На Починковском конезаводе под угрозой оказалась уникальная порода лошадей

На Починковском конезаводе под угрозой оказалась уникальная порода лошадей Конезавод, Лошади, Негатив, Ситуация, Стыд, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка), ВКонтакте (ссылка)

Здание завода является объектом культурного наследия

Редкая не только для Нижегородской области, но и для всего мира порода лошадей под угрозой исчезновения. Уже пять лет у конезавода в Починках два владельца. И они никак не могут между собой договориться о судьбе лошадей. За сохранение уникальных тяжеловозов борются один из владельцев завода, волонтёры и неравнодушные люди.

Тяжёлый путь

Починковский конезавод – один из старейших в стране. Он был основан ещё в XVII веке. А в 1952 году именно здесь вывели породу советский тяжеловоз – лошадей-гигантов, предназначенных для перевозки больших тяжестей. Весят они целую тонну, а их выносливость – 23 тонны.

Слава о местных тяжеловозах гремела по всей стране. Они побеждали на всевозможных соревнованиях. В центре Починок даже стоит памятник абсолютному чемпиону породы Капралу. А здание Починковского конного завода, история которого уходит к временам императрицы Екатерины, признано объектом культурного наследия.

Трудные времена у завода наступили с началом перестройки. В 2000-х годах он лишился статуса государственного, а в 2019 году был признан банкротом. Уникальные тяжеловозы оказались на грани вымирания.

Директор фирмы «Волгогазстрой» Олег Гусев узнал о печальном состоянии конезавода из теленовостей и решил спасти предприятие.

«Я увидел новости, что конезавод объявлен банкротом, а лошадей могут отправить на убой. Поэтому и решил помочь», – поделился директор «Волгогазстроя».

Однако Олег Гусев смог приобрести только заводские здания. Собственником тяжеловозов оказалась компания «Восход», сейчас она называется «Сельхозпродукт».

По словам пресс-секретаря конезавода Инны Мосуновой, тяжеловозы, по сути, оказались буквально брошенными на произвол судьбы.

«У лошадей два месяца не было еды. Ветеринарный врач говорила, что остались последние тюки гнилого сена, лошади ходили с голодными глазами», – вспоминает Инна Мосунова.

Сами сотрудники завода жаловались в прокуратуру на многомесячные задержки зарплаты.

Старинные здания отчаянно нуждались в ремонте – кровля и стены разрушались, охотники за цветметом растаскивали арматуру...

Придя на завод, Олег Гусев начал на свои средства закупать корма и лекарства для лошадей, пытаясь развивать старейший конный завод.

Усилиями волонтёров удалось привлечь внимание общественности и прессы.

В 2021 году в Починки приехал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. После этого началось возрождение конезавода.

В минсельхозе региона помогают консультациями, а администрация Починок и местные предприниматели дают технику для субботников. Для сотрудников организовали обучение. На заводе проложили дорогу, благоустроили сквер рядом, решили проблему с вывозом мусора.

Постепенно ремонтируется историческое здание конного завода.

«Поднимать завод, конечно, очень тяжело. Мы делаем это за счёт организации здесь прогулок, экскурсий, субботников, праздников для гостей. Стали вести соцсети и открыли сбор средств», – рассказывает Инна Мосунова.

В результате с 2021 года по нынешнее время поголовье тяжеловозов увеличилось с 92 до 150 голов. А совсем недавно были возрождены тренировки по тягловым испытаниям именно на тяжеловозах.

За эти годы о Починковском конезаводе узнали не только нижегородцы, но и жители других регионов. Сюда стали приезжать студенты со всей России на практику.

«Несмотря на такое юридически тяжёлое положение, мы не сдаёмся, развиваемся без особых вложений. И делаем всё, чтобы жемчужина нашего округа поднималась», – рассказывает Инна Мосунова.


Камень преткновения

Однако существование у завода одновременно двух владельцев очень осложняет его возрождение и развитие.

«Волгогазстрой» хотел бы приобрести тяжеловозов. Но, по словам Инны Мосуновой, «Сельхозпродукт» отказывается их продавать, в переговоры не вступает, но и ухаживать за лошадьми тоже не желает.

По крайней мере, в июне 2022 года «Волгогазстрой» обращался в Арбитражный суд с иском к «Сельхозпродукту», требуя, чтобы тот вернул сумму за содержание тяжеловозов, потраченную компанией Олега Гусева. Позже уже «Сельхозпродукт» через суд пытался взыскать с «Волгогазстроя» средства по упущенной выгоде и доходу, полученному от использования тяжеловозов. Но суд иск отклонил.

А недавно представители «Сельхозпродукта» стали приезжать на конезавод и пересчитывать лошадей. Сотрудники завода подозревают, что тяжеловозов готовят к продаже, и опасаются, как бы их не отправили на убой.

Однако, по словам главы администрации Починковского округа Михаила Ларина, в ближайшее время «Сельхозпродукт» вряд ли сможет продать тяжеловозов.

«Олег Гусев содержит этих лошадей уже четыре года. Сумма затрат на их содержание уже в четыре раза выше стоимости самих лошадей. И чтобы «Сельхозпродукт» забрал их и продал на мясо, ему нужно сначала выплатить затраты на их содержание «Волгогазстрою», – рассказал нам Михаил Ларин.

Пока решение по этой ситуации не принято, и судьба тяжеловозов по-прежнему не ясна.

Сообщество ВК
Статья