Мнение церкви насчет рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда"

Во-первых, конечно, с образом Христа в ней христианину сложно согласиться. Просто потому, что для нас, христиан, Иисус Христос – не звезда – пусть даже супер, – а Спаситель. Тот, Кто взял на себя наши скорби и понес наши болезни. Тот, Кто спас нас от смерти и дал нам возможность вечной жизни в Боге. Если вы ищете Спасителя, то лучше читать Евангелие, а не слушать оперу. И вообще, религиозный поиск приводит в храм, а не в театр. Но это не значит, что театр нужно запрещать.
Во-вторых, сотни лет художники, писатели, музыканты и режиссеры вдохновлялись Библией. Так было и так будет. Нередко они обращались и непосредственно к евангельскому сюжету. Но любое художественное произведение – книга, фильм или рок-опера – всегда лишь авторское видение, авторский, если хотите, вымысел. Иными словами, образ Христа во многих, если не в большинстве художественных произведений, будет неканоничным. Но неканоничный – еще не значит кощунственный.
Он может быть плоский или упрошенный, далекий от евангельского или даже близкий евангельскому, но все равно авторский. Художественное произведение – это не религиозный текст, к нему не стоит предъявлять догматических или канонический требований.
В-третьих, при всем этом, конечно, трактовка трактовке рознь. Как всегда в искусстве есть произведения более или менее удачные. Есть откровенно глупые, а есть и оскорбительные, кощунственные. Скажем, ужасная поэма «Гаврилиада», где автор пытается высмеивать Богородицу. Звали этого автора Александр Пушкин. Великий русский поэт. Как считают многие биографы Александра Сергеевича, он до конца жизни стыдился этого произведения и каялся.+
Наконец, в-четвертых, мы помним, что в свое время для многих в нашей стране эта рок-опера стала первым упоминанием о Христе. Мой близкий друг в юности впервые прочел Евангелие, после того, как не все понял в рок-опере. Это констатация факта. Она не означает, что Церковь каким-то образом благословляет рок-оперу или считает её обязательной к просмотру.
И последнее. Даже удачные, признанные произведения на евангельскую тему совсем не обязательны к просмотру. Вспомним «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Режиссер, очень натуралистично и четко следуя евангельскому тексту, показывает истязания и распятие Спасителя. Фильм, перевернувший и встряхнувший многих. А один мой добрый знакомый, известный режиссер и глубокий христианин, сказал мне: «Я не могу два часа сидеть в кресле кинотеатра и смотреть, как распинают Христа». Есть и такая точка зрения. И зритель имеет на нее право.
Так что давайте будем спокойнее, мудрее и рассудительней. В конце концов, Господь, как мне кажется, спросит с нас не за выступления против рок-оперы, но за нашу любовь и добрые дела к ближним, без которых вера наша мертва есть.

Источник:
https://foma.ru/zapretit-rok-operu-iisus-hristos-superzvezda...

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска
Написанное Тимом Райсом «по мотивам Евангелия» либретто рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» по духу, да и по букве достаточно далеко отстоит от канонического текста. Разве похожа реплика главного персонажа оперы: «наслаждайтесь каждым днем» на слова Спасителя: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34)? Иисус рок-оперы, почти идентичный Иисусу Сальвадора Дали, бесконечно далек от Богочеловека Иисуса Христа, облик Которого запечатлен в Евангелии.
Православная Церковь относится неодобрительно к любому искажению Евангелия. О недопустимости такого явления говорит само Священное Писание: «свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр.22, 18-19).
Вместе с тем, христианская культура включает в себя произведения искусства, в которых евангельские сюжеты получают очень своеобразное истолкование, иногда достаточно далеко отстоящее от общепризнанного. Это, прежде всего, духовные стихи, отразившие народные версии некоторых библейских повествований: стих о Богатом и Лазаре (отсюда, кстати, пошла поговорка «петь Лазаря»), о хождении в ад Пресвятой Богородицы, об изгнании Адама из рая и т. д. К этому жанру примыкают разнообразные средневековые мистерии, получившие распространение как в Западной, так и в Восточной Церкви. Спокойно относится Церковь и к творческому переосмыслению евангельских тем в художественной литературе. В качестве примера можно привести главы «Великий инквизитор» и «Черт. Кошмар Ивана Федоровича» в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
Однако существует граница, за пределами которой художественное произведение перестает быть фактом христианской культуры. Эта граница проходит там же, где проходит граница Христианской Церкви, а она определяется содержанием Евангелия.
Поэтому, скажем, произведения Достоевского являются достоянием христианской культуры, а некоторые произведения Леонида Андреева и Льва Толстого – нет. Вне христианской культуры находятся книги популярного в XIX веке французского писателя Э. Ренана и бестселлер конца прошлого столетия роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
Безусловно, рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» - выдающееся произведение музыкальной культуры второй половины XX столетия. Философ Ницше в конце XIX столетия самонадеянно заявил, что Бог умер. Эта идея породила целое направление в философии и художественном творчестве. Революции и катастрофические войны XX столетия, казалось бы, подтверждали мысль немецкого философа. А живший сто лет спустя соотечественник Ницше Мартин Хайдеггер поставил современному ему миру еще более страшный диагноз: мир не замечает «нетости» Бога.
Но почти в то же самое время, когда экзистенциальная философия выносит это безрадостное суждение (Хайдеггер умер в 1979 г., а опера впервые прозвучала в 1970), талантливый американский композитор обращается к теме Евангелия. «Умерший» Бог, смертью Которого мир перестал даже интересоваться, заставляет трепетать сердца миллионов молодых людей не только на Западе, где Библия лежит в каждом гостиничном номере, но и за железным занавесом, где в грохоте и треске своих композиций группа «Машина времени» отчаянно смело поет: «Мы живем, как будто вечность есть».
Апостол Павел любил повторять, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12,9). Промысл Божий, который всегда ведет человека ко благу, находит возможность использовать для этого блага даже немощные в духовном отношении художественные произведения. В 1970-1980-е годы для многих наших соотечественников путеводителем к Евангелию стал роман «Мастер и Маргарита», который, по сути, очень от него далек. Таким же промыслительным образом рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» заставила обратиться к первоисточнику многих духовно чутких людей, убедившихся в том, что кроме поп-культуры существует подлинная духовная культура Христианской Церкви.
Источник:
https://eparhia-saratov.ru/Questions/Get/1280

Выдержка из Википедии:
. «Такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило Господа», пишет преподобный Э. Л. Бинум (Tabernacle Baptist Church). «Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения».

Однако в 2016 году РПЦ сама и выступила в поддержку оперы:
Русская православная церковь выступила в поддержку рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда", которую требуют запретить некоторые православные активисты.
"В Церкви есть люди, которые обратились к Евангелию благодаря рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда". Между кощунственным и неканоническим изображением святыни - пропасть, которая незаметна только культурно близорукому человеку", - написал глава синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Владимир Легойда на сайте ведомства.
Церковь "не подавляет творчество, благословляя художников, вдохновляющихся евангельскими сюжетами в своих произведениях", заявил Легойда. По его словам, художественные произведения, основанные на библейских сюжетах, являются "отблесками христианской культуры", хотя они могут давать повод для споров и дискуссий

Нельзя запретить художнику "черпать вдохновение в Священном Писании", добавил глава синодального отдела.
Таким образом Легойда отреагировал на письмо жителей Тюмени, в котором они попросили губернатора Тюменской области Владимира Якушева отменить показ рок-оперы.
"По мнению авторов письма, данная опера направлена на создание ложного представления о божественной сути Иисуса Христа, канонических воззрений на библейские события", - рассказала агентству ТАСС пресс-секретарь губернатора области Ольга Фролова.
По ее словам, письмо было направлено не только губернатору, но и прокурору области, а также генеральному директору Тюменского концертно-театрального объединения. Фролова заявила, что решение об отмене показа должен принять театр. Однако в самом театре заявили, что письмо не получили, а показ состоится по плану в понедельник вечером.
Ранее показ оперы "Иисус Христос - суперзвезда" был отменен в Омске. Представитель ведущего солиста театра "Рок-опера" Владимира Дяденистова Ксения Зуден сообщила Би-би-си, что назначенный на 1 ноября показ оперы был отменен из-за протестов православных активистов. Организаторы объяснили отмену спектакля слабой продажей билетов.
Против показа рок-оперы выступило общественное движение "Семья, любовь, отечество". В организации заявили, что рок-опера содержит насмешку над верой и "глумление над священными понятиями".
В 2015 году омские православные активисты собрали около тысячи подписей за запрет рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда", но тогда ее показ не был отменен.

Источник:
https://www.bbc.com/russian/news-37838046

Как вы видите, реакция представителей Церкви весьма неоднозначна на этот счет...