AlantharWise

AlantharWise

Пикабушник
58 рейтинг 1 подписчик 2 подписки 6 постов 1 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
8

Миллион слонов и белый зонт. Часть 6

Ссылка на первую часть.

Ссылка на вторую часть.

Ссылка на третью часть.

Ссылка на четвертую часть.

Ссылка на пятую часть.

Паксе (Pakse) – крупный по меркам Лаоса город и туристический центр. Встретить здесь европейца, американца или австралийца не составляет труда, а местные не обращают на чужаков никакого внимания. Самая известная в окрестностях достопримечательность – это небольшой храмовый комплекс Ват Пху (Vat Phu), выполненный в хорошо узнаваемой манере древней кхмерской империи. Для тех, кто раньше посещал Ангкор Ват в Камбодже, Ват Пху не станет открытием, но заглянуть сюда непременно стоит.


Начало постройки храма датируется примерно V веком, а возводился он у подножия горы Лингапарвата, что теперь называется Као. Вершина горы имеет форму так называемой линги: фаллического символа древнего индуизма, ассоциирующегося с богом Шивой. Весь комплекс изначально был посвящен именно этому божеству, и лишь впоследствии перешел по наследству буддистам. Здания неоднократно перестраивались, но до наших дней сохранились только постройки XI века. В них причудливо сочетаются черты двух соприкоснувшихся религий – сидящий Будда соседствует с изображениями Кришны, Вишну и прочих индуистских небожителей. Внутри горы берет свое начало источник пресной воды, почитающийся священным и обладающим целебными свойствами.

Еще одно водное чудо располагается в другой стороне от города. Водопад Тад Э-Ту (Tad E-Tu) низвергает свой мощный поток c многометровой высоты, поднимая в воздух плотную взвесь из брызг. Подобраться к его сердцу даже по суше не так-то просто, не говоря уже о том, чтобы испытать на себе ярость водной стихии.

Неподалеку от Э-Ту есть еще один любопытный водопад, состоящий из двух параллельных потоков, один из которых в дождливый сезон смешивается с глинистой почвой и приобретает густой коричневый цвет. К сожалению, мы не смогли увидеть это чудо собственными глазами. В тот день из низины вверх по склону гор пополз густой молочный туман, и от удивительного разноцветного водопада остался лишь отдаленный шум. Стоя на обзорной площадке, с которой должен был открываться великолепный вид, мы молча всматривались в непроглядную белую дымку и слушали музыку падающей воды.

Это было прощание с Лаосом – во многом еще не исследованным краем, что привлекает многих, но раскрывается не всем и не сразу. Вслушиваясь в шум скрытого туманной пеленой водопада, я пообещал себе непременно вернуться и продолжить удивительное путешествие по стране миллиона слонов и белого зонта.


Остаток нашего пребывания в Паксе прошел за приготовлениями к отъезду. С тяжелым сердцем попрощавшись с верными бензиновыми друзьями, мы погрузились на автобус и двинулись в сторону камбоджийской границы. Среди пестрой толпы пассажиров нашелся лондонский профессор на пенсии, с которым я благополучно болтал несколько часов, пока впереди не замаячили пограничные кордоны. Тут уж стало не до разговоров. Поспешно собрав вещи, мы заторопились в сторону Камбоджи, чтобы тут же споткнуться о подножку, поставленную лаосской бюрократией.


Оказалось, что три недели назад при въезде в Лаос нам должны были предоставить некий жизненно важный документ, без которого шансы на выезд из страны неумолимо стремились к нулю. Ни приветливый пограничный служащий, ни волшебный джинн-ассистент, встретившие нас на границе с Вьетнамом, ни словом не обмолвились про такую бумагу, спокойно пропустив нас дальше. Теперь же возникала реальная опасность опоздать на автобус и застрять на границе надолго.


И тогда мы принялись за то, что, как всем уже известно, так любят в Лаосе, – торговаться. У любого вопроса есть своя цена, в нашем же случае она оказалась равна одному хрустящему Гамильтону. Строго погрозив пальцем и пожурив нас за беспечность и безответственность, пограничник произвел какие-то одному ему понятные махинации, и дорога перед нами вновь оказалась свободной. Подхватив рюкзаки и бросив прощальный взгляд назад, мы двинулись на встречу с Королевством Камбоджей.

Послесловие.

В общей сложности мы проехали больше трех тысяч километров, из которых почти 1700 пришлось на Лаос. За это время произошло множество удивительных событий, и, к сожалению, в этом очерке я не смог осветить их все. Повествование ведется от первого лица, но это ни в коем случае не значит, что я был там один, или что переживания других членов нашей маленькой группы показались мне менее важными для сюжета. Пусть они простят автора за то, что невольно выдвинул себя на первый план, опустив много непосредственно не связанных с ним деталей.

Спасибо за внимание тем немногочисленным читателям, которым попался на глаза мой скромный труд :)

Показать полностью 7
7

Миллион слонов и белый зонт. Часть 5

Ссылка на первую часть.

Ссылка на вторую часть.

Ссылка на третью часть.

Ссылка на четвертую часть.

Заплатив за экскурсию и натянув на голову предложенные фонари, мы погрузились в узкую посудину. Наш капитан, гребец и рулевой в одном лице мягко оттолкнул лодку от берега, и она заскользила к черному зеву пещеры, перед которым белели яростные завихрения речных порогов. Сразу стало ясно, что туда мы не поплывем – слишком уж велик риск. Вместо этого мы причалили к противоположному берегу и добрались до входа по суше. Там, внутри пещеры, выше опасных порогов примостился целый флот узких лодок, а на каждом камне лежал двигатель с гребным винтом на очень длинной оси.

Кряхтя, наш провожатый водрузил мотор на одну из посудин и пригласил нас пройти на борт. Затарахтел двигатель, лопасти винта вспенили темную воду, и наше судно двинулось навстречу непроглядному мраку. Как только отверстие входа скрылось за поворотом, единственным источником света остался налобный фонарик рулевого. Мы последовали его примеру, и три узких луча заскользили по известняковым сводам, а четвертый метался по водной глади, выискивая правильную дорогу.


Неожиданно каменная масса над головой подалась ввысь, открывая нашим пораженным взорам громадное пространство. Сквозь трещины в толще скалы вниз обрушивались маленькие водопады, наполняя воздух вокруг шумом воды и брызгами. Лавируя между ними, мы забирались все глубже в толщу горы. Лучи фонарей выхватывали из темноты некогда рухнувшие в реку гигантские куски скалы и каменные отмели с застрявшими в них деревьями. Иногда свод опускался почти до уровня наших голов, а затем вновь взлетал ввысь. То и дело слышался писк и хлопанье крыльев летучих мышей, но самих зверьков разглядеть не получалось.


После очередного поворота мы стали сбавлять скорость и вскоре подошли к серому песчаному пляжу, полого восходящему к стенам пещеры. Тут был настоящий остров, украшенный множеством природных скульптур, выполненных в причудливых сочетаниях сталактитов и сталагмитов. Некоторые напоминали массивные колонны, другие – инфернальные арки и врата в иные миры. Атмосферу создавало и искусственное освещение: приглушенные красноватые и синие тона, напоминающие огни подземного царства.

Побродив среди каменных столбов, мы отправились дальше. Снова мрак сомкнул вокруг нас свои объятия. Время от времени попадались встречные лодки, озаренные призрачными огнями налобных фонарей. Словно потусторонние видения, проносились они мимо, исчезая в темноте тоннеля.


Но вот вскоре впереди забрезжил свет, и наша посудина оказалась под открытым небом посреди реки, затерянной в джунглях. Пещера Конг Лор имеет не только туристическое значение – это актуальный для местных транспортный тоннель, которым они совершенно не стесняются пользоваться.


Наш же путь пролегал в другую сторону – пора было отправляться в Саваннакхет (Savannakhet). Сам по себе он не слишком интересен: там есть разве что весьма скудный музей динозавров, который можно осмотреть максимум за 10 минут. Еще одна любопытная особенность Саваннакхета заключается в том, что, стоя на берегу пересекающей его реки Меконг, можно увидеть Тайланд.

Осмотрев скучный музей, мы в тот же день двинулись дальше. Впереди ждал финальный заезд – несколько сотен километров до Паксе. Именно там должно было завершиться наше мотопутешествие по Лаосу, после чего железные кони нашли бы новых хозяев, а мы купили бы билеты до столицы Камбоджи.


Как и положено, завершающий пассаж вышел не без трудностей.


Началось все с весьма любопытной находки. За очередным поворотом в поле нашего зрения попался указатель, на котором по-английски было написано «Great Wall» («Великая стена»), а стрелочка указывала в сторону джунглей. Сразу всплыли ассоциации с китайской стеной, но тут, конечно, ее быть не могло. Стало очень интересно, что это там такое скрывается в зеленой чаще, и мы свернули с дороги, оставили скутеры на ближайшей поляне, а сами двинулись тропками вглубь джунглей.


Очень скоро растительность немного разошлась в стороны, и взору предстало довольно обширное пространство, заставленное каменными скамьями. Все они были развернуты в сторону маленькой часовенки с белым изваянием за проржавевшей решеткой. Святилище скромно примыкало к исполинской, явно рукотворной стене, сложенной из гигантских замшелых камней. Правая и левая оконечности стены утопали в разросшихся джунглях, так что сложно было судить об ее протяженности.

При ближайшем рассмотрении обнаружилось, что фигура в святилище – не кто иная, как Дева Мария, вполне недвусмысленно держащая в руках четки с христианским крестом. Это вызвало массу вопросов. Что это за место? Какое отношение оно имеет к древней стене, выстроенной кем-то века назад из притащенных в джунгли и водруженных друг на друга огромных кусков скалы? Пробравшись через обрушившиеся части стены, можно залезть на ее вершину, где совершенно очевидно становится рукотворное происхождение укрепления – гладкая ровная поверхность, высокий парапет из каменных глыб. Но вот христианская часовня в таком месте вызывает лишь удивление. Десятки каменных скамей, направленных в сторону святилища и небольшой сцены у человека религиозного, может, и не вызвали бы удивления, но мне почему-то в голову лезли белые капюшоны и ночные обряды.

Не имея лучших источников, я решил поискать информацию о стене в интернете. Если просуммировать результаты, отбросив все ненужное, то вот что получается:


Согласно самой распространенной версии, стена, вероятно, построена в VI веке во времена самого древнего из известных лаосских царств. К этому утверждению не стоит относиться слишком серьезно – вполне возможно, что памятник просто приписали к удобному временному периоду, чтобы дать хоть какое-то объяснение его существованию. Такая поспешность прослеживается и в названии. «Великая стена» – выдумка местных турагентств, направленная на формирование вполне предсказуемых ассоциаций. Несмотря на это, место не особенно широко известно, его даже нет на официальной туристической карте Лаоса. Это большое упущение, учитывая историческую ценность памятника.


Против официальной версии говорит еще и тот факт, что в письменных источниках того времени нет никаких указаний на возведение подобного масштабного сооружения. В это же время на территории будущей Камбоджи кхмеры отстраивали свое национальное достояние – Ангкор-Ват, о чем нам достоверно известно, а лаосцы – храмовый комплекс Ват Пху. Но нигде нет упоминаний некой «великой стены».


Второй аргумент относится к технологиям строительства. Присмотревшись к затерянному в джунглях памятнику, можно отчетливо увидеть, что гигантские каменные блоки весом в десятки или сотни тонн идеально подогнаны друг к другу ровно срезанными гранями, при этом отсутствует какой-либо скрепляющий раствор. Учитывая, что в некоторых местах стена достигает 16 метров в высоту, можно представить необходимые для постройки технологии.


Отсутствие в древних хрониках может говорить о том, что стена уже существовала на момент их написания. О ней либо не знали, либо использовали по прямому назначению. К сожалению, это всего лишь ничем не обоснованное предположение. С таким же успехом таинственную достопримечательность могли возвести относительно недавно, а пары сотен лет было бы достаточно, чтобы покрыть ее видимым налетом времени.


Тем не менее, по своей атмосфере это место сильно напомнило мне Долину Кувшинов. То же ощущение седой древности, неизвестности и потускневшего величия, те же непонятные технологии. К сожалению, отсутствие туристического интереса пагубно влияет на изучение этого поистине уникального исторического памятника. Необходимо привлекать больше внимания к «Великой стене», чтобы ей начали заниматься серьезные ученые. Только тогда мы, вероятно, получим ответы на большое количество вопросов, окружающее затерянный в джунглях осколок древности.


Потратив немало времени на осмотр стены, мы поспешили продолжить наш путь. Пока что все шло довольно гладко, задержек не предвиделось, дорожное полотно было хорошее, а небо – безоблачное. По расчетам выходило, что до темноты мы вполне успеваем, поэтому решено было остановиться и по-человечески пообедать в каком-нибудь местном заведении. Так мы и сделали, заодно оставив скутеры в мастерской, располагавшейся по соседству.


Мой Буцефал находился во вполне добром здравии, нужно было только проверить передний свет: он перестал работать. Возможно, дело было в самой лампочке, а может – в электронике. Этого мы уже никогда не узнаем, ибо местные умельцы взялись за решение задачи капитально, чуть ли не полностью разобрав мой многострадальный мотороллер и вывернув наизнанку половину внутренностей. Мы успели съесть заказанный суп и вдоволь поболтать, пока чудо-механики укрощали, по всей видимости, ими же созданные проблемы.


Наконец, юные мастера вздохнули с облегчением – все заработало. Удовлетворившись внешним осмотром, мы погрузились на транспорт и поехали дальше. Через километров пятнадцать мой скутер встал. Он отказывался заводиться, реагировать на нажатие кнопок и вообще подавать признаки жизни. Складывалось впечатление, что он либо просто скоропостижно скончался, либо выражает некий необъяснимый протест далекому путешествию.


До Паксе оставалось еще около 130 километров, а до темноты – часа два. Поломка случилась очень некстати, особенно такая капитальная. Поверхностный осмотр потерпевшего показал, что корень проблемы, скорее всего, весьма прост – погиб аккумулятор. Этот парень и так дышал на ладан, а умельцы из мастерской довели его до окончательной ручки. Странно было другое – скутер не желал заводиться даже с помощью кикстартера, словно вся внутренняя электроника в одночасье испарилась.


Ничего не оставалось, кроме как попытаться найти поблизости другого механика и надеяться, что он окажется получше предыдущих. Благо, неподалеку обнаружился какой-то гараж с серьезного вида мужиками, покрытыми толстым слоем машинного масла.


Нам удалось объяснить примерную суть проблемы на пальцах, и те принялись за осмотр скутера. Подозрения подтвердились – аккумулятор оказался в плачевном состоянии, а многострадальный байк резво заводился от внешнего источника энергии. Как ни странно, другого подходящего элемента питания в мастерской не нашлось, и было решено переставить аккумулятор из скутера моего друга. Это помогло, но времени ушло на все слишком много – нужно было как можно скорее отправляться в дорогу. Мы все еще надеялись успеть в Паксе до темноты, хотя шанс на это уменьшался с каждой минутой.


Тем временем, приключения продолжались. Через пару десятков километров после места поломки меня задержала дорожная полиция. Непринужденно посвистывая и размахивая жезлом, страж порядка медленно шел в мою сторону, обдумывая наиболее подходящую к моему внешнему виду сумму штрафа. Я не стал ждать окончания этой процедуры, поднял визор шлема, снял очки и маску. Узрев мою улыбающуюся бородатую физиономию, полицейский состроил недовольную гримасу, но связываться со мной передумал. С иностранцев, конечно, можно содрать побольше, но это как повезет. А вот возни, недопонимания, виноватых взглядов и почесывания в затылке гарантированно будет более чем достаточно. У полиции не всегда есть настроение для таких развлечений, и потому страж дороги лишь устало махнул рукой, мол, езжай уже, чужеземец, не мозоль глаза. Я с радостью последовал этому благоразумному совету, стремясь наверстать упущенное время.


Все оказалось напрасно – темнота настигла нас в дороге. Небо окрасилось багряным, затем краски быстро померкли и мир погрузился во мрак. Запыленное и поцарапанное стекло шлема сразу стало серьезной помехой, но попытавшись открыть лицо, я тут же пожалел об этом. С наступлением темноты на охоту вышли многочисленные представители семейства крылатых, кусачих и жалящих. Комары, мошки, ночные мотыльки и легионы всякой мелкой живности самозабвенно атаковали неяркий свет фар, а встречный ветер, словно играясь, целыми горстями зачерпывал эту шевелящуюся массу и бросал мне в лицо. Для полноты библейских аллюзий не хватало лишь кровавого дождя и нашествия жаб.


Слабый свет фар только и мог, что привлекать насекомых. Никакой видимости на фоне черного асфальта он не давал, но без него было еще хуже. Скорость заметно упала – в темноте на непредсказуемых дорогах Лаоса может поджидать все: от припозднившейся коровы до гигантской ямы прямо посреди полотна. Ехать стало очень некомфортно, невольно думалось о том, что последний уровень всегда самый сложный, а перед мысленным взором крутилась невесть откуда взявшаяся строчка: «Все герои должны выжить».


Когда я начал думать, что неприятнее уже не будет, мой скутер снова заглох. Моментально распознав уже знакомые симптомы, я выключил гаснущий свет, снимая нагрузку на аккумулятор. Стартер перестал работать, но еще разгоряченный двигатель удалось реанимировать вручную. Я поехал дальше, но теперь даже без того скудного освещения, что давала слабая передняя фара. Стоило только нажать на кнопку, как мотор начинал задыхаться.


Ехать в кромешной тьме мне как-то не улыбалось, поэтому я вытащил свой карманный фонарик, думая, как бы половчее приспособить его в качестве новой фары. Закрепить на корпусе было решительно некуда. Я было уже решил держать фонарик в зубах во время езды, но потом все же отказался от этой странной затеи и перехватил его двумя пальцами левой руки, в то время как остальными пытался держаться за рукоятку и контролировать задний тормоз. Не важно, как это выглядело со стороны, зато у меня снова был свет и можно было ехать дальше.


Навстречу то и дело летели огромные фуры в ореолах ослепительного сияния, словно нисходящее на бренную землю небесное воинство. На секунду дорога становилась похожа на поверхность Солнца, а спустя мгновение все снова погружалось во мрак, еще более непроглядный, чем раньше.


Пальцы, мертвой хваткой сжимающие фонарик, давно онемели, а все мысленное пространство занимали лишь четыре пылающих, подобно вавилонскому пророчеству, слова: Где. Этот. Чертов. Паксе.


Внезапно откуда-то сверху полился ровный свет, и мы разом оказались в сказочной стране. Это был определенно не Лаос, ибо где, как не в краю легенд, по обеим сторонам шоссе могут быть расставлены самые настоящие фонари? Возблагодарив небеса за этот милостивый дар, мы поспешили воспользоваться преимуществами освещенной дороги – выжали газ и понеслись к заветной цели. Очень скоро счастье закончилось, так же, как и финансирование логистической отрасли Лаоса – фонари пропали не менее внезапно, чем появились. Снова нужно было сбрасывать скорость и тянуться через темноту в неизвестность.


Вскоре окружающая местность неуловимо изменилась, в воздухе запахло пригородом, и мы опять оказались в благодатном свете фонарей. Паксе был здесь, вокруг, словно отец, ждущий сына из далекого странствия. Все напряжение, все тяжкие думы сдуло освежающим ветром перемен, и город принял нас в свои объятия.


Все еще не веря в то, что путь подошел к концу, мы колесили по ночным улицам, подыскивая подходящее место для ночлега. Приземлились в первом же аккуратном на вид отеле, морщась от боли в затекшем теле, и, наконец, обнялись. Это была победа, успех, финиш! Все герои остались живы.

Продолжение следует!..

Показать полностью 5
8

Миллион слонов и белый зонт. Часть 4

Ссылка на первую часть.

Ссылка на вторую часть.

Ссылка на третью часть.

Теперь наш путь пролегал в Пхонсаван к знаменитой Долине Кувшинов (Plain of Jars). Это крайне любопытное, странное и даже немного жутковатое место. На довольно большой территории разбросаны около 60 археологических площадок, покрытых гигантскими каменными горшками. Предположительный возраст этих необычных исторических памятников – около 2000 лет, но до сих пор не существует точной информации ни об их назначении, ни о создателях.


Долина Кувшинов давно уже числилась бы в списках Всемирного наследия ЮНЕСКО, если бы не наследие американское: в 1970-х годах территория подверглась массированным бомбардировкам, и до сих пор здесь сохраняется большое количество неразорвавшихся снарядов. Из-за этого для посещения доступно лишь несколько площадок, а археологические исследования идут очень медленно. Как только Долина будет полностью очищена, Кувшины получат, наконец, давно заслуженный статус.


А пока остается лишь бродить среди этих странных памятников давно сгинувшей культуры и гадать об их назначении. Согласно наиболее распространенным теориям, кувшины использовались для хранения дождевой воды и продуктов или же для исполнения погребальных обрядов. Вполне возможно, что верны оба предположения, только для разных периодов времени. Как бы то ни было, кое-где возле гигантских горшков валяются не менее гигантские крышки, а некоторые из проведенных в Долине исследований обнаруживали человеческие останки.

Самая крупная туристическая точка – это площадка под номером 1. Чтобы добраться туда, можно взять специальный электрокар на входе в Долину, но лучше идти пешком. Придется подняться по заросшему густой высокой травой склону холма, с вершины которого открывается потрясающий вид не только на площадку 1, но и на окружающие поля. Спустившись с другой стороны, вы, наконец, попадете в объятия древних изваяний. Тут будет много туристов, так что в полной мере ощутить себя наедине с рукотворными объектами 2000-летней давности не получится. Для этого нужно отправляться на площадку 3, находящуюся совершенно в другой точке карты.


Путь туда пролегает через деревенское бездорожье, небольшой входной взнос и прогулку меж рисовых полей. Конечная цель стоит всех потраченных усилий – тихое, безлюдное место, спасенное от наплыва туристов своим неудобным расположением. Именно здесь можно наиболее полно ощутить таинственный магнетизм древних кувшинов, почувствовать их тысячелетнее одиночество, представить руку древних, укротившую неподатливый камень. Сложность такой работы невольно вызывает восхищение – как смогли люди позднего железного века выдолбить сотни огромных камней до состояния полого сосуда с гладкими стенками? Как притащили все это на поля и расставили? А, главное, зачем? Неспроста Долина Кувшинов привлекает массу любопытных, в том числе и профессиональных археологов. Последних, однако, не так-то много – по моим сведениям серьезное изучение площадок в данный момент не ведется. Отчасти из-за труднодоступности заминированных участков, отчасти – уж не знаю почему.

Пребывание на площадке 3 настолько впечатлило меня, что я дал себе обещание обязательно при случае вернуться туда и отдохнуть от суеты мира наедине с древними кувшинами.


После целого дня, проведенного в объятиях истории, мы распрощались с Пхонсаваном и двинулись дальше. День был солнечный, дорога – хорошая, и ничего не предвещало беды. Веселье началось, когда мы снова начали забираться в горы. Закружились в танце извилистые серпантины, температура упала, и начал собираться дождь. Но все это не шло ни в какое сравнение с большим испытанием, ждущим нас впереди.


Как-то незаметно и неожиданно дорога закончилась. Точнее, хорошая дорога. Столь любимый мной асфальт внезапно полностью исчез, и нашему взору предстала бесконечная песчаная лента, густо приправленная крупными камнями. Поворачивать назад уже было поздно, навигатор убежденно прокладывал маршрут именно здесь, и мы решили рискнуть. Подумаешь, неприятный кусок – за следующим поворотом наверняка снова будет асфальт. Так жестоко мы еще никогда не ошибались.


В течение последующих шести часов мы спускались и поднимались по самой отвратительной дороге, которую я видел в своей жизни. Даже то, что встретилось нам после пересечения лаосской границы не шло с ней ни в какое сравнение. В процессе я так проникся значением выражения «растрясти косточки», что начал бояться не смочь «стрясти» их обратно. Особенно яркие впечатления приносили спуски: нужно было двигаться максимально осторожно – торчащие из земли камни то и дело норовили развернуть руль в сторону, а совместная инерция скутера и водителя неумолимо толкала в спину. Каждый спуск занимал целую вечность, тело костенело от постоянного напряжения, пот заливал глаза даже несмотря на прохладный ветер.


Подъемы были чуть легче, но ненамного. Порой совсем не предназначенный для таких условий мотороллер просто отказывался вытягивать наш общий с ним вес по крутому склону, и тогда приходилось слезать и идти рядом.


Иногда каменистые участки для разнообразия сменялись дерт-треками. В такие моменты очень не хватало мощного мотоцикла, квадроцикла или, на худой конец, трактора. Глубокая, местами по колено глина жадно всасывала в себя колеса, и проехать можно было только по оставленной кем-то узкой колее, неизбежно измаравшись в грязи по пояс. Порой через глинистое месиво текли небольшие ручейки с ближайших склонов, превращая и так неустойчивый грунт в самое настоящее болото.


А потом снова начинались камни.

Провалившись в очередной зазор меж острых камней, мой товарищ ударился о них глушителем, и выбил его из крепления. Поблизости оказалась лишь бедная маленькая деревушка, жители которой не имели ни малейшего представления об английском. Но нам повезло: навстречу ехал какой-то очень дружелюбный парень, сразу распознавший характер поломки. Совершенно безвозмездно вызвавшись помочь попавшим в беду иностранцам, лаосец подвел нас к своей хижине и попытался собственноручно решить проблему. Выяснилось, что слетела и потерялась гайка скрепляющего болта, а новую нигде не найти. Повозившись минут десять, наш дружелюбный помощник виновато развел руками и на пальцах объяснил, что ближайшая мастерская в сорока километрах. Ничего не оставалось, кроме как отправляться дальше, оглашая окрестные горы ревом лишившегося глушителя мотора.


Вопреки нашим ожиданиям, следующая остановка случилась намного раньше обещанной мастерской. Взобравшись на очередной склон, мы неожиданно наткнулись на заграждение. Это была простая веревка, натянутая поперек дороги на высоте груди, а по бокам от нее располагались деревянные домики. Увидев нас, оттуда выбежал некий господин, размахивая бумажками с напечатанным по-лаосски текстом. С нас требовали плату.


Сначала цена была непомерно большой. Мы начали спорить, совершенно не понимая друг друга. Видя, что ничего не получается, дух-хранитель дороги погрустнел, но пропускать бесплатно решительно не желал. Тактика, применимая к полиции, здесь не сработала. После долгого молчания и бесцельного ожидания, мы договорились на небольшую мзду за проезд, и импровизированный шлагбаум упал, открывая дорогу.


И все началось сначала – спуски, подъемы, снова спуски. Когда, наконец, вдали замаячила серая гладь дорожного полотна, мне, словно марсовому матросу, захотелось закричать: «Земля! Земля!». Это был второй раз, когда я воистину возлюбил асфальт. Слава ему!


Дальнейшая дорога прошла гладко, но, несмотря на потраченный день, продвинулись мы очень слабо – страшная дорога проглотила просто уйму времени. После всех испытаний жизненно необходимо было сделать передышку и заодно посетить еще одно чудо Лаоса – пещеру Конг Лор. Длинный водный тоннель длиной 7 километров проходит насквозь через гору. Из-за сильного течения реки, пересечь его можно лишь на моторной лодке.

Продолжение следует!..

Показать полностью 7
2

Миллион слонов и белый зонт. Часть 3

Ссылка на первую часть.

Ссылка на вторую часть.

Я долго готовился к встрече с этим городом. Чуть ли не самая популярная туристическая точка в Лаосе – он занимал мои мысли, словно местный Эльдорадо, в воображении моем наполненный золотом и чудесами. По дороге мы больше нигде подолгу не останавливались, стремясь достичь цели до наступления темноты. Лишь один раз позволили себе оставить скутеры на обочине и пройтись, чтобы посмотреть на очень непривычный для Лаоса пейзаж. Посреди обычных ленивых полей и холмов из-за поворота дороги внезапно появился настоящий муравейник – огромный комплекс в процессе постройки, с дорогами, машинами, кранами, лесами и всеми прочими атрибутами бурной деятельности. При этом все выглядело так профессионально, качественно и технологично, что сразу стало понятно – это китайцы. Окончательные сомнения развеивали гигантские иероглифы, подобно надписи Hollywood, закрепленные на склоне горы. Зрелище завораживало, и не мы одни поддались его магнетизму – то и дело останавливались машины или проезжающие мимо скутеры, и лаосцы целыми группами подходили полюбоваться на Китайское Индустриальное Чудо, бывшее, по всей видимости, гидроэлектростанцией. Уж не знаю, что там было такое написано на склоне, но я представил что-то вроде: «Вот так нужно работать, ребята!»

Насмотревшись, мы вернулись к нашим железным коням, чтобы больше нигде не останавливаться до самой цели.


Ближе к вечеру трафик на дороге уплотнился, окружающий пейзаж начал приобретать урбанистические черты, и стало понятно – совсем скоро во всей своей красе предстанет перед нашими взорами крупнейший культурный центр Лаоса – Луангпхабанг.


На лао название города состоит из трех слов, где «Луанг» означает «королевский», «пха» – «Будда», «банг» – «золотой». Королевская часть относится к тому времени, когда город был столицей и резиденцией монарха. Упоминание Будды явно связано с огромным количеством храмов, располагающихся в его черте, а золото в равной степени может относиться и к тому, и к другому.


Въезжая в Луангпхабанг, мы не заметили золота, зато были впечатлены колониальной планировкой и архитектурой города. В красноватом свете заходящего светила, он раскрылся перед нами во всей своей старомодной очаровательности. Проезжая по узким засаженным зеленью улочкам, по вымощенной брусчаткой мостовой, меж прижавшихся друг к другу аккуратных двухэтажных домиков, мы почувствовали, как водоворот времени захватывает нас и относит на семь десятков лет назад. Стало совершенно очевидно, почему ЮНЕСКО присвоила Луангпхабангу статус объекта всемирного наследия.

Закат мы пропустили, потратив время на поиски достойного ночлега. С наступлением темноты в городе один за другим зажглись фонари, озаряя его уютные улочки теплым желтоватым светом. Это привнесло финальный штрих в харизматичный колониальный образ города, создавая почти сказочную атмосферу.


С приходом сумерек жизнь лаосцев обычно переносится под крыши домов в приватную зону. Улицы быстро пустеют, дорожное движение стремительно исчезает, и все замирает.


Но только не в Луангпхабанге. Здесь темнота не является помехой ни для кого – деловито снуют туда-сюда туристы, бойко торгуют местным фастфудом на каждому углу забегаловки на колесах, катят по своим делам многочисленные владельцы скутеров.


Это не продлится долго – ближе к десяти-одиннадцати часам вечера жизнь утихает даже здесь, но пока что она бьет ключом. Лучшая демонстрация такого уклада – знаменитый ночной рынок Луангпхабанга. Он тоже подчиняется негласным правилам, поэтому правильнее было бы называть его вечерним, ведь после десяти вечера число торгующих тает прямо на глазах. Но до этого времени здесь можно найти все. Одежда, сувениры, еда, поделки из серебра, шелка, бамбука, дерева и даже из переплавленных американских бомб. Для установки ночного рынка перекрывается целая улица, к утру волшебным образом возвращающаяся к первозданному виду.


Оказавшись в Луангпхабанге после наступления темноты, не спешите вернуться в отель и лечь спать. Кроме рынка, можно найти еще немало любопытного. Так, нам посчастливилось стать свидетелями весьма занимательного представления под названием «Прятки с полицией».


Ничто не предвещало беды, когда мы, купив пару банановых пирожков, медленно прогуливались по ночным улицам Луангпхабанга. На одном из перекрестков мы столкнулись нос к носу с нарядом дорожной полиции, со всеми удобствами расположившимся на ночную вахту. Это не постоянное явление – возможно, местным сотрудникам ГАИ нужно иногда выполнять нормы по штрафам, или так они просто делают незамысловатый бизнес. Как бы то ни было, к нам у хранителей правопорядка, понятное дело, вопросов не было. Сети расставили для ночных мотолюбителей, проезжающих мимо на высокой скорости или, чего хуже, без шлема. Вообще говоря, предупреждение об обязательности наличия шлема висит почти на каждом столбе, но лаосцам откровенно на него наплевать. Как говорится, что лаосцу хорошо, то чужаку – не очень. Незадачливые туристы, пытающиеся повторять манеру поведения местных, обречены попасть в цепкие руки закона.


Так вышло и здесь – не успели мы даже на треть справиться с невероятно вкусными банановыми пирожками, как в сетях задергалась первая жертва. Парочка белых людей на одном скутере, оба без шлемов. Какое безобразие! Пожалуйте, господа, пожалуйте, вот сюда, проходите, мы вас как раз ждали!


Путешествуя по Азии на двух колесах, необходимо помнить: лучшее средство в случае близкого знакомства с дорожной полицией – сделать вид, что ты очень дружелюбный и еще более недалекий. Это, конечно, при условии, что вы действительно ничего не нарушали или же преступили ПДД по мелочи. Ни в коем случае не разговаривайте с полицией на английском или местном наречии. Используйте русский, немецкий, (французский лучше не трогать, мало ли), или язык индейцев нахуа. Все одно – лишь бы понять вас было решительно невозможно. Ослепительно улыбайтесь, делайте смущенный вид и всячески показывайте, что такой человек, как вы, не способен на преступление серьезнее, чем поедание печенья после шести вечера. Рано или поздно блюстителям закона надоест бесполезная пантомима, жара добавит свое, и, утомившись не ведущим ни к чему диалогом, они лениво махнут на вас рукой, отпустив на все четыре стороны. В этот самый момент необходимо хватать ноги в руки и как можно быстрее сматываться, пока благожелательное настроение не покинуло стражей порядка. Сей замечательный метод я в полной мере испробовал, будучи задержанным во Вьетнаме. Сработало!


Но эти двое, так некстати решившие насладиться ночным ветерком на скорости, по-моему, не владели вышеописанной секретной техникой. Это было понятно по доносившимся до нас обрывкам английских фраз. Первая и последняя ошибка!


Продолжая поедать вкуснейшие пирожки, мы наблюдали за сценой. Еще несколько ездоков попались на удочку, оставив в карманах полиции кровью и потом заработанные финансы. А потом началось нечто более зрелищное – ночные мотоциклисты стали внимательнее, и ближайший разворот перед ставкой дорожных блюстителей наполнился скрипом тормозов. Как только в поле зрения водителей попадал полицейский кордон, они, даже толком не снижая скорости, закладывали лихой вираж, перестраиваясь на полосу обратного движения. При этом все счастливо смеялись, улыбались и чуть ли не махали стражам порядка ручкой. Мол, что, съели?


На следующий день мы отправились в Национальный музей Луангпхабанга, расположенный в бывшей королевской резиденции, чтобы познакомиться с бытом низвергнутых лаосских монархов. Внутри строго запрещено фотографировать, вероятно, потому, что смотреть там особо не на что. К XX веку уровень жизни правителей Лаоса изрядно обмельчал, основная масса экспонатов музея – подарки из разных стран: Вьетнама, СССР, Китая, США, Польши и прочих. Даже автопарк, выставленный в отдельном гараже, состоит из подаренных Штатами Линкольнов и одного французского Ситроена.

Складывается впечатление, что у лаосских королей XX века не было почти ничего своего, и это, в общем-то, неплохо отражает суть азиатских колониальных монархий под пятой Франции.


От любителей лягушачьих лапок, сыра и вина в Лаосе остался язык, который еще кое-где используется, несколько банков, багеты, местами – архитектура (в том числе парочка католических церквей), а также игра в петанк, очень популярная среди местных.


Если бы французы задержались в краю миллиона слонов до эпохи всемирной паутины, то, вероятно, мы не столкнулись бы с неожиданной проблемой, отправившись на поиски интернет-кафе или компьютерного клуба. На удивление быстро нашлось целых три подобных заведения, но вот конфуз: ни в одном интернет-кафе не было интернета.


Сеть появилась в Лаосе в 2000 году, а уже в 2001 правительство страны продало права на свой национальный домен .la городу Лос-Анджелес. На сегодняшний день интернет в Лаосе – это чаще всего не слишком шустрый Wi-Fi в ресторанах и отелях. Местные телефонные операторы также предлагают вполне вменяемые тарифы с доступом в Сеть. Несмотря на это, процент пользователей интернета среди населения довольно мал.


Зато телевидением не обделен никто – даже в самой глухой провинции почти каждый сарай оборудован оранжевой спутниковой тарелкой с надписью Unitel. А вот с чтением, по всей видимости, дела обстоят намного хуже. За все свое пребывание в Лаосе я не встретил ни одного читающего человека, не заметил ни одного книжного магазина или, на худой конец, газетного киоска. Возможно, я просто плохо или не там искал.


В непосредственной близости от Луангпхабанга располагается, пожалуй, самый известный водопад Лаоса: Куанг Си (Kuang Si). Это природное чудо находится на территории национального заповедника, охраняющего популяцию гималайских черных медведей. Наиболее яркая черта Куанг Си – цвет воды. Нежно-бирюзовая и чистая, она вызывает восторги у любого ценителя визуальной эстетики. Необычный цвет объясняется химическими реакциями, происходящими при движении воды через известняковые скалы.

Мы провели целый день, наслаждаясь прекрасным водопадом и его многочисленными порогами, плескаясь в чистейшей бирюзовой воде. Время пролетело незаметно, и пора было начинать готовиться к следующему крупному переезду.

Продолжение следует!..

Показать полностью 7
14

Миллион слонов и белый зонт. Часть 2

Ссылка на первую часть.

Лаос не имеет выхода к морю, его территория состоит в основном из гор и холмистых долин. Чтобы насладиться красотой природных ландшафтов, совсем не обязательно забираться куда-то в дикие места – она окружает вас повсеместно.


Крупных городов в Лаосе всего несколько, при этом в самом большом из них – столице Вьентьян (Vientiane) – проживает всего около 200 тысяч человек. Основная жизнь страны проходит в маленьких деревушках и городках посреди природных красот. Крестьяне выращивают рис, женщины прядут и ткут традиционную одежду, которая идет не только на сувениры туристам, но и активно используется в повседневной жизни. Некоторые места знамениты изделиями из шелка и серебра, другие – из бамбука и дерева. Сельское хозяйство (80% занятости населения) и добывающая промышленность являются основными отраслями экономики Лаоса. Страна развивается, и не без помощи набирающего популярность туризма, но отсутствие адекватной инфраструктуры (в частности, железных дорог) ощутимо сдерживает экономический рост.


Зато цены в Лаосе немного выше, чем в соседних странах. Один доллар в эквиваленте местной валюты составляет приблизительно 8 500 кип. Литр бензина при этом стоит 9 500 – 10 000 кип. Топливо тут, кстати, имеет цветовую маркировку – бензин выглядит очень аппетитно и напоминает клубничный сироп – так и хочется сделать глоточек.


Дороговизна горючего не останавливает местных автолюбителей. Наряду с нормальным для Азии обилием скутеров, многие здесь владеют и персональным авто. Абсолютный лидер по массовости – Тойота Хайлюкс (Toyota Hilux). Без преувеличения – это каждая вторая машина на вашем пути. Рядом в списке фаворитов находится Тойота Фортунер (Toyota Fortuner) и Форд Рейнджер (Ford Ranger).


Но на чем бы вы ни передвигались по дорогам Лаоса, важно не терять бдительности. То и дело придется сбавлять скорость или вовсе останавливаться, чтобы пропустить переходящих шоссе буйволов, коров, коз, кур, собак, уток и прочую живность.

***

Распрощавшись с «Городом Победы», мы двинулись дальше вглубь страны. Дорога снова стала забираться в горы, воздух растерял тропическую духоту, а температура ощутимо упала. После вьетнамской жары, местные 25° С показались чуть ли не морозом. Небо затянулось плотной массой облаков, и разразился ливень. Он начался резко, без предупреждения, окатив нас с ног до головы холодной волной.


В срочном порядке мы свернули с дороги и забрались под какой-то деревянный навес на обочине. Вот теперь стало по-настоящему холодно. Успевшие подмокнуть вещи жадно забирали тепло, ехать в таком состоянии было решительно невозможно.


Распаковав дорожные сумки, мы натянули на себя все, что там было. В моем случае в ход пошли три футболки, рубашка, байка и куртка. Завершал эту капусту клеенчатый дождевик – единственное эффективное средство в сложившейся ситуации.


Когда с экипировкой было покончено, мы неохотно вылезли из укрытия и осторожно двинулись по мокрому серпантину. На скорости стало еще холоднее, даже не смотря на все предпринятые меры. Но ничего не оставалось, кроме как двигаться вперед в надежде найти ночлег, высушиться и отдохнуть.


День тянулся очень долго, дорога извивалась и петляла, существенно замедляя наше продвижение, казалось, что все это никогда не закончится. Мутный от воды визор шлема серьезно ограничивал обзор, а поднять его было невозможно из-за бомбардирующих лицо крупных капель.


Спустя несколько часов такой езды мы добрались до Самныа (Xam Neua) – местного административного центра, чье название переводится как «северное болото». Если бы я тогда об этом знал, то, наверное, с горечью подумал бы, что только болота мне еще не хватало. Однако, мои опасения были бы напрасны – городок вполне прилично выглядит и совсем не напоминает захолустье.

Смотреть там особо не на что, так что мы собирались на следующий же день двигаться дальше. Но как-то не заладилось – долго искали забытый по рассеянности телефон, и в итоге въехали обратно в свой же номер в отеле, который так решительно покинули с утра. Пришлось провести там еще один день, а назавтра превозмогать внезапно накатившую лень и нежелание куда-то ехать.


Дальнейший путь пролегал через мелкие города и деревни с незапоминающимися названиями. Главная цель – культурный центр Луангпхабанг – была еще очень далеко, и потому мы останавливались там, куда успевали доехать до темноты. Одним из таких мест стал небольшой поселок, не примечательный ничем, кроме находящихся неподалеку горячих источников и трекинговых путей через джунгли.


На осмотр местных точек ушел целый день. Сначала заглянули на горячие источники, но решив, что днем слишком для этого жарко, мы отправились попробовать на себе трекинг.


В офисе туристического центра нас встретили очень тепло и рассказали, что основная масса пешеходных туров через джунгли сейчас недоступна из-за дождливого сезона. Горные тропки размыло, и опасность для жизни значительно увеличилась. «Но, – добавили гиды, – вы, конечно, можете попробовать самостоятельно пройти по небольшому маршруту, который начинается прямо здесь за углом».


Сказано – сделано. Почувствовав просыпающийся дух первооткрывателя, мы нацепили широкополые шляпы, облачились в удобную одежду и приготовились к длительному и многотрудному путешествию через дикие джунгли.


Первый звоночек прозвучал, когда маршрут «за углом» внезапно оказался очень крутым подъемом по рыхлой глинистой тропе, сильно заросшей тропической зеленью. Уже спустя пять минут стало ясно – в таком состоянии эта дорога опасна для жизни. Влияние дождливого сезона на проходимость путей оказалась намного более значительным, чем нам представлялось.


Оценив обстановку, мы быстро растеряли все воодушевление и спустились обратно. Тайны джунглей остались нераскрытыми.


После такого сокрушительного поражения ничего не оставалось, кроме как вернуться к горячим источникам. К вечеру жара спала, воздух стал прохладнее, и, наконец, можно было насладиться этим чудом природы в полной мере. Ближе к истоку вода имеет явственно ощущаемый запах серы, а температура ее достигает точки кипения, так что в ней можно варить яйца.


Но если спуститься пониже, то тепло источников становится приятным. Местные веками пользовались этим местом, чтобы стирать, мыться и просто приятно проводить время. Теперь оно стало более туристическим, горячую воду провели в душевые и маленькие каменные бассейны, где вполне безопасно можно погрузиться в целебную воду.


Природная мини-сауна оказалась на редкость приятным времяпрепровождением. Уровень воды в бассейне медленно поднимался, покрыв сначала лодыжки, затем колени, и, наконец, подобравшись к груди. Тем временем быстро сгущались сумерки, а вездесущие цикады удобно расположились на деревьях для вечернего концерта. Только теперь, расслабившись в горячей воде, мы осознали степень накопившейся усталости от трех недель непрерывной езды. Нужно было пользоваться моментом – отдохнуть и набраться сил, ведь впереди нас ждало еще много интересного.

***

Луангпхабанг медленно приближался, но мы все еще находились в нескольких днях пути от заветной цели. Следующая остановка произошла в месте под названием Нонг Кхиав (Nong Khiaw), располагающемся на живописном берегу коричневой реки Нан Оу. Уже в пути стали заметны изменения в окружающем ландшафте: небольшие горы и холмы вокруг превратились в настоящих исполинов, зажавших ленивый поток меж своих каменных тел.

Именно здесь мы снова надели шляпы покорителей джунглей, решив добраться до обзорной точки на склоне одной из ближайших скал. Подъем оказался достаточно крутым, тропа петляла между камнями и стволами деревьев, мягкая, пропитанная влагой почва выскальзывала из-под подошв моих совершенно не предназначенных для таких дел кроссовок. Продвижение происходило медленно, каждый шаг нужно было планировать заранее, крепко при этом держась за все, что попадалось под руку. Много раз я чувствовал, как земля выскальзывает у меня из-под ног, и на секунду представлял, как падаю, ломая мелкие деревца и натыкаясь на острые камни.


На полпути к вершине зарядил очередной безжалостный ливень. И без этого очень скользкая тропа стала настоящим катком. Скорость продвижения упала почти до нуля – теперь приходилось в самом буквальном смысле просчитывать каждое движение. Кое-как добравшись до развилки, мы остановились передохнуть. Выбор был простой: на свой страх и риск карабкаться дальше под усиливающимся дождем или начать спуск назад. Благоразумие подсказывало нам второй вариант, но дух исследователя не так-то просто укротить, к тому же сдаться сейчас означало бы впустую потратить около часа на крайне сложный подъем и уйти, так и не увидев вершины.

Немного поразмыслив, мы придушили тонкий голосок благоразумия, и решительно полезли дальше. Мое внимание было максимально сосредоточено, каждый шаг – точно продуман, каждое движение – заранее спланировано. Никогда еще я не достигал такой полной синхронизации мыслей и действий. Мой центральный процессор работал в турбо-режиме, осуществляя одновременную обработку нескольких информационных потоков и преобразуя мое страстное, но абстрактное желание остаться в целости в ряд конкретных мероприятий по предотвращению нежелательного исхода. Кроссовки, руки, ноги – все было покрыто коричневатой жидкой грязью, но это не имело значения, ведь растительность редела, и в просветах уже можно было видеть финиш.


Момент истины настал, когда я, насквозь промокший от пота и дождя, в последний раз протиснулся между камнями наверх и неожиданно почувствовал прохладное дуновение ветра. С маленькой обзорной площадки, оборудованной деревянной беседкой, открывался великолепный вид на городок, окружающие горы и неспешно текущую меж ними реку.


Обессиленный, я опустился на грубый деревянный пол не очень надежного на вид строения, прислонился лбом к поручням и устремил взор на открывающиеся просторы. Ветерок перебирал мои волосы, охлаждал разгоряченное подъемом тело, и уже почти сорвавшиеся с языка не самые лестные эпитеты в адрес пройденного пути погибли в накатывающих волнах умиротворения. Любая дорога, любые трудности и неудобства стоили этого момента. Облака разошлись, и долина внизу озарилась золотистым сиянием солнца.

Во всей этой идиллии был лишь один раздражающий фактор: где-то далеко внизу в одном из многочисленных домов города кто-то очень громко пел в караоке. Очень. Громко. Настолько громко, что его прекрасный и мелодичный голос преспокойно долетал до вершины горы, на которой мы пытались остаться наедине с природой. Спасибо тебе, неизвестный азиатский Меладзе, ты скрасил наше пребывание на обзорной площадке непередаваемой музыкальной атмосферой!


Сполна насладившись потрясающим видом и, конечно, хорошей музыкой, мы начали спуск. Дождь давно перестал лить, но почва успела хорошенько размокнуть, так что обратный путь оказался не менее сложным, чем подъем. Но, к счастью, до подножия мы добрались без происшествий. Первым, кто встретил меня внизу, был чей-то козел. Он жевал траву и наслаждался жизнью. Взяв с него пример, я улыбнулся солнцу, и направился обратно в город, чтобы начать подготовку к следующему заезду. Впереди ждал Луангпхабанг.

Продолжение следует!..

Показать полностью 10
19

Миллион слонов и белый зонт. Часть 1

июнь-август 2018

Выражаю свою глубочайшую признательность моему верному другу и товарищу, Григорию Фальковичу, без чьей помощи и поддержки это удивительное путешествие не могло бы осуществиться. Вместе мы делили все радости и невзгоды порой довольно непростого пути по Юго-Восточной Азии, вытаскивали друг друга из передряг и поддерживали в трудную минуту. Вместе наслаждались красотами природы и величием творений рук человеческих. Благодаря этому я нашел источник вдохновения и после большого перерыва снова взял в руки перо. Надеюсь, что это лишь первый очерк из большого цикла о всевозможных путешествиях, ожидающих нас впереди. Поехали!

Вьетнамский пограничный пункт На Мео (Na Meo) встретил нас без особого энтузиазма. Некий крайне серьезный господин с четырьмя огромными звездами на каждом плече милостиво предложил нам присесть, в то время как сам он вместе со страдающим от жары и скуки коллегой занялся ленивой проверкой наших документов. Судя по выражению их лиц, эти достойные представители власти пребывали в глубоком убеждении, что чем реже они будут улыбаться, тем скорее продвинутся по службе.


Неукоснительно следуя этой важной установке, стражи границы сверили наши лица с фотографиями в паспортах, уточнили действительность въездного штампа и, наконец, отпустили нас с миром. Лишь в самый последний момент они неожиданно вспомнили о самом важном.


«Мотобайк?» – полетел нам вдогонку недвусмысленный вопрос. Ничего не оставалось, кроме как ответить утвердительно, обрекая себя на оформление новых документов и дополнительные траты. Но, как говорится, – dura lex, sed lex, так что вскоре в карманах таможенников осталось два хрустящих зеленых Гамильтона, а в наших стало на две официальные бумаги больше. Согласно правилам, заплатить можно и вьетнамскими донгами (нет, не дЕньгами, а дОнгами), но лишь увидев краем глаза исходящее из наших кошельков заветное изумрудное сияние, пограничный служащий напрочь забыл о существовании другой валюты.


Как только доллары перекочевали из рук в руки и удобно устроились в сейфе, таможенник поскучнел и тут же потерял к нам всякий интерес. Можно было двигаться дальше.


Проехав небольшое расстояние по нейтральной зоне, мы остановились теперь уже у лаосской заставы. Увидев европейские лица, человек за стойкой регистрации встрепенулся, бодро растолкал небольшую очередь из галдящих вьетнамцев и, располагающе улыбаясь, пригласил нас подойти. Для удобства общения из эфира материализовался вполне сносно говорящий по-английски лаосский джинн, а в наших руках оказалась новая пачка бумаг, требующих немедленного заполнения.


На самом деле, формальностей при въезде в Лаос не так уж много. Россиянам даже не требуется виза, и мне кажется, что Беларусь тоже была бы в льготном списке, если бы его неизвестный автор подозревал о существовании нашей маленькой картофельной утопии. Братьям коммунистам от братьев экс-коммунистов – привет!


Однако, страна в центре Европы должна привыкать к европейским капиталистическим стандартам – белорусам Лаос предоставляет туристическую визу на 30 дней. Разумеется, не бесплатно.


В тот день я заполнил много бумажек, сделал немало коротких записей, вроде «ФИО», «Номер телефона» и «Номер паспорта». Но опасность поджидала меня в самом неожиданном месте. Я понял это, когда мой взгляд споткнулся о, казалось бы, обычную строчку в анкете: «Профессия».


Сердце пропустило один удар, и я добрых несколько минут тупо смотрел на пустое место, силясь понять, что туда написать. Никогда еще я не сталкивался с экзистенциональным кризисом такого масштаба и внезапности.


Кто же я, на самом деле? Преподаватель? По образованию, но не по профессии. Переводчик? Увы, нет. Композитор? Хотелось бы, но не так все просто. Солдат? Пардон, но с этим покончено. Так кто же я?


И тогда я сделал то, о чем ни капельки не сожалею. Поддавшись спонтанному импульсу, я коснулся ручкой бумаги и в графе «Профессия» аккуратно вывел: «Писатель». Глядя на дело рук своих, я ощутил то, что, наверное, испытывают звезды мирового уровня, признаваясь со сцены в долго скрываемой нетрадиционной ориентации: легкий стыд и безмерное облегчение.


Так Лаос, сам того не подозревая, стал первой в мире страной, официально признавшей меня адептом пера.


Все еще находясь под впечатлением от случившегося, я на мгновение позволил тщеславию увести себя в сладкий мир грез о будущей карьере, откуда был немедленно возвращен к реальности до боли прагматичным голосом джинна-переводчика. Это сказочное создание, во всю пользуясь своими познаниями английского, убеждало нас, что виза стоит 40 хрустящих или четыре Гамильтона, тогда как нам было доподлинно известно, что реальная ее цена – 35 президентов.


Объяснение спонтанному скачку цен нам дали крайне логичное – сегодня воскресенье, а, значит, виза стоит дороже.


В такой ситуации полезно вспомнить старую русскую пословицу: клин клином вышибают. Вооружившись народной мудростью, мы изобразили крайнее удивление на лицах и принялись за то, что так любят в Лаосе – торговаться.


Вы когда-нибудь пытались сбить цену на визу у официального представителя страны на границе? Попробуйте, это уникальный опыт, доступный далеко не везде. Спустя несколько минут оборона противника была повержена, и справедливость восторжествовала – воскресенье, как известно, бог оставил для отдыха, а не для надувательства.


Выложив оговоренную сумму и прибавив к ней плату за транзит скутеров, мы, наконец, въехали в Лаос.


Лаосская Народно-Демократическая Республика превосходит Беларусь по площади на 30 000 км2, при этом в стране проживает всего 6,5 млн. чел. (9,5 млн – в Беларуси). Нужно ли говорить, что для азиатской страны такое соотношение крайне нетипично.


Цифры говорят сами за себя – достаточно лишь сравнить индексы плотности населения непосредственных соседей Лаоса: Камбоджи – 87 чел/км2, Тайланда – 130 чел/км2, Вьетнама – 273 чел/км2, Китая – 150 чел/км2 и Мьянмы – 74 чел/км2.

А теперь снова обратим наш взор на Лаос, где на квадратном поле со стороной в километр 25 застенчиво улыбающихся крестьян собирают урожай риса.


То, что разница не только в числах, стало понятно практически сразу после пересечения границы. Мы прибыли из страны вечной спешки и суеты – Вьетнама, и ощущалось это, как погружение в теплые воды спокойного озера после утомительной эстафеты.


Лаос – край медленной и размеренной жизни посреди гор, холмов и рисовых полей. Совершенно не случайно какой-то остроумный человек расшифровал официальное самоназвание страны – Lao P.D.R. (Lao People’s Democratic Republic) – как Lao: Please Don’t Rush (Лаос: Пожалуйста Не Спеши).


Спешить тут не получается не только из-за неторопливости жизни, но и из-за порой просто чудовищных дорог. Ближе к центру страны появляется более приличное полотно, но стоит чуть отклониться от основных артерий, и вы попадаете в кромешный ад мотоциклиста: размытые глинистые болота с грязью по колено или же каменистые костотряски, петляющие по бесконечным холмам и горам вдоль крутых обрывов, быстрых рек и водопадов.


На красоту природы смотреть некогда – лишь бы руль из рук не вырвало, да глушитель не отвалился (однажды это все же произошло). Представляются во время такой езды не райские картины тропической природы, а собственные кости ниже по склону.


Мы столкнулись с этой особенностью Лаоса сразу же после пересечения границы. Как говорится: с места в карьер. В самом буквальном смысле. Около 200 м после пограничной заставы дорога была еще хорошей. В конце этой дистанции располагался рекламный щит, посвященный государственному проекту постройки дорог. Помню, я еще задался вопросом, зачем он там нужен. Чуть позже мне стало ясно: чтобы все дальнейшее казалось не заброшенным бездорожьем, а объектом в процессе постройки.

И тебе привет, Лаос!

Однако, легче от этого не стало. Добрых пару часов мы со скоростью спортивного шага продирались по жутко размытой, грязной дороге, сначала очень медленно поднимаясь наверх, затем как можно медленнее спускаясь вниз. И так много-много раз.


После этого замечательного аттракциона, увидев спустя века начало твердого полотна, я чуть было не расплакался от счастья. Никогда не думал, что буду так восхвалять прекрасный, душистый, упругий и крепкий АСФАЛЬТ. Слава ему! К таким мыслям мне предстоит еще не раз вернуться впоследствии.

***

Несмотря на логистические трудности, довольно скоро стало понятно, что Лаос – очень красивая страна. Это относится в равной степени и к природе, и к людям. Каждой нации присуще наличие прекрасных черт, но после сухопарых и остроскулых вьетнамцев более дородные и круглолицые лаосцы оставили о себе исключительно приятное впечатление. Невозможно не упомянуть и красоту лаосок – природа постаралась на славу, выбрав гармоничное сочетание характерных для азиаток признаков.

Спокойствие и размеренность жизни вкупе с красотой и склонностью к сохранению традиций создают в Лаосе неповторимую атмосферу. Подобного не найдешь во Вьетнаме или Камбодже, и хотя бы ради этого стоит отправиться в путешествие по стране миллиона слонов.


Именно такое название территория современного Лаоса получила в 1353 году от короля Фа Нгума. «Королевство миллиона слонов и белого зонта», дословно – «Ланг Сон Хом Кхао». Спустя века европейцы переделали труднопроизносимое для них словосочетание в «Лао Сан», что впоследствии и превратилось в «Лаос». Но есть один нюанс.


Местные называют родину «Лао», и говорят на одноименном языке. Непонятно откуда появившаяся буква «с» объясняется, согласно одной из версий, чьей-то закрепившейся переводческой ошибкой. Так, «Royaume des Laos» («Королевство лаосцев») превратилось в «Royaume de Laos» («Королевство Лаос»).


Про французское наследие еще будет сказано отдельно, а пока вернемся к нашим слонам. Название, данное королем Фа Нгумом, не случайно. Издревле слоны играли большую культурную роль в жизни лаосцев, и, хотя их местная популяция на текущий момент бесконечно далека от миллиона (300-600 особей), слон по-прежнему находится в тесном взаимодействии с человеком. Эти отношения не из легких: на одной чаше весов располагается браконьерство и трудовая эксплуатация животных, на другой – культурное почитание, праздники и обширная государственная программа по их защите. Этот шаткий баланс не позволяет уверенно предсказать, сможет ли Лаос когда-нибудь снова соответствовать своему древнему названию.

Заложенная в нем символика вполне прямолинейна. Слон в буддизме традиционно символизирует мудрость, благоразумие и терпение. Белый семиступенчатый зонт – символ королевского достоинства. Некоторое время даже существовал специальный орден «Миллион слонов и белый зонтик Луангпхабанг». Он вручался за заслуги перед государством с 1909 по 1975 год. Эту награду получил французский президент Шарль де Голль, а также некоторые советские летчики, перевозившие в Лаос военные и гуманитарные грузы. Однако, как сообщают источники, последние получали лишь диплом, а за сам орден предлагалось заплатить. В 1975 году почетная награда оказалась погребена под обломками рухнувшей лаосской монархии.

***

Уставшие и с ног до головы перемазанные глиной, мы добрались до первой точки маршрута: места с громким названием «Город Победы», или Вьенгсай (Vieng Xai). Вокруг этого внешне ничем не примечательного населенного пункта располагается обширная система из 400 пещер в известняковых скалах. Именно здесь с 1964 по 1973 год укрывалось коммунистическое движение Патет Лао, противостоявшее роялистам и спасавшееся от американских бомбардировок.


В истории этот период получил название «Секретной войны». Стремясь уничтожить местное сопротивление и не допустить усиления вьетнамских коммунистов, США сбросили на Лаос по разным оценкам от 2 до 3 млн. тонн кассетных бомб – в среднем по 10 тонн на каждый квадратный километр и полтонны на каждого жителя. Это даже больше, чем было сброшено всеми сторонами во время Второй Мировой войны.

Пещеры Вьенгсай стали прибежищем для сопротивления на долгие 9 лет. В них укрывалось около 23 000 человек, в толще скал коммунисты устроили госпиталь, школу, штаб Патет Лао, магазин и даже театр.

Очевидцы тех событий рассказывают, что американские бомбардировщики реагировали на все, что движется, включая даже домашних животных. Сторонникам сопротивления приходилось работать в полях по ночам, готовить пищу они могли лишь в определенное время, постоянно боясь выдать себя дымом, а всех питомцев светлой окраски сразу же пускали под нож.


Все это мы узнали из на удивление хорошо выполненной аудиоэкскурсии, которая вместе с очень дружелюбным гидом сопровождала нас по пещерам коммунистов. Подобное уже встречалось во Вьетнаме: скрытый в толще скалы военный госпиталь, но масштаб здесь оказался намного серьезнее. Каждый из лидеров Патет Лао обладал своим комплексом пещер, включавшим спальню, рабочий кабинет, комнаты охраны, укрепленное бомбоубежище и гараж. Сейчас все эти многочисленные помещения пустуют, лишь кое-где установлены муляжи или реальные вещи живших там членов сопротивления. Из-за этой пустоты угнетающая атмосфера бетонных тоннелей только усиливается. До сих пор на стенах пещер можно увидеть выемки для тротиловых шашек, которыми день и ночь рабочие вгрызались в толщу горы, пока лидеры корпели над тактикой и стратегией.

Кошмар продолжался до февраля 1973 года, когда было подписано мирное соглашение между Патет Лао и роялистами. Однако уже в 1975 в результате переворота монархия была низвергнута, и красные пришли к власти, где и находятся по сей день.

Эхо «Секретной войны» не утихло до сих пор – по статистике каждый день в Лаосе кто-то погибает, нарвавшись на спящий в земле привет из прошлого. Многие территории страны непригодны для использования из-за неразорвавшихся американских бомб. Работы по обезвреживанию ведутся непрерывно, но, согласно оценкам саперных служб, потребуется еще как минимум 20 лет, чтобы очистить землю от пагубного наследия.


В декабре 2008 года в Осло началось подписание Конвенции по кассетным боеприпасам. Это международный договор, запрещающий их использование, передачу и изготовление. Конвенция была ратифицирована 30 странами, но крупнейшие их производители и обладатели – США, Россия и Китай – не пожелали отказаться от эффективного оружия.


Пещеры Вьенгсай утопают в ярком ковре красивых бордовых бегоний. Если хорошенько поискать, можно найти потрепанную временем табличку, на которой полустертыми буквами написано, что цветы – это напоминание о безвинно пролитой народом Лаоса крови. А в центре «Города Победы» стоит весьма любопытный памятник – лаосское трио, попирающее американскую бомбу.

***

Продолжение следует!...

Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!