На что обратить внимание при выборе и оценке франшизы
Всем доброго времени суток!
Прошлым постом (Что такое франшиза простыми словами) я открыл цикл статей о франчайзинге.
В прошлом посте я попробовал простым языком дать понимание, что такое франчайзинг и как он работает.
Сегодняшний пост о том, как проверять франшизу тем, кто рассматривает возможность ее покупки
Итак, представим, что Вы, накопив N-ую сумму денег, приняли решение об их инвестировании для их дальнейшего преумножения и остановили свой выбор на приобретении франшизы.
На что же обратить внимание при выборе франшизы?
1. Стоимость франшизы и инвестиций в открытие
Да, на мой взгляд, выбор франшизы стоит начать именно с определения для себя того объема инвестиций, которые Вы готовы потратить на приобретение франшизы и открытие торговой точки.
На текущий момент возможно найти франшизы с совокупными инвестициями от 400 т.р. (например, пункты выдачи в городах с населением до 100 т.ч.) до нескольких десятков миллионов и более. При определении своего бюджета на открытие франшизы Вам необходимо не только понимать, какую сумму денежных средств Вы готовы вложить в открытие франшизы, но и сумму, которую Вы морально готовы потерять.
Сразу извиняюсь за негатив в последнем предложении, но надо понимать, что любые инвестиции (даже консервативные) предполагают некоторую вероятность их потери, существует риск потерять свои инвестиции полностью или частично. Приобретая франшизу, необходимо понимать, что независимо от того, организовываете ли Вы свою предпринимательскую деятельность самостоятельно или с помощью франчайзера, предпринимательская деятельность остается деятельностью, которую Вы ведете на свой страх и риск, в том числе риск потери вложенных денежных средств.
Также я хотел бы обратить Ваше внимание на следующее:
(1) Инвестиции во франшизу нельзя причислить к консервативным способам инвестирования (наиболее безопасным). Франшиза имеет в лучшем случае умеренный уровень риска, при наличии с вашей стороны понимания того, что франшиза - это не пассивный доход, а требует активного вовлечения с вашей стороны, особенно на этапе открытия и первого года с момента открытия.
Франшиза может иметь и высокий риск, если Вы планируете приобретать франшизу в сферах с высоким уровнем конкуренции (пекарни, салоны красоты, медицина) или в сферах, которые не столь востребованы в Вашем населенном пункте, например, химчистка обуви, детская спортивная школа нестандартного направления.
Большинство франчайзеров (правообладателей) дают лишь ориентировочный размер инвестиций в открытие в своих презентациях или на страницах лендингов с предложением о приобретении франшизы или в финансовых моделях, предлагаемых на этапе продажи франшизы. Предлагаемые правообладателем цифры Вы можете брать для себя как некий ориентир, с поправкой до 20 - 30% (в сторону увеличения) при определении размера инвестиций в открытие.
Итак, первое, на что хотелось бы обратить внимание: никогда не осуществляйте подбор франшизы «в упор» озвученной Вам ориентировочной суммы, всегда оставляйте запас денежных средств на:
1) пополнение инвестиций в открытие, так как стоимость строительно-монтажных работ, стоимость необходимого оборудования может измениться в большую сторону от тех цифр, что подсчитаны правообладателем;
2) возможность осуществления работы Вашей франчайзинговой точки в течение 3-4 месяцев за счет ваших личных средств, т.к. независимо от заверений правообладателя о том, что Вы сможете выйти на самоокупаемость в течение 1-2 месяцев со дня открытия, такое не всегда осуществляется на практике.
(2) Если Вы решили приобретать франшизу, то старайтесь рассчитывать именно на собственные денежные средства, а не привлекать заемные денежные средства (неважно, будь то заем у родственников, друзей, денежные средства банка или денежные средства третьих лиц). Это так, поскольку в случае, если Вы по тем или иным причинам будете вынуждены закрыть Вашу франчайзинговую точку до наступления того момента, как она себя окупит, то с высокой степенью вероятности Вы можете остаться не только с фактом утраты собственных денег, но также и с необходимостью гасить задолженность перед кредитором.
Единственным редким исключением могут являться ситуации, когда Вы приобретаете франчайзинговую точку «в складчину» с другим человеком, и в договоре четко указывается, что стороны не будут предъявлять друг к другу финансовые претензии, если точка закрыта по не зависящим от партнеров основаниям.
НО: во-первых, Вам надо найти человека, который готов на такой шаг, ведь неудача в бизнесе может повлечь за собой разрушение отношений между близкими людьми, не говоря уже о без пяти минут незнакомцах. А во-вторых, акцентирую Ваше внимание на формулировке: «…по не зависящим от партнеров основаниям…». Это означает, что в случаях, когда точка была закрыта из-за пренебрежения управлением точкой с Вашей стороны в части Ваших обязательств, то к Вам может быть предъявлен вполне обоснованный иск о взыскании денежных средств.
2. Сфера деятельности
Когда мы определились с примерным бюджетом, то приступаем к выбору сферы, в которой хотели бы начать свою предпринимательскую деятельность.
На сегодняшний день почти в каждой сфере предпринимательской деятельности, где прочно обосновалась модель развития через франчайзинг (общепит, дошкольное образование, сфера красоты, медицина), можно найти от 10 и более различных предложений.
В первую очередь определитесь для себя, в какой сфере Вы хотели бы начать ведение предпринимательской деятельности с использованием франшизы. При выборе франшизы лучше всего ориентироваться на следующее:
1) Если у Вас отсутствует релевантный опыт работы в тех сферах, в которых бы Вы хотели начать работу, и у Вас нет опыта ведения какой-либо предпринимательской деятельности, то, на мой взгляд, лучшим вариантом будет обратить внимание на сферы, не требующие большого объема получения новых знаний в короткие сроки, а требующие именно базовых знаний, которые Вы можете приобрести с помощью тех материалов, что предложит Вам Ваш правообладатель, а также в открытых источниках сети «Интернет», например:
(а) розничная торговля товарами бытового предназначения (бытовая химия);
(б) небольшие точки реализации продуктов питания (кофейни, пекарни (готовая продукция));
(в) пункты самовывоза/приема заказов;
(г) некоторые направления в сфере красоты (парикмахерские, студии маникюра и педикюра).
2) Если же у Вас есть релевантный опыт работы в соответствующей сфере, то возможно обратить внимание и на другие (более сложные) виды франшиз:
(а) предприятия общественного питания.
Да, в эту сферу можно войти при поддержке франчайзера, не имея знаний о внутренней кухне, но все-таки к предприятиям общественного питания применим ряд санитарных и технических норм права, отсутствие знаний о которых может привести Вас к проблемам с государственными органами. Это чревато не только штрафами, но и временным закрытием до устранения допущенных нарушений.
(б) область образовательных и развивающих услуг: образовательные центры, секции, частные детские сады и школы;
(в) область медицинских и косметологических услуг.
Исключением, пожалуй, могут быть франшизы центров для взятия анализов (Инвитро, Хеликс и пр.). Такие центры можно отнести к категории франшиз, где не требуется большой объем получения новых знаний.
3) Если Вы заинтересованы в масштабировании Вашего собственного бизнеса, но не имеете необходимых ресурсов и знаний для предложения новых видов услуг в уже знакомой для Вас сфере, то также возможна, при согласии правообладателя, интеграция услуг, в области которых правообладатель предлагает франшизу, в Ваш действующий бизнес:
- как под его товарным знаком,
- так и по модели «White label» (т.е. под Вашим товарным знаком/коммерческим обозначением).
Впереди еще много советов и полезной информации по выбору франшизы. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
3. Анализ франшизы по публично доступным источникам
Как только Вы определились для себя с параметрами франшизы, указанными в предыдущей статье, приступаем к составлению списка франшиз на основании данных параметров.
Для первичного отбора нескольких франшиз я рекомендую использовать несколько каталогов франшиз, например:
• forbes.ru;
• beboss.ru.
После того, как мы отобрали несколько приемлемых для нас вариантов, предлагаю провести первичную проверку нескольких важных для нас параметров, а именно:
(1) Проверяем регистрацию и принадлежность товарного знака.
Если нам известен регистрационный номер товарного знака, то проверяем товарный знак на принадлежность Правообладателю. Это мы можем с Вами посмотреть по следующему адресу: https://www1.fips.ru/registers-web/, выбрав в предложенном списке «Реестр товарных знаков и знаков обслуживания».
Выбираем раздел "Реестр товарных знаков и знаков обслуживания"
Выбираем Параметр "Номер регистрации"
Однако, далеко не всегда правообладатели публикуют номер своего товарного знака, соответственно, перед проверкой товарного знака по базе Роспатента нам необходимо выяснить номер товарного знака исходя, например, из слов, используемых в товарном знаке, что можно сделать несколькими путями:
• Использование сторонних баз для поиска товарных знаков.
Я отдаю предпочтение базе https://onlinepatent.ru/ для данных целей.
Как правило, указания на название франшизы более чем достаточно
Получаем результат поиска и ищем нашу франшизу
Также есть иные варианты узнать номер товарного знака:
• Запросить номер товарного знака у правообладателя, но в таком случае Вы должны понимать, что сразу попадаете в обработку к менеджеру по продажам, до принятия решения из открытых источников о том, готовы ли Вы обсуждать условия работы по франшизе конкретного правообладателя.
• Можно использовать функцию браузера - поиск по картинкам. Такой метод менее удобный по сравнению с первым, тем не менее, этот способ также позволяет определить номер товарного знака.
При анализе данных о товарном знаке я рекомендую проверять следующую информацию:
• Соответствие количества регистраций права использования товарного знака и количества точек, открытых по договорам коммерческой концессии/лицензионным договорам, указанных правообладателем в продающей презентации.
Например, в презентации франшизы указывается: «У нас 30 франчайзинговых точек». Потенциальный покупатель думает, что речь идет о наличии 30 франчайзи. Однако, это не всегда так. Например, одному франчайзи предоставлена исключительная лицензия на какую-либо административно-территориальную единицу (район, город, страна) с или без ограничения по открытым точкам на этой территории. Может получиться, что 30 франчайзинговых точек имеют количество франчайзи, меньшее чем 30. Однако, все же, при внимательном подходе к проверке, а также при условии того, что правообладатель осуществляет регистрацию договоров, можно приблизительно соотнести достоверность информации об открытых франчайзинговых точках, заявленных в презентации, с данными, указанными в реестре Роспатента. Как проверить? Заходим в реестр Роспатента и смотрим количество зарегистрированных договоров о предоставлении права использования товарного знака.
В качестве дополнительного инструмента проверки я также рекомендую использовать «Реестр заявлений о государственной регистрации распоряжения исключительным правом по договору и заявлений о государственной регистрации перехода права без договора», расположенный там же https://www1.fips.ru/registers-web/, такая проверка позволит нам ознакомиться с действиями правообладателя в отношении интересующего нас товарного знака, которые еще не прошли регистрацию, но соответствующие заявления были поданы в Роспатент.
Выбираем раздел "Реестр заявлений о государственной регистрации распоряжения исключительным правом по договору и заявлений о государственной регистрации перехода права без договора"
Далее выбираем параметр "Номер товарного знака"
Получаем доступ к краткой информации о действиях с товарным знаком
(2) Проверяем правообладателя или правообладателей (если их было несколько согласно реестру) на наличие судов, нас интересует в первую очередь суды с франчайзи, для проверки используем следующие сервисы:
• https://kad.arbitr.ru/ - поиск по базе арбитражных судов;
• https://sudact.ru/ – поиск по базе судов общей юрисдикции, в отличии от базы решений арбитражных судов Вам будет отражена только категория спора и суд, далее, Вам имеет смысл найти интересующие вас дела на сайте соответствующего суда, и посмотреть, выложен ли там текст решения суда. Сразу предупреждаю, что: (1) не все решения судов общей юрисдикции публикуются и (2) если у вас есть возможность найти судебные дела судов общей юрисдикции с использование ИПБ «Консультант+» или «Гарант», то лучше воспользоваться ими.
Бесспорно, у большинства правообладателей договоры и бизнес-процессы выверены на достаточно высоком уровне с точки зрения финансовых рисков правообладателя. Однако, изучение судебной истории помогает нам сделать выводы о том, по каким именно основаниям возникают судебные споры между правообладателем и франчайзи, а также наметить пункты, на которые необходимо будет обратить внимание при анализе договора правообладателя и подготовке протокола разногласий. Порой уже по итогу анализа судебной практики мы можем прийти к выводу о том, что правообладатель злоупотребляет своими правами, или что договор никак не защищает интересы франчайзи.
4. Оценка качества услуг франчайзинговой сети со стороны потребителя
Перед звонком в отдел продаж соответствующей франшизы, на мой взгляд, необходимо предварительно оценить продукт правообладателя непосредственно в качестве потребителя и получить представление о стандартах качества и обслуживания именно со стороны потребителя, ведь независимо от красивой витрины возвращаемость потребителя зависит именно от качества сервиса.
По возможности, необходимо осуществить посещение не одной точки, а хотя бы двух точек, одной из которых будет франчайзинговая точка (точка франчайзи), а другой будет точка правообладателя. Это рекомендуется делать исходя из того, что не всегда франчайзи соблюдают те стандарты, которые устанавливает правообладатель. Например, мы можем посетить собственную точку правообладателя и получить обслуживание хорошего качества, т.к. правообладатель следит за качеством и репутацией своих собственных точек, поскольку от этого зависит в том числе и его доход. Но в тоже время, посетив точку, принадлежащую партнеру (франчайзи), мы можем встретиться с ситуациями, когда качество услуг значительно уступает качеству услуг, получаемых у правообладателя, по тем или иным причинам. Причины могут быть разные: начиная от того, что партнеру «надоел» данный вид деятельности, заканчивая ситуациями, когда правообладатель, продав франшизу, перестает оказывать помощь партнеру или осуществлять надзор за качеством услуг. Конечно, в редких случаях бывает и наоборот, когда сервис у партнера лучше, чем у правообладателя.
Для определения для себя списка точек к посещению нам помогут следующие инструменты:
• Google или Yandex карты, которые покажут нам все имеющиеся точки;
• Реестр товарных знаков и знаков обслуживания, который нам поможет отделить точки правообладателя от франчайзинговых, так как зачастую правообладатель регистрирует точный адрес местонахождения франчайзинговой точки. То есть, мы можем найти точный адрес точек франчайзи.
Как описано в п. 3 поста, находим товарный знак правообладателя и смотрим необходимую нам информацию о франчайзи
• Некоторые правообладатели указывают свои франчайзинговые точки у себя на сайте, например, в анонсах об открытии новой франчайзинговой точки.
Составив для себя список точек для посещения, посещаем такие точки в качестве клиента, и осуществляем для себя оценку по нескольким параметрам:
(1) оценку стандартов сервиса - привлекает ли нас как клиента такой сервис или нет, а также готовы ли мы организовывать деятельность в соответствии с теми стандартами, которые мы видим как клиент. Не забываем, что есть не только стандарты, применимые к отношениям между правообладателем и франчайзи, но также и внутренние стандарты между работниками и работодателем. Информацию об обеих группах стандартов мы частично получим на этапе обсуждения договора, а полный объем - только после подписания договора с правообладателем.
(2) сравниваем качество услуг в собственной точке правообладателя и франчайзинговой точке.
5. Анализ репутации франшизы и правообладателя
Ну что же, если Вы провели анализ правообладателя (-ей) на предмет изучения товарного знака, его судебной истории, оценили качество услуг правообладателя и имеете желание присоединиться к выбранной Вами сети в качестве партнера, то пришло время анализа бренда.
Блок «Анализ бренда» - наиболее трудоемкий, и знание о качестве услуг и сервисе выбранных Вами франшиз играет не последнюю роль при оценке франшизы.
Почему анализ бренда я ставлю как последний этап, а не, например, перед оценкой качества услуг? Безусловно, блоки «Оценка качества услуг» и «Анализ репутации бренда» можно менять местами, если, например, до наступления 4 этапа у Вас слишком много франшиз к выбору или же в Вашем городе нет представителей выбранной Вами франшизы. Но, на мой взгляд, при проведении блока «Анализ бренда» нам очень помогает информация, которую мы получаем, проведя оценку франшизы по предшествующим четырем блокам. Поэтому я и рекомендую проводить данный этап последним.
Итак, какие у нас есть способы проведения анализа бренда?
(1) Стоит сказать, что все наши первые шаги (1,3,4) необходимы были не только для того, чтобы отсеять те франшизы, которые нам не подходят, но и собрать первичную информацию о том, как работает правообладатель. Соответственно, настало время анализировать плоды наших трудов, а именно:
• Анализируем все действия с товарным знаком (смена правообладателя и др.), соответствие заявленных правообладателем количества франшиз/открытых франшиз, заявленных в презентации, количеству зарегистрированных договоров;
• Анализируем судебную практику, то есть определяем:
- кто чаще инициирует судебные производства (правообладатель или партнеры (франчайзи);
- предмет спора (неисполнение обязательств по договору франчайзинга/расторжение договора франчайзинга);
- выискиваем по судебным решениям информацию и классифицируем на то, что, по мнению суда, является доказанным фактом, а что не смогла доказать та или иная сторона, но присутствует, например, в иных судебных решениях с другими партнерами (франчайзи);
- анализируем результаты рассмотрения судебных споров, желательно делать сводную таблицу для понимания общей картины;
• На манер тайного покупателя делаем оценку полученных нами услуг (чек-листы тайного покупателя можно найти в Интернете практически к любому виду предпринимательской деятельности, действующему в формате B2C, а большинство франшиз и работают именно в этой сфере).
(2) Анализируем продающую презентацию правообладателя, а именно:
- объем инвестиций в открытие,
- объем франчайзингового пакета, т.е. то, что нам предоставляет правообладатель за уплату паушального взноса и роялти,
- выбираем наиболее интересные для нас предложения,
- а также сравниваем предлагаемый франчайзинговый пакет с судебной практикой, т.е. анализируем, возникали ли в процессе рассмотрения дел вопросы о некачественном оказании услуг, их отсутствии или неоказании тех услуг, которые заявлены в продающей презентации.
Важно: в практически любом предложении о покупке франшизы (презентация, лендинг) вы можете видеть ссылку на доходность франшизы. Данный вопрос я как юрист не анализирую и оставляю его на откуп экономистам. Как ранее я сказал, предпринимательская деятельность – это в любом случае риск, в том числе и риск того, что могут возникнуть убытки (вложенные денежные средства не окупятся). 97% из 100% франшиз не будут давать Вам документальную гарантию доходности, обещанной в презентации, так как это «средняя температура» по рынку внутри соответствующей сети или средняя доходность в соответствующей сфере бизнеса (если речь идет о совсем молодой розничной сети, у которой открыто 2-5 своих собственных точек до начала продажи франшизы). Остальные 3% если и обещают гарантию доходности, то в большинстве случаев это или недобросовестные правообладатели или единороги (встретить таких – редкая удача).
(3) Пробуем самостоятельно выйти на связь с действующими партнерами (франчайзи) (желательно с несколькими).
Почему с действующими? На мой взгляд, действующие партнеры (франчайзи) могут предоставить наиболее объективное мнение о работе правообладателя. Причем нам необходимо собрать мнение у нескольких партнеров, так как получение отзыва только от одного-двух франчайзи не даст нам возможности полностью отсеять личное мнение от объективной ситуации. Получение же информации от как можно большего количества действующих партнеров даст возможность рассортировать полученную информацию на объективную (на основании одинаковых отзывов и паттернов) и личное мнение.
Почему не попросим контакты действующих франчайзи (партнеров) у правообладателя на этапе переговоров? Слишком высока вероятность того, что правообладатель даст Вам контакты наиболее лояльных партнеров, а также предупредит соответствующих партнеров о Вашем звонке/визите. В связи с этим есть риск получения относительно односторонней информации, причем не обязательно позитивной, но и негативной (если партнёр опасается конкуренции с Вашей стороны, что характерно для маленьких населенных пунктов).
Почему не опрашиваем бывших франчайзи? В большинстве случаев бывшие партнеры (независимо от того, осуществился ли выход из франшизы полюбовно или же состоялся суд) осуществляют выход из франшизы в связи с низкими финансовыми показателями, убыточностью точки или по иным личным причинам. Соответственно, в большинстве случаев (не всегда) Вы встретитесь только с негативом в отношении франшизы и правообладателя, так как в данном случае вероятнее всего будет превалировать именно личная оценка на основании своего негативного опыта без критического самоанализа собственных действий партнера. Это нам также не подходит для оценки правообладателя, так как мы получим с большей долей вероятности именно негативную личную (субъективную) оценку.
Как искать партнеров? В блоках 1, 3, 4 я коротко говорил, как работать с базой Роспатента, нам интересно не только посмотреть информацию количестве зарегистрированных договоров и правообладателе товарного знака, но и узнать данные о действующих партнерах (франчайзи). Тут можно предложить несколько способов:
Первый вариант – попробовать найти контакты на соответствующих франчайзинговых точках в уголке потребителя (если данная точка находится в Вашем населенном пункте или у Вас есть возможность ознакомиться с этой информацией иными способами).
Второй вариант – можно попробовать связаться через сотрудника данной точки, (не обязательно скрывать от работника причину своего интереса) связаться с его работодателем. Да, не всегда это может получиться, но это тоже способ найти контакты.
Третий вариант – мы живем в век цифровых технологий, имея на руках идентификационные данные (ФИО человека и адрес осуществления им предпринимательской деятельности), всегда можно попробовать найти интересующего нас человека через социальные сети, общих знакомых или иные публично доступные источники информации (в рамках действующего законодательства, разумеется).
Анализ бренда через отзывики.
Многие, занимаясь анализом франшизы, изучают отзывы на всевозможных тематических сайтах, неважно, будь это отзывы в отношении самой франшизы или отзывы сотрудников о работодателе.
Я крайне скептически отношусь к подобным сайтам, так как неоднократно встречался с ситуациями, когда сайты специально наполняются отзывами от несуществующих людей (возможно, и вполне себе существующих, но которые не приобретали франшизу или не работали у правообладателя).
Если при осуществлении своего анализа Вы решили делать ставку подобные отзывы, то необходимо учитывать следующие моменты:
Во-первых, процент негативных отзывов в большинстве случаев будет больше, чем процент положительных отзывов, ведь люди склонны публиковать в первую очередь негативный опыт, а не позитивный опыт. Существуют и исключения из этого правила, например, когда:
1) страница франшизы/работодателя заполнена заказными отзывами или над этими страницами работает SERM-специалист;
2) мы читаем отзывы на сайте, подконтрольном правообладателю, ведь в таком случае именно правообладатель выбирает, какие отзывы публиковать, а какие нет;
3) мы нашли единорога, то есть правообладателя, который если и не всем нравится, но превалирующему большинству, и люди находят время писать о нем искренние положительные отзывы.
Во-вторых, проверяйте информацию о составителе отзыва, например, увидели, что Иванов Иван Иванович недоволен своим опытом работы по франшизе в г. Санкт-Петербург. Не поленитесь, сверьте данную информацию, задайтесь следующими вопросами и поищите ответы на них:
1) существовала ли соответствующая точка по соответствующему адресу (если указан был адрес), если существовала, Вы сможете найти анонс о ее открытии на страницах правообладателя?
2) был ли зарегистрирован договор с соответствующим франчайзи в Роспетенте?
3) может, был суд с этим партнером?
Относитесь критически к информации, представленной на сайтах-отзывиках. Для этого и необходимо проводить всесторонний анализ франшизы, сравнивая данные, полученные из нескольких разных источников (собственные выводы, обратная связь, отзывики (если решили ими воспользоваться). В итоге Вы сможете получить более-менее объективную картину о интересующем Вас правообладателе.
Как я ранее говорил, франшиза – это не пассивный доход, а именно ведение предпринимательской деятельности, с тем условием, что в организации и ведении соответствующей деятельности нам помогает правообладатель, но при этом мы лишаемся части свободы своего усмотрения, то есть ведем деятельность по правилам, установленным правообладателем (до выхода из франшизы), даже если не согласны с этим (исключая случаи, когда правообладатель разрешает нам отклонение от общего курса), и платим часть денежных средств (выручки) за право работать под соответствующим брендом и за право получения консультаций, помощи и использование некоторых ресурсов правообладателя.
Соответственно, если Вы решили начать работать по франшизе, необходимо внимательно подойти к выбору франшизы перед тем, как приступить к переговорам с правообладателем. Это такой же ответственный шаг, как например, крупная покупка (квартира или машина), решение о вступлении в брак, выбор профессии. И, что не менее важно, Вы должны понять для себя, готовы ли Вы вести предпринимательскую деятельность по чужим правилам и стандартам. Ведь в случае, если Вы поймете, что работа по чужим правилам - это не для вас, то выход не из каждой франшизы является свободным.
В следующей статье мы поговорим о том, как вести переговоры с правообладателем.
Надеюсь, что информация, предоставленная мной, оказалась для Вас полезной и что при ее помощи Вы сможете подойти к вопросу выбора франшизы взвешенно.
Также в качестве бонуса оставляю ссылку на разработанный мной чек-лист по выбору франшизы, который дополняет данный пост: https://drive.google.com/file/d/18E-0LoN6oObPUHA_70l8SmJv6wx...
Лига Юристов
34.8K постов38.5K подписчика
Правила сообщества
1. Действуют общие правила Пикабу.
2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:
- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;
- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;
- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.
3. Размещение ссылок на свои социальные сети в сообществе разрешено только в профиле. Размещение ссылок на свои социальные сети (телеграм-канал, дзен, инстаграм, вк и прочие) в посте расценивается как реклама. Такие посты будут выноситься из Лиги юристов, автор поста предупреждается о нарушении, и, при повторном нарушении - получать бан в сообществе.