Москва – Третий Рим
Иван III Великий (Часть 8)
Иван Васильевич в 5 раз увеличил территорию государства, серьезно повысив престиж Москвы на мировой арене.
За 43 года правления он не прятался за спины советников и соратников, самостоятельно решал вопросы политики, войны, экономики и развития государства.
Правитель осторожных действий, он предпочитал двигаться по историческому пути медленно и осторожно, но с обязательным достижением главной цели в конце маршрута.
Он слыл грозным, но не кровожадным Государем, любил людей, и редко проявлял в жизни гнев и раздражительность. Благоразумие и здоровый прагматизм помогли ему создать Российское государство.
Чтобы навечно закрепить право Руси на независимость, русскую самобытность и истину Православной веры, Иван III оставил потомкам универсальную национальную идею. Она объясняла гордым новгородцам, тверичанам, рязанцам, и десяткам других племен и народов, почему их сплотила Москва, а Иван III по факту стал первым Государем всея Руси.
Европейским правителям предстояло осознать, что Государь огромной «Руссии» не уступает им в величии и праве участвовать в мировых политических процессах.
Иван Васильевич, как и его предок Александр Невский сделал основой нового государства Божью правду, вот что он писал королю Чехии и Венгрии Владиславу II:
«Русская земля от наших предков, из старины, наша отчина... хотим за свою отчину стояти, как нам Бог поможет: у нас Бог помочник и наша правда!».
Слова Невского: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!» упали в благодатную почву и дали всходы через два с половиной столетия после смерти благоверного князя.
Ивану III предстояло объявить новым подданным и остальному миру, что он полноправный потомок династии правителей уходящей корнями в глубину веков.
Еще при жизни и друзья, и недруги признали его Великим государем. Ему удалось собрать потерянные предками земли, стать благочестивым правителем, свято хранившим Православную веру, и защитившим Русь от внутренних и внешних врагов.
В отношениях с турецким падишахом Баязидом II, императором Священной Римской империи, или Великим князем Литовским он вел себя как равный с равным. Он не скрывал от соседей, что Москва воспользуется суверенным правом на возвращение исконных русских земель.
Овдовев, Иван Васильевич 12 ноября 1472г. второй раз женился на племяннице последнего византийского императора Софии Фоминичне Палеолог, Москва стала преемницей Константинополя захваченного к тому времени войсками османского султана Мехмеда II Фатиха.
С подачи Государя бывший митрополит Киевский Спиридон составил для наследника престола «Сказание о князьях Владимирских», в котором говорилось, что род русских князей произошел от древнеримского императора Октавиана Августа.
Вот несколько фрагментов из этого фундаментального русского политического предания:
«Из истории Ханаанской и Арфаксада, первого потомка Ноя, родившегося после потопа. По благословению отца Ноя вся вселенная была разделена на три части между тремя сыновьями его — Симом, Хамом и Иафетом.
За нерадивость был Хам лишен отцовского благословения, потому что не покрыл наготы отца своего Ноя, упившегося вином. Когда отрезвел Ной от вина и узнал, что сделал над ним меньший сын его, то сказал: "Да будет проклят Хам, да будет он рабом у братьев своих". И благословил он двух сыновей своих, Сима и Иафета, которые прикрыли отца своего, не глядя на него, чтобы не видеть наготы его. И благословил он Симова сына Арфаксада, чтобы поселился он в земле Ханаанской. И родились у Арфаксада два сына-близнеца: имя одного — Мерсем, другого — Хус, они были основателями Египта.
И пошли от них многочисленные потомки по родам их. Хус ушел в дальние пределы Индийской страны, и его потомки оттуда распространились на восток; потомки же Мерса распространились вплоть до нас. Потомки Иафета населили северные страны до дальнего севера. И воцарился некто из того же рода, по имени Фарис, в Калаврийских странах и основал город во имя свое по названию Арфакс. Правнук же его, по имени Гайдуварий, был первым создателем астрологии в Ассирии, во владениях потомков Сима, а после него был Сеостр.
Сей же Сеостр самым первым на земле воцарился в Египте, и по потомках его прошло много лет. Из его рода происходил и Феликс, который обладал всей вселенной. После же Феликса, по прошествии многих лет, воцарился некий царь в Египте, происходивший из того же рода, по имени Нектанав, был он волхв, от него у Олимпиады, жены Филиппа, родился Александр Македонский.
Александр был вторым властителем вселенной и обладал ею двенадцать лет, а всего он жил тридцать два года; перед кончиной он передал Египет своему полководцу Птолемею. Мать же Александрова после смерти сына своего возвратилась к отцу своему Фолу, царю ефиопскому. Фол же отдал ее во второй раз замуж за Виза, родственника Нектанава. Виз же родил от нее дочь и назвал ее Антией; он основал город в Сосвенах и назвал город этот, который теперь именуется Царьградом, в честь имени своего и своей дочери, Византия. От Александра Македонского до Птолемея Прокаженного насчитывается двадцать два Птолемея.
Тогда великий князь Владимир собирает воевод умелых и мудрых и ставит начальников над воинскими отрядами — тысячников, сотников, пятидесятников; и, собрав многие тысячи воинов, отправляет их во Фракию, область Царьграда; и завоевали большую часть ее, и возвратились с богатой добычей.
Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу, так говоря с мольбой: "Прими от нас, о боголюбивый и благоверный князь, во славу твою и честь эти честные дары, которые с самого начала твоего рода и твоих предков являются царским жребием, чтобы венчаться ими на престол твоего свободного и самодержавного царства.
Прими и то, о чем будут тебя молить наши посланцы — мы от твоего величия просим мира и любви: тогда Церковь Божия утвердится, и все православие в покое пребудет под властью нашего царства и твоего свободного самодержавства великой Руси, так что теперь будешь ты называться боговенчанным царем, увенчанный этим царским венцом рукою святейшего митрополита кир Неофита с епископами". И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское.
После отпадения Рима от истинной веры, вторым Римом стал Константинополь, но в 1439г. византийцы предали истинную и спасительную веру, подписав с католиками «Флорентийскую унию».
В 1453г. за этот грех Византия понесла страшное наказание, войска османов захватили Константинополь.
Третьим Римом и центром истинного Православия стала Москва.