МГИМО. Секреты военного разведчика

14 декабря этого года совместно с полковником ВДВ Владимиром Васильевичем Осипенко мы выступали перед студентами и преподавателями МГИМО (Московского государственного института международных отношений) с рассказом об Афганистане, о традициях местных жителей, о специфике подготовки разведчиков к работе в этой стране, о методике проведения переговоров и о многом, многом другом.

Предлагаю Вашему вниманию кое-что из того, что я рассказывал на этой встрече. Некоторые из этих историй я уже рассказывал в своем романе «Шелковый путь (записки военного разведчика)», но без особых подробностей. А, как известно, самое интересное кроется именно в мелочах.

МГИМО. Секреты военного разведчика Александр Карцев, Шелковый путь, Война, Афганистан, Авторский рассказ, Длиннопост

На фото: Мое возвращение после успешно проведенных переговоров с душманами сентябре 1988 года. Слева от меня в камуфляжном комбинезоне и с радиостанцией в руке стоит подполковник Вахид, начальник ХАД провинции Парван (положил руку мне на плечо; на следующий день после этого он приехал к нам на заставу, привез мне в знак благодарности комплект мужской афганской одежды и чадру — на добрую память), вокруг нас хадовцы, за нашими спинами две БМП с экипажами, которые в результате переговоров мы освободили из душманского плена.

1. Подготовка к афганской командировке

Во время моей подготовки к командировке в Афганистан мой наставник Александр Александрович Щелоков (известный советский писатель, военный разведчик, работавший в этой стране еще до ввода наших войск) рассказывал мне много интересного об обычаях и традициях афганцев, о Пуштунва́ли (или Пахтунвалай, или Паштунвалай) - неписаном своде законов, философии и кодексе чести пуштунских племён.

В том числе, о довольно интересной традиции «Хлебного братства». По словам Сан Саныча, если афганец поделится с тобой лепешкой (хлебом), ты становишься его «хлебным братом». После этого, если возникнет необходимость, он не раздумывая, отдаст свою жизнь за тебя. Потому что «хлебное» братство дороже кровного.

- Хорошая была традиция. Позволяла выбирать себе братьев - не по крови, а по духу. – Произнес задумчиво Сан Саныч. Но после немного театральной паузы с грустной улыбкой добавил. – Жаль, что эта традиция утрачена афганцами.

- А еще есть у них такое понятие, как «Восточный базар». Это когда покупатель заходит в лавку, дукан (духан по-местному) и спрашивает цену приглянувшейся вещи. Дуканщик не продаст товар такому покупателю. Или продаст втридорога. Потому что это плохой покупатель и плохой человек.

Хороший покупатель поздоровается, поинтересуется здоровьем. Спросит: как обстоят дела, как идет торговля? Пожелает удачи в делах и расскажет новости большого мира.

Вечером дуканщик расскажет эти новости своей жене. Жена приготовит ему вкусный ужин, и всю ночь будет любить своего мужа горячо и страстно. Потому что нельзя не любить такого умного и все знающего мужа. А утром, набирая из арыка воду в кувшин, жена расскажет услышанные новости своим подругам и соседкам. Соседки и подруги будут удивленно цокать языками и завистливо смотреть ей вслед.

За этот взгляд, за вкусный ужин, за жаркие страстные ночи дуканщик предложит покупателю самую низкую цену. Потом поторгуется и снизит её еще немного. Ибо так принято на Востоке. И останется с прибылью. Ведь без прибыли нет торговли.

В стране, где нет телевидения, а газеты продаются лишь в столице, новости можно узнать только от путников. Для них всегда открыта дверь дукана. А для правильных покупателей открыта и душа дуканщика.

В перерывах между занятиями всё наше общение с преподавателями велось исключительно на фарси. Помимо изучения быта, обычаев и традиций афганцев, меня учили подолгу сидеть на циновке (с моей травмой позвоночника это было совсем не просто) и азам военно-полевой хирургии, как правильно вести себя «за столом» и в гостях, и многому другому. Тому, что в дальнейшем не раз будет выручать меня в моей работе.

Напоследок Сан Саныч подарил мне книгу афганских сказок и легенд. По его словам, в сказках хранится душа и ключ к пониманию любого народа. Из сказок можно узнать о народе, его обычаях и традициях гораздо больше, чем из любых справочников по этнографии.

МГИМО. Секреты военного разведчика Александр Карцев, Шелковый путь, Война, Афганистан, Авторский рассказ, Длиннопост

На фото: подарок Сан Саныча Щелокова. «Афганские сказки и легенды» (Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы. Москва. 1972 год. Перевод с пушту).


Сан Саныч не раз повторял мне девиз Рихарда Зорге: «Чтобы узнать больше, нужно знать больше других. Нужно стать интересным для тех, кто тебя интересует».

- Если ты будешь интересен афганцам или будешь обладать полезными для них навыками, тебе будет проще наладить с ними нужные контакты. Думай на несколько ходов вперед. И всегда помни, на нашей войне побеждает не тот, кто перевоюет противника, а тот, кто его передумает.

Александр Карцев, http://kartseveu

(продолжение следует)