Миллион слонов и белый зонт. Часть 3

Ссылка на первую часть.

Ссылка на вторую часть.

Я долго готовился к встрече с этим городом. Чуть ли не самая популярная туристическая точка в Лаосе – он занимал мои мысли, словно местный Эльдорадо, в воображении моем наполненный золотом и чудесами. По дороге мы больше нигде подолгу не останавливались, стремясь достичь цели до наступления темноты. Лишь один раз позволили себе оставить скутеры на обочине и пройтись, чтобы посмотреть на очень непривычный для Лаоса пейзаж. Посреди обычных ленивых полей и холмов из-за поворота дороги внезапно появился настоящий муравейник – огромный комплекс в процессе постройки, с дорогами, машинами, кранами, лесами и всеми прочими атрибутами бурной деятельности. При этом все выглядело так профессионально, качественно и технологично, что сразу стало понятно – это китайцы. Окончательные сомнения развеивали гигантские иероглифы, подобно надписи Hollywood, закрепленные на склоне горы. Зрелище завораживало, и не мы одни поддались его магнетизму – то и дело останавливались машины или проезжающие мимо скутеры, и лаосцы целыми группами подходили полюбоваться на Китайское Индустриальное Чудо, бывшее, по всей видимости, гидроэлектростанцией. Уж не знаю, что там было такое написано на склоне, но я представил что-то вроде: «Вот так нужно работать, ребята!»

Миллион слонов и белый зонт. Часть 3 Моё, Путешествия, Приключения, Лаос, Очерк, Рассказ, Длиннопост

Насмотревшись, мы вернулись к нашим железным коням, чтобы больше нигде не останавливаться до самой цели.


Ближе к вечеру трафик на дороге уплотнился, окружающий пейзаж начал приобретать урбанистические черты, и стало понятно – совсем скоро во всей своей красе предстанет перед нашими взорами крупнейший культурный центр Лаоса – Луангпхабанг.


На лао название города состоит из трех слов, где «Луанг» означает «королевский», «пха» – «Будда», «банг» – «золотой». Королевская часть относится к тому времени, когда город был столицей и резиденцией монарха. Упоминание Будды явно связано с огромным количеством храмов, располагающихся в его черте, а золото в равной степени может относиться и к тому, и к другому.


Въезжая в Луангпхабанг, мы не заметили золота, зато были впечатлены колониальной планировкой и архитектурой города. В красноватом свете заходящего светила, он раскрылся перед нами во всей своей старомодной очаровательности. Проезжая по узким засаженным зеленью улочкам, по вымощенной брусчаткой мостовой, меж прижавшихся друг к другу аккуратных двухэтажных домиков, мы почувствовали, как водоворот времени захватывает нас и относит на семь десятков лет назад. Стало совершенно очевидно, почему ЮНЕСКО присвоила Луангпхабангу статус объекта всемирного наследия.

Миллион слонов и белый зонт. Часть 3 Моё, Путешествия, Приключения, Лаос, Очерк, Рассказ, Длиннопост
Миллион слонов и белый зонт. Часть 3 Моё, Путешествия, Приключения, Лаос, Очерк, Рассказ, Длиннопост
Миллион слонов и белый зонт. Часть 3 Моё, Путешествия, Приключения, Лаос, Очерк, Рассказ, Длиннопост

Закат мы пропустили, потратив время на поиски достойного ночлега. С наступлением темноты в городе один за другим зажглись фонари, озаряя его уютные улочки теплым желтоватым светом. Это привнесло финальный штрих в харизматичный колониальный образ города, создавая почти сказочную атмосферу.


С приходом сумерек жизнь лаосцев обычно переносится под крыши домов в приватную зону. Улицы быстро пустеют, дорожное движение стремительно исчезает, и все замирает.


Но только не в Луангпхабанге. Здесь темнота не является помехой ни для кого – деловито снуют туда-сюда туристы, бойко торгуют местным фастфудом на каждому углу забегаловки на колесах, катят по своим делам многочисленные владельцы скутеров.


Это не продлится долго – ближе к десяти-одиннадцати часам вечера жизнь утихает даже здесь, но пока что она бьет ключом. Лучшая демонстрация такого уклада – знаменитый ночной рынок Луангпхабанга. Он тоже подчиняется негласным правилам, поэтому правильнее было бы называть его вечерним, ведь после десяти вечера число торгующих тает прямо на глазах. Но до этого времени здесь можно найти все. Одежда, сувениры, еда, поделки из серебра, шелка, бамбука, дерева и даже из переплавленных американских бомб. Для установки ночного рынка перекрывается целая улица, к утру волшебным образом возвращающаяся к первозданному виду.


Оказавшись в Луангпхабанге после наступления темноты, не спешите вернуться в отель и лечь спать. Кроме рынка, можно найти еще немало любопытного. Так, нам посчастливилось стать свидетелями весьма занимательного представления под названием «Прятки с полицией».


Ничто не предвещало беды, когда мы, купив пару банановых пирожков, медленно прогуливались по ночным улицам Луангпхабанга. На одном из перекрестков мы столкнулись нос к носу с нарядом дорожной полиции, со всеми удобствами расположившимся на ночную вахту. Это не постоянное явление – возможно, местным сотрудникам ГАИ нужно иногда выполнять нормы по штрафам, или так они просто делают незамысловатый бизнес. Как бы то ни было, к нам у хранителей правопорядка, понятное дело, вопросов не было. Сети расставили для ночных мотолюбителей, проезжающих мимо на высокой скорости или, чего хуже, без шлема. Вообще говоря, предупреждение об обязательности наличия шлема висит почти на каждом столбе, но лаосцам откровенно на него наплевать. Как говорится, что лаосцу хорошо, то чужаку – не очень. Незадачливые туристы, пытающиеся повторять манеру поведения местных, обречены попасть в цепкие руки закона.


Так вышло и здесь – не успели мы даже на треть справиться с невероятно вкусными банановыми пирожками, как в сетях задергалась первая жертва. Парочка белых людей на одном скутере, оба без шлемов. Какое безобразие! Пожалуйте, господа, пожалуйте, вот сюда, проходите, мы вас как раз ждали!


Путешествуя по Азии на двух колесах, необходимо помнить: лучшее средство в случае близкого знакомства с дорожной полицией – сделать вид, что ты очень дружелюбный и еще более недалекий. Это, конечно, при условии, что вы действительно ничего не нарушали или же преступили ПДД по мелочи. Ни в коем случае не разговаривайте с полицией на английском или местном наречии. Используйте русский, немецкий, (французский лучше не трогать, мало ли), или язык индейцев нахуа. Все одно – лишь бы понять вас было решительно невозможно. Ослепительно улыбайтесь, делайте смущенный вид и всячески показывайте, что такой человек, как вы, не способен на преступление серьезнее, чем поедание печенья после шести вечера. Рано или поздно блюстителям закона надоест бесполезная пантомима, жара добавит свое, и, утомившись не ведущим ни к чему диалогом, они лениво махнут на вас рукой, отпустив на все четыре стороны. В этот самый момент необходимо хватать ноги в руки и как можно быстрее сматываться, пока благожелательное настроение не покинуло стражей порядка. Сей замечательный метод я в полной мере испробовал, будучи задержанным во Вьетнаме. Сработало!


Но эти двое, так некстати решившие насладиться ночным ветерком на скорости, по-моему, не владели вышеописанной секретной техникой. Это было понятно по доносившимся до нас обрывкам английских фраз. Первая и последняя ошибка!


Продолжая поедать вкуснейшие пирожки, мы наблюдали за сценой. Еще несколько ездоков попались на удочку, оставив в карманах полиции кровью и потом заработанные финансы. А потом началось нечто более зрелищное – ночные мотоциклисты стали внимательнее, и ближайший разворот перед ставкой дорожных блюстителей наполнился скрипом тормозов. Как только в поле зрения водителей попадал полицейский кордон, они, даже толком не снижая скорости, закладывали лихой вираж, перестраиваясь на полосу обратного движения. При этом все счастливо смеялись, улыбались и чуть ли не махали стражам порядка ручкой. Мол, что, съели?


На следующий день мы отправились в Национальный музей Луангпхабанга, расположенный в бывшей королевской резиденции, чтобы познакомиться с бытом низвергнутых лаосских монархов. Внутри строго запрещено фотографировать, вероятно, потому, что смотреть там особо не на что. К XX веку уровень жизни правителей Лаоса изрядно обмельчал, основная масса экспонатов музея – подарки из разных стран: Вьетнама, СССР, Китая, США, Польши и прочих. Даже автопарк, выставленный в отдельном гараже, состоит из подаренных Штатами Линкольнов и одного французского Ситроена.

Миллион слонов и белый зонт. Часть 3 Моё, Путешествия, Приключения, Лаос, Очерк, Рассказ, Длиннопост

Складывается впечатление, что у лаосских королей XX века не было почти ничего своего, и это, в общем-то, неплохо отражает суть азиатских колониальных монархий под пятой Франции.


От любителей лягушачьих лапок, сыра и вина в Лаосе остался язык, который еще кое-где используется, несколько банков, багеты, местами – архитектура (в том числе парочка католических церквей), а также игра в петанк, очень популярная среди местных.


Если бы французы задержались в краю миллиона слонов до эпохи всемирной паутины, то, вероятно, мы не столкнулись бы с неожиданной проблемой, отправившись на поиски интернет-кафе или компьютерного клуба. На удивление быстро нашлось целых три подобных заведения, но вот конфуз: ни в одном интернет-кафе не было интернета.


Сеть появилась в Лаосе в 2000 году, а уже в 2001 правительство страны продало права на свой национальный домен .la городу Лос-Анджелес. На сегодняшний день интернет в Лаосе – это чаще всего не слишком шустрый Wi-Fi в ресторанах и отелях. Местные телефонные операторы также предлагают вполне вменяемые тарифы с доступом в Сеть. Несмотря на это, процент пользователей интернета среди населения довольно мал.


Зато телевидением не обделен никто – даже в самой глухой провинции почти каждый сарай оборудован оранжевой спутниковой тарелкой с надписью Unitel. А вот с чтением, по всей видимости, дела обстоят намного хуже. За все свое пребывание в Лаосе я не встретил ни одного читающего человека, не заметил ни одного книжного магазина или, на худой конец, газетного киоска. Возможно, я просто плохо или не там искал.


В непосредственной близости от Луангпхабанга располагается, пожалуй, самый известный водопад Лаоса: Куанг Си (Kuang Si). Это природное чудо находится на территории национального заповедника, охраняющего популяцию гималайских черных медведей. Наиболее яркая черта Куанг Си – цвет воды. Нежно-бирюзовая и чистая, она вызывает восторги у любого ценителя визуальной эстетики. Необычный цвет объясняется химическими реакциями, происходящими при движении воды через известняковые скалы.

Миллион слонов и белый зонт. Часть 3 Моё, Путешествия, Приключения, Лаос, Очерк, Рассказ, Длиннопост
Миллион слонов и белый зонт. Часть 3 Моё, Путешествия, Приключения, Лаос, Очерк, Рассказ, Длиннопост

Мы провели целый день, наслаждаясь прекрасным водопадом и его многочисленными порогами, плескаясь в чистейшей бирюзовой воде. Время пролетело незаметно, и пора было начинать готовиться к следующему крупному переезду.

Продолжение следует!..