Море зовёт

Долгих три года прошло с того дня, когда я последний раз был в море. Есть обстоятельства, на которые,

к сожалению, у меня пока не получается повлиять, но иногда по ночам море зовет меня скрипом снастей, пылающими закатами

и запахом соленого ветра. Зовет туда, где я ощущаю себя на своем месте. Туда, где команда,

тяжёлый труд, свои радости и заботы, но, в целом, всеобщая гармония и ощущение осязаемого счастья.

Что ж, коль скоро кораблей в ближайшее время не предвидится, хочется вспомнить о тех, на которых

довелось ходить и работать. Люблю слушать и узнавать истории. Ведь, что такое сама жизнь, как не череда историй?

Так почему бы, не затопить новенькую печку, уже прохладным, но ещё не промозглым октябрьским вечером,

и не рассказать парочку?
Кстати, в силу того, что на кораблях хожу давно, какие-то вещи выглядят

для меня само собой разумеющимися, так что о многих из них я могу просто забыть рассказать.

Тем, кому будет интересно читать сии солёные байки, задавайте вопросы!

Море зовёт Море, Моряки, Парус, Длиннопост

Вообще, вся область современного мореплавания на парусных судах очень обширна, и трудно начать с чего-то определенного, так что начну хоть с чего-нибудь, и посмотрим, куда это всё выведет.


Корабль в море всегда подвижен. Как тот самый Наутилус капитана Немо. Исключение - если он стоит в доке, у причала, или на якоре. Но это скорее относится к суше, я же хочу рассказать об открытом море. Поскольку и сама стихия подвижна, корабль нельзя оставить без управления. Даже если ветра нет, и гладь воды до горизонта гладкая как стекло, нет никаких гарантий,

что вскоре это не изменится. А значит, корабль никогда не спит. В каждый момент времени кораблём управляет одна из вахт.


Иногда это может быть даже один человек, а иногда - половина всего экипажа. На всех кораблях, на которых довелось путешествовать, вахты было три. На Штандарте они носят названия мачт: Бизань, Грот и Фок. На Драккаре по продольному разделению корабля: Port, Midship и Starboard. Особой разницы нет, потому что задача у всех одинаковая. Port (Бизань) заступает в 8 утра и отвечает за управление кораблём до полудня. В полдень их сменяет Midship (Фок), который в 4 сменит Starboard (Грот). В 8 вечера цикл повторяется. Таким образом, матрос, приписаный к определенной вахте, "дежурит" два раза в сутки по 4 часа.

После отработанной ходовой вахты, (речь идёт о том, когда корабль на ходу, отсюда и название) матрос уходит на подвахту. По сути это время, когда выполняются всяческие хозяйственные работы, ремонт, обслуживание и прочий быт. Ну а после 4х часов подвахты есть законные 4 часа, чтобы отдохнуть перед следующей ходовой. Так что, по сути, за сутки есть время поспать два раза по 4 часа. С непривычки очень сложно перестроиться в такой режим, а вот после нескольких дней, не говоря о месяцах, график настолько закрепляется и

становится натуральным и обыденным, что по возвращению домой легко обнаружить себя в 4 утра на кухне, бодрым и свежим, заступающим на ночную вахту.))


Сон на корабле - штука вообще не стабильная и хрупкая. Со временем привыкаешь ко всему. И к качке, и к топоту ног над головой, и к храпу соседа. Но есть штука прерывающая твой сон каждый раз по особенному. Даже оттарабанив ходовую и подвахту, в середине своего отдыха можно проснуться от команды "All hands on deck". Ближайший перевод "свистать всех наверх", но на кораблях с русскоязычной командой я больше привык к формулировке "парусный аврал". Означает это, что погодные условия изменились, или необходимо совершить манёвр

или объявлена общесудовая тревога... да какая разница. Означает это, что ходовая вахта уже задействовала ресурсы подвахты и их всё равно не хватает для выполнения определенной задачи.

Порой именно в такие моменты вспоминается шутка про пожарных: Вам нравится ваша работа?

Отличная работа! Но как пожар - хоть увольняйся.


На Кон-Тики, когда мы уже спустились в ревущие сороковые широты, зачастую

приходилось просыпаться от "All hands" и обнаруживать что штиль, который был снаружи, когда уходил спать, сменился крепким ветром. Как так? Вроде всё нормально оставлял! А в это время, мимо не до конца проснувшегося тебя, с гудением пролетает оторваный ветром леерный столб. Уникальный и увлекательный опыт. Особенно ярко и остро запоминается ночью. И так чтобы волны, и ветер ревет, и люди вокруг бегают кричат что-то на смеси английского и норвежского... Ух! То что надо, чтобы взбодриться.

Такое же бывало и на Драккаре и на Штандарте. Разве что, не летали столбы.

Тяжело? Да. Опасно? И опасно тоже. Но почему-то именно в эти моменты особенно чувствуешь всю значимость команды, себя, как её неотъемлемой части, уважение к стихии и уверенность

и любовь к своему плавучему дому. Именно тогда всё обретает смысл. И здесь не про покорение стихий. Ха! Не получится их покорить. И не про познание пределов. Они познаются в море не разовым событием, а в длительной динамике. Просто очищается разум, а тело наполняется силой, чтобы сделать то, что оно должно. Ну а дальше как пойдет.

Иной вариант, когда море добро и спокойно. Тогда даже на ходовой вахте удается чиркануть пару слов в дневничок, почитать, или в

свое удовольствие построгать фигурку из дерева. А ночью залипнуть в чарующие звёзды или шлейф светящегося планктона за кормой.

Но это уже другая история.

Море зовёт Море, Моряки, Парус, Длиннопост

Сообщество моряков

1.5K постов5.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила пикабу.