло нежданно-негаданно в 50 лет. В колхоз приехал новый агроном - Николай Михайлович. Статный, интеллигентный, красивый. Мужчина разведённый. За плечами целая жизнь, трое взрослых сыновей, разлад в семье, неудачная попытка жениться вновь… Он приехал в незнакомое дальнее село, чтобы начать жизнь с чистого листа. (Да-да, в 55 это тоже возможно).


И родилась НАСТОЯЩАЯ любовь! Они стали жить вместе и даже расписались в ЗАГСе. На этом настаивал Николай Михайлович, говорил, что иначе-то никак нельзя. Сельчане отнеслись к браку неоднозначно. Кто-то искренне радовался (таких было немного), кто-то крутил пальцем у виска, мол, чёкнулась Настасья на старости лет, смешит народ. Понятное дело, что на чужой роток не накинешь платок. Ничего, поговорили, да бросили.


Настенька со своим мужем Николаем прожили в счастливом браке, как говорится, душа в душу, ровно 25 лет. Часто сожалели, что не встретились раньше. Настенька стала привечать сыновей Николая Михайловича, приглашала в гости, собирала им сумки с гостинцами: то мясца килограммов по 10 со своего подворья, то картошечки по мешку с огорода… Она помогла наладить прерванные много лет назад отношения между отцом и его детьми. Стали дети в гости приезжать, по телефону звонить.


Долг платежом красен. Николай Михайлович был добр и щедр по отношению к Настиным племянникам. Особенно к младшенькой, Светлане, той, что из города в село жить переехала. Считал её за свою дочку, советовался, прислушивался к мнению, в чём-то наставлял. В сыне и дочурке Светланы дедушка души не чаял, любил так, как любят своих родных внуков, рассказывал им о Великой Отечественной войне, говорил им, что любую проблему можно пережить, лишь бы войны больше никогда не было. Сам-то он её прошёл от начала до конца и знал, о чём говорил, не понаслышке. Прививал внучатам патриотизм. Рассказывал о вреде курения, о семейных ценностях, о лекарственных растениях, о разведении кроликов… Бывает родня по крови, а здесь стали родственники по душе. Ближе не найти.


…Настенька пережила своего любимого  на 5 лет. А когда ей исполнилось 80, вспоминая Николая Михайловича, она сказала очень искренне: «Как же сильно я его любила!!!!!!!» Помолчала немного и добавила: «Я и сейчас его люблю!!! Лучше моего Коли никого нет!!!»


Вот такая судьба у Настеньки.


P.S: Незадолго до своей смерти Настя сказала: «Эх, мой бы теперешний ум да в молодые годы, я бы троих детей себе родила…».

Любовь в жизнь Настеньки была, пусть поздняя, но была, а вот материнства не было…