3

Музыкальный элитизм — повсюду (часть 1)

Предисловие (от переводчика)

Элитизм — это идея, что общество или культура должны управляться избранной группой ("элитой"), обладающей особыми качествами: талантом, образованием, вкусом или властью. В искусстве это проявляется как противопоставление "высокого" и "низкого", "подлинного" и "массового".

Однажды я наткнулся на видео (https://youtu.be/azpxUnIgsts), в котором рассказывается о музыкальном элитизме, от Мартина Кири — ирландского композитора и опытного UX-дизайнера (он работал в Microsoft, PlayStation и Ubuntu, а сейчас трудится в Muse над дизайном Audacity и MuseScore).

Тема мне показалась настолько захватывающей, что я решил ею поделиться. Не все мои друзья владеют английским языком, поэтому, вооружившись DeepSeek, я сделал этот перевод и оформил его в виде статьи.

Забавно, что DeepSeek осмотрительно не переводил или заменял бредом цитаты, имеющие сегодня некую «остроту», а также полностью отказался от перевода главы о Культурной революции Китая. Это мне пришлось переводить самому.

Надеюсь, перевод передаёт остроумный и ироничный стиль автора, и вы получите такое же удовольствие от прочтения статьи, как и я — от просмотра видео. :)

Далее повествование идёт от лица Мартина Кири.


Введение

Начну с вопроса:

Как победить элитизм в музыке?

Вот вам пример того, как точно не стоит этого делать. В сентябре 2020-го подкаст Vox «Switched on Pop» выпустил эпизод о Пятой симфонии Бетховена с заголовком «Как Пятая симфония Бетховена привнесла классовую дискриминацию в классическую музыку».

В сопроводительной статье авторы заявили, что до Бетховена публика аплодировала во время исполнения. Но Пятая симфония, по их словам, потребовала «нового типа слушания» — ведь это многочастное произведение. И именно это, дескать, отучило зал аплодировать между частями, породив элитарное «вежливое общество».

Бетховен написал симфонию с «новым типом слушания». Между частями нельзя аплодировать. Нам запрещают хлопать?! Элитизм!

Бетховен написал симфонию с «новым типом слушания». Между частями нельзя аплодировать. Нам запрещают хлопать?! Элитизм!

Помимо примитивной хронологии, этот «убийственный аргумент» странным образом отсутствует в самом подкасте, где авторы смягчают все острые углы. Оказывается, они вовсе не винят Бетховена в элитизме. Единственная связь, которую они проводят, — композитора обожают в мире классики, а этот мир полон снобов. Позже они даже говорят:

«Мы не утверждаем, что Бетховен создал эти нормы.»

Интересно, тогда почему же они не назвали статью «Как элитисты искажают наследие Бетховена»? Смотрите, как замечательно получилось бы:

Почему бы не назвать правдиво: «ОМГ! Сборище крикливых идиотов уничтожает наследие Бетховена!»

Почему бы не назвать правдиво: «ОМГ! Сборище крикливых идиотов уничтожает наследие Бетховена!»

Ха-ха, и зачем этот образ — «Тсссс!»?

Ха-ха, и зачем этот образ — «Тсссс!»?

Статья — странный пример промо-подкаста: броский тезис для хайпа (и гнева меломанов), а затем — поспешный откат, ведь аргументы не выдерживают критики. И гнев они действительно вызвали — даже больше, чем ожидали. Результат — «бурные дискуссии»:

«БЕТХОВЕН НЕ ВИНОВАТ!»
«А ВОТ И НЕТ!»

Примеры:

«Скажу максимально вежливо: идите на х.. (ссылка на статью)»«У кого-то бомбануло. Что, не можешь уничтожить это логикой, находясь в свободном пространстве идей?»

«Скажу максимально вежливо: идите на х.. (ссылка на статью)»«У кого-то бомбануло. Что, не можешь уничтожить это логикой, находясь в свободном пространстве идей?»

Боже! Вот во что превращается «дискуссия», когда её строят на дешёвой сенсационности и недостоверных данных. Спор ради спора.

Между тем, об элитизме в классике написано много стоящего, и мы к этому ещё вернёмся. «Switched on Pop» могли бы опереться на эти работы, но не стали. В их «дебатах» нет осмысленного разговора — а это непростительно.

Если вы журналист или медиаперсона и берётесь рассуждать о музыке всерьёз, вы обязаны глубоко изучить тему. Ваша цель — просвещать, а не намеренно разжигать конфликт. Только так можно изменить мнения к лучшему.

Элитизм и явление исключительности — реальные проблемы, но конфронтация не решает их. Она лишь заставляет людей защищаться. Это ленивый подход. И, что хуже, — примитивный.

Даже если изображать Бетховена закоренелым снобом, можно было бы сделать это стильно! Материала — вагон. Он был полубезумным, эмоционально нестабильным человеком и наговорил всякого:

«Власть — это моральный принцип тех, кто превосходит других, и мой тоже». — Людвиг ван Бетховен, 1798.

Убийственный аргумент, да? Но чтобы использовать его честно, нужно разобрать цитату в историческом контексте (включая Французскую революцию), проанализировать недостатки Бетховена и объяснить их через эпоху. Нужна работа.

Люди сложны. Культура нелинейна. И без контекста эта цитата бесполезна.

И это подводит меня к теме ролика: элитизм. Он увлекателен именно своей масштабностью и неочевидной, но фундаментальной связью с музыкой.

Он — ключ в разговорах о богатстве (которое влияет на вкус). Он создаёт барьеры для исполнителей — и совсем другие для слушателей. Он переплетён со стереотипами, но главное — вплетён в классовое неравенство и вопросы идентичности.

Но он ещё и неловко переплетён с тем, что мы ценим: совершенство, утончённость, гениальность. И что ещё более неловко — для многих попадание в элиту желанно.

Из-за этого противоречия обвинения в элитизме звучат постоянно и порой легкомысленно. Ярлык «элитизма» работает как граната: мгновенно подрывает чью-то репутацию, избавляя вас от необходимости быть справедливым или эмпатичным в своих суждениях. Идеально для «горячего» мнения, чтобы поднять просмотры.

Но цель моего видео — не хайп. Мы рассмотрим элитизм в музыке с разных сторон. И сложность в том, что его нельзя свести к одному определению — поэтому видео будет разделено на главы, каждая со своим углом зрения. Мы попытаемся распутать этот клубок, попробуем честно разобраться и даже развлечёмся, поскольку иногда элитизм даже забавный!

Здесь не будет простых ответов. Как полная противоположность «горячему» мнению, это будет…

Холодный разбор!

А теперь перейдём к истокам элитизма в музыке. И начать можно только с одной локации. И нет, это не австрийский город Вена. Это…

Древний Китай

Около 5000 лет назад Конфуций, великий китайский философ, много рассуждал о роли музыки в обществе. Его идеи опирались на «Пять канонов», в которых музыка часто связывалась с личностями императоров.

Конфуций — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы (Википедия)

Конфуций — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы (Википедия)

Например, согласно Конфуцию, музыка была «изобретена» в 2953 г. до н.э. императором Фу Си, создавшим цинь (струнный инструмент вроде лютни).

Цинь

Цинь

Позже, в 2697 г. до н.э., император Хуан-ди разработал первую китайскую гамму. Он отправил министра на поиски идеального бамбука в горах Куньлунь — из него сделали свирель, задавшую эталонный тон.

Императоры Хуан-ди и Фу Си

Императоры Хуан-ди и Фу Си

Так музыка с самого начала связывалась с мудростью правителей, которые «даровали» её народу.

Конфуций рассказывает и другую историю: богиня Су-ню играла для Хуан-ди на сэ (инструменте с 50 струнами). Музыка оказалась слишком печальной, и император приказал убрать половину струн — чтобы «уменьшить грусть вдвое».

Богиня Су-ню играет грустную музыку…

Богиня Су-ню играет грустную музыку…

Ну, Хуан-ди! Вообще-то музыка так не работает. Это как писателю сказать: «Книга слишком грустная — выкинь половину букв!» Ах, да, простите меня, император — кто я такой, чтобы Вас учить. Вы ведь гамму изобрели...

Если верить древним текстам (а после всего услышанного — почему бы и нет?), императоры постоянно вмешивались в музыку.

Зачем?

Согласно «Ли цзи» (одному из «Пяти канонов»), музыкальные интервалы имели духовное значение.

Квинта

Квинта

Квинта, например, считалась сакральной из-за соотношения 3:2. Музыка была не просто искусством, а инструментом гармонии между людьми и космосом.

«…и поскольку 3 — это небесное число, а 2 — число Земли, звуки в отношении 3:2 приводят небеса и Землю в гармонию» — цитата из канона «Ли цзи».

Более того — каждая нота древнекитайской гаммы влияла на определённую сферу общества: Гун — император, Шан — министры, Цзюэ — преданный народ, Чжи — государственные дела, Юй — материальные ресурсы (урожай).

Если ноты звучат правильно — народ живёт в гармонии. Если фальшивят — начинается хаос.

В описании я оставил ссылку на исследование этой темы для желающих копнуть глубже. (прим. перев. — см. в конце статьи)

Так вот, именно поэтому Конфуций считал музыку важнее законов или управления — она, по его мнению, фундаментально влияла на нравственный и социальный баланс. Более того, он утверждал, что любой высокопоставленный чиновник должен получить продвинутое музыкальное образование, чтобы цензурировать музыку и тем самым охранять моральный облик народа.

В подтверждение своих идей Конфуций ссылается на «Шу цзин», где рассказывается, как император Шунь ежегодно объезжал китайские деревни, проверяя настройку их инструментов. По этим звукам он якобы диагностировал проблемы общества и назначал «лечение» для восстановления баланса.

Император Шунь проверяет колокола в деревне…

Император Шунь проверяет колокола в деревне…

Короче, конфуцианская традиция гласит: древние китайцы нуждались в музыкальном надзоре правителей, потому что существовал только один «правильный» способ сочинять и исполнять музыку.

И какой же? Именно:

Правильный :)

«Тайная власть музыки»

Переместимся в 1984 год. В удивительно плохой книге «Тайная власть музыки» Дэвид Тейм утверждает, что современная музыка ведёт нас к вырождению, а для спасения надо вернуться к идеям Конфуция. Это настоящий аттракцион невежества, бросающий нас от одного безграмотного заявления к другому:

«В XX веке не существует никакой музыкальной философии вообще». — Дэвид Тейм, «Тайная власть музыки», стр. 31.

«Тайная сила музыки» Дэвида Тейма

«Тайная сила музыки» Дэвида Тейма

Да уж, в 20-м веке сплошная бездуховность!

В книге мне нравится ещё момент, где Дэвид заявляет, что семь музыкантов, играя в унисон на трубах, могут разрушить каменные стены мощью звука. Почему он так думает? Потому что так написано в Библии про Иерихон! А потом он пеняет науке, что та «ещё не доросла» до подтверждения его теории. Гениально!

Легенда о разрушении стен Иерихона

Книга месяца!.. Если бы не её откровенно сексистские, шовинистские и расистские пассажи. Примеры я приводить не буду — ссылка в описании (но вам она вряд ли понадобится). (прим. перев. — см. в конце статьи)

Вся эта писанина — странный призыв к «духовности», который буквально кричит: Нью-эйдж — г**но! (простите).

Но три аспекта книги всё же заслуживают внимания:

  1. Слепая вера в «правильность» конфуцианской музыки, хотя мы понятия не имеем, как она звучала. Конфуций жил за 500 лет до н.э., а в 212 г. до н.э. случилось «сожжение книг» — катастрофа для музыкальных историков.

  2. Отождествление этой мифической конфуцианской музыки с западной классикой, которую Тейм тоже считает «духовно правильной». Запомним это — пригодится позже.

  3. Неожиданный пример «крайнего вырождения» XX века. Угадаете, кого он приводит? Ну конечно же… Sex Pistols!

Серьёзно?! Sex Pistols — это худшее, что вы смогли придумать?

О нет! Рабочий класс! Уууууу!

Sex Pistols

Декабрь 1976. Фрагмент британской телепередачи:

Священник: Когда такие панк-группы, как The Clash или Sex Pistols, выступают, сотни безработных молодых людей на их концертах слышат в этих песнях историю своей собственной жизни».

Группа Sex Pistols

Группа Sex Pistols

Джон Лайдон (он же Джонни Роттен), вокалист Sex Pistols, однажды сказал в интервью:

«Нашей целью было продвигать в массы свои убеждения, как рабочего класса» — журнал The Times, Великобритания, март 1999

Эта идея повторялась группой снова и снова: их музыка была способом заявить о себе без фильтров в ответ на враждебную культуру, которая заставляла их чувствовать себя никчёмными.

Например, в документальном фильме «Грязь и ярость» Джон описывает свои школьные годы:

«Я задавал вопросы. Всегда задавал. Мы проходили Шекспира — а учитель злился, потому что я требовал объяснений. Нельзя спрашивать. Надо просто принять: "Это Шекспир.Этогениально. Ты — нет".» — Джон

Ирония в том, что спустя всего несколько лет, когда Sex Pistols стали известны, точно такое же сравнение с «высокой культурой» Джон услышал в лицо от интервьюера Билла Гранди в прямом эфире.

Билл Гранди

Билл Гранди

Для тех, кто не видел этот провальный эфир — настоятельно рекомендую (хотя разобрать там что-то сложно). Вот отрывок без купюр:

Билл: Панк-рокеры… Новая мода, как мне говорят. Вы серьёзны или просто пытаетесь меня насмешить?
Глен: Ага.
Билл: Вы серьёзны?
Глен: М-м.
Билл: Бетховен, Моцарт, Бах, Брамс…
Джонни: Они же наши герои, да? Они великолепные люди.
Билл: Правда?
Джонни: О да! Они просто заводят нас!
Билл: А других людей они заводят?
Джонни: Ну, это их личный проёб (если нет).
Билл: Их что?

Sex Pistols в эфире у Билла Гранди

Sex Pistols в эфире у Билла Гранди

А вот более внятная реконструкция диалога:

Билл: Бетховен, Моцарт, Бах и Брамс уже умерли…

Для ведущего Билла Гранди эти имена — синоним «утончённости». И вовсе не удивительно, что Джон, уже сталкивавшийся с таким сравнением, ответил именно так:

Джонни: Они великолепные люди. Они просто заводят нас!

Позже Билл Гранди оправдывал свою провокацию тем, что хотел «вскрыть их истинную суть». Но и со стороны группы хватало агрессии — взгляните на повязку одного из их окружения (это отдельная история).

Верхний левый угол

Верхний левый угол

Ну и конечно, знаменитый мат Стива Джонса в конце (о, это надо видеть!):

Билл: Ну же, у вас есть пять секунд. Скажите что-нибудь шокирующее.
Стив: Грязный ублюдок.
Билл: (телезрителям) До скорого. (группе) Надеюсь, не до скорого.

Но помимо скандала, это интервью стало классовым разделителем. Медиа-бум заставил людей выбирать сторону.

(фрагмент некоей передачи)
Телеведущий: Панк-рок стал боевым кличем в Британии. Для многих он — угроза страшнее коммунизма или инфляции. А теперь — слово Бернарду Брук-Партриджу.
Бернард Брук-Партридж: Большинство этих групп улучшила бы внезапная смерть. Худшие — Sex Pistols. Они антипод человечности.

Меня печалит, как ведущий Билл Гранди использовал имена великих композиторов, чтобы поставить рабочего парня «на место». Это ведь предательство Моцарта!

И хотя реакция Джона на имя Моцарта в тот момент была абсолютно оправдана, в ней есть что-то грустное. Кажется, что с обеих сторон обида взяла верх над пониманием, а тонкости истории были забыты — одни слепо боготворили «высокую культуру», другие так же слепо её отвергали.

И я не могу не думать: а если бы в другом мире имя Моцарта не использовали как музыкальный эквивалент премиальных часов Rolex, нашёл бы Джон в нём что-то близкое?

Моцарт: гений в отчаянии

К концу 1790 года, за год до смерти в 35 лет, Вольфганг Амадей Моцарт был в полном отчаянии.

Четыре года он изо всех сил пытался обеспечить семье стабильный доход, но они едва сводили концы. Заказов становилось меньше, в Вене его музыка вышла из моды, а жена тяжело болела. После смерти отца и разрыва с сестрой у него не осталось родных, к которым можно было бы обратиться.

Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт

Его письма тех лет полны ужаса перед будущим. В попытках спастись он умолял друзей о деньгах:

«Прошу, войди в моё положение — я болен, погряз в тревоге и переживаниях. Такое состояние совершенно точно не позволит мне поправиться… Не поможешь ли мне с небольшой суммой? Даже сущая мелочь мне бы очень сейчас помогла…»
— письмо Моцарта его другу Михаэлю фон Пухбергу, 1790

Для нас, знающих Моцарта как величайшего композитора, его нищета в последние годы жизни и ранняя смерть — шок. Но самое показательное в его судьбе то, что эти беды стали прямым следствием его отказа подчиняться системе, контролируемой правящим классом.

Умирающий Моцарт

Умирающий Моцарт

Его художественная свобода обессмертила его музыку, но при жизни привела к краху.

Почему так произошло? Чтобы понять это, нужно взглянуть на положение композитора в XVIII веке.

Моцарт, конечно, был вундеркиндом, которого семья возила по дворам Европы. Но принимали их всего лишь как гастролирующих артистов — талантливых, но зависимых от милости аристократии.

Императрица Мария Терезия называла семейство Моцартов «бесполезными людьми» и советовала сыну, эрцгерцогу Фердинанду, не нанимать юного Вольфганга, потому что:

«Композиторы — это слуги, которых терпят, пока они развлекают».

Императрица Мария Терезия

Императрица Мария Терезия

Без места при дворе у музыканта не было будущего. Как пишет социолог Норберт Элиас в книге «Моцарт: К социологии одного гения», композиторы занимали при дворе средний статус — где-то между кондитером, поваром и камердинером. Их воспринимали как ремесленников, создающих произведения под вкусы власти.

Социолог Норберт Элиас

Социолог Норберт Элиас

Фрагмент из книги Норберта

Фрагмент из книги Норберта

Если музыкант выходил за рамки принятого, он терял расположение двора — а значит, и карьеру, и средства к существованию. Следует понимать, что все те возможности, которые есть сейчас у современных композиторов, тогда попросту не существовали.

В 1777 году Моцарт, измученный ограничениями, ушёл со службы у архиепископа Зальцбургского. Его унижали: платили гроши, таскали по городам, как слугу, и заставляли играть по прихоти начальства. В письме отцу он описывает, как, когда он потребовал отставки, управляющий архиепископа вытолкал его за дверь и пнул ногой.

Не имело значения, что Моцарт выступал перед королями и что в детстве Мария-Антуанетта души в нём не чаяла. В глазах двора он оставался всего лишь музыкантом — таким же, как повар или лакей.

Путешествия молодого Моцарта по Европе в поисках места при дворе оказались чередой унижений. После очередной неудачи в Париже он писал отцу:

«Лучшими и искреннейшими из всех моих друзей оказались бедняки. Богачи же не знают, что такое дружба»— Моцарт

И вот, после многих лет подобного обращения, Моцарт — человек, абсолютно уверенный в своём мастерстве и знающий, что его музыкальная репутация вне конкуренции, — принимает невероятно смелое для того времени решение: уйти в свободное плавание. Он становится фриланс-артистом, полагаясь лишь на свои связи, репутацию и организаторские способности, чтобы обеспечивать семью, наконец-то следуя за своей творческой музой.

Вместо того, чтобы оставаться музыкальным побочным продуктом системы, управляемой вырождающимся правящим классом, Моцарт рвёт с ней, стремясь стать тем самым композитором, которого мы сегодня боготворим: независимым, визионерским, неудобным.

Однако полностью «вырваться» было не так-то просто. Концерты оставались в основном аристократическим развлечением, куда пускали только по приглашениям. И всё же какое-то время Моцарту удавалось успешно находить заказы и покровителей. Но когда мода изменилась, а иностранные войны опустошили австрийскую казну, он впал в немилость — заказы стали доставаться более послушным композиторам.

Не будь Моцарт унесён смертью в 35 лет, возможно, он смог бы выбраться из финансовой ямы.

Его прыжок в неизвестность был прямым вызовом господству аристократии, которая считала контроль над искусством своим неотъемлемым правом. Это, конечно, не тот бунт, что демонстрировали Sex Pistols, но в чём-то схоже: Моцарт хотел разорвать социальные оковы, которые ограничивали его творчество и унижали его как композитора. И ради этого он пошёл на огромный риск — риск, от которого мы выиграли куда больше, чем он сам при жизни.


Продолжение в следующем посте серии.

Лига музыкантов

4.5K поста5.1K подписчика

Правила сообщества

Не стоит постить вещи совсем не по теме, в остальном - ограничений и правил не будет.