Моя методическая находка

Чтобы понять всю сложность труда человека, необходимо попробовать самому. Так же, для того чтобы осознать всю многосложность работы преподавателя, мне пришлось пройти путь, длиною в шесть лет, и это еще далеко не финиш - ведь все мы учимся, как известно, приобретая опыт на протяжении всей нашей жизни. Однако, даже за такой недолгий срок моих блужданий «через тернии к звездам», я приобрела немало методических находок, которыми пользуюсь и результатами работы которых, несомненно, горжусь. Одной из них, и, пожалуй, самой главной, я бы хотела поделиться с Вами, дорогой читатель. Данное воззрение, я уверена, является основой основ не только преподавания иностранного языка, но и вообще отношения человека ко многим составляющим жизни, и нужно оно, абсолютно точно, не только преподавателям, но и всему обществу. И учение это старо как мир, но многие, к большому сожалению, забывают об этой важной теории.
«У моего сына нет способностей к языкам, нам нужно сдать ВПР хотя бы на тройку», - сказала мне однажды родительница одного ученика с дополнительных занятий. Будет ли лишним сказать, как она была не права и как сильно она заблуждалась, решив, что у «бедного» ребенка отсутствуют способности к языкам. Способность – это, прежде всего умение и возможность производить какие-либо действия. А возможность есть всегда! Только зависит она от желания и замотивированности, что, в принципе, одно и то же.
Что же мешало нашему прекрасному Васе придя после школы домой, успев лишь помыть руки, на всех порах бежать к рабочему месту, открыть учебник по иностранному языку и с огромной радостью и желанием изучать предоставленную информацию, делать огромное количество однотипных упражнений, например, составлять диалог про несуществующего домашнего питомца, а потом отрабатывать с отражением в зеркале, применяя всё своё актерское мастерство? Конечно, ответ очевиден. Корень «паталогического» нежелания изучать предмет кроется в двух вещах – в отрицательном отношении к учителю (чаще всего, «профессионально выгоревшему») и в абсолютной незаинтересованности ученика в самом предмете. Обе проблемы крайне важны, но в данной статье мне бы хотелось обратить особое внимание лишь на одну из них, а именно – проблему незаинтересованности обучающегося в предмете.
Казалось бы, все так просто – есть правило/НЛЕ, есть упражнения на отработку и закрепление материала…что же еще нужно? Заинтересованность. Личный интерес ученика. К счастью, у меня была возможность с тем самым Васей, «не обладающим способностями к языкам», провести некоторое время. Как я же использовала эти драгоценные минутки? Может быть, начала вместе с мальчиком штудировать правила из учебника? Или начала с тривиального обучения типичных фраз первого занятия по английскому языку «Hello…My name is…I am…»? Нет, мы общались. И даже не на английском языке, представьте себе, а на русском. Вася оказался очень приятным ребёнком, со здравыми, пока формирующимися взглядами на жизнь. Мальчик любит читать – не классику, конечно, а фантастику, но это же даже интереснее! Не обошлось и без машин – ребёнок, не смотря на свой юный возраст, хорошо разбирается в марках и особенностях автомобилей. «А ты знаешь, как на английском языке будет слово «колесо»?»- запустила я крючок, в надежде, что что-то, да выловлю. И получилось! В ответ от мальчика с двумя бусинками горящих глаз я услышала заветное слово из пяти букв! Ура! Восторг! Теперь все наши примеры применения грамматических конструкций и лексических единиц в английском языке, так или иначе, были связаны с темой «автомобили» или иллюстрировались, основываясь на жизни электронного мальчика по имени Электронник, его друга и двойника Сергея Сыроежкина, знаменитого профессора Громова и многих других героев этой замечательной повести…and we’ve got the ball rolling…
В данном лирическом отступлении я привела пример того, как важна личная заинтересованность в предмете как обучаемого, так и обучающего. Это в очередной раз доказывает важность ориентации на индивидуальные интересы человека в процессе обучения. И, как уже было сказано в начале этой небольшой статьи, данная методика применима не только в сфере педагогики, но и в жизни в целом: без мотивации невозможно добиться результата, который удовлетворит человека, потому что отсутствие мотивации и принуждение (будь оно самостоятельным или проявляемым со стороны) с самого начала - деструктивный процесс, съедающий энергию, не отдающий ничего взамен.