2

«Между нами была преграда» — Русско-мусульманские отношения (XIX век, эпоха Александра II)

К середине XIX века Российская империя уже полностью подчинила себе Кавказ. Народы, жившие на этих землях — татары (азербайджанские тюрки), чеченцы, аварцы, лезгины и другие — теперь считались подданными царя. Но быть подданным и быть равным — не одно и то же.

«Закон царя — один, закон Аллаха — другой»

В одном из бакинских махаллей (религиозная и культурная община) только что закончилась вечерняя молитва. Старый мулла, опираясь на посох, сказал собравшимся:

— Мы — рабы Аллаха, а эти русские хотят навязать нам свои законы.

Российская власть стремилась захватить не только землю, но и умы. Русский язык стал официальным. В судах больше не действовал шариат — применялись имперские законы. В школах преподавали русские учителя, восхваляя православную веру.

«Приговор звучит на непонятном языке»

Мусульманское население, особенно в деревнях, воспринимало новую систему управления как чужую и далёкую. Вот крестьянин на суде — переводчик переводит его слова, но он не верит в справедливость:

— Как может судить меня тот, кто даже не понимает моего языка?

«Между двумя мирами были и мосты»

Но отношения не ограничивались только враждебностью. Просветители — такие как Гасан бей Зардаби и Мирза Фатали Ахундов — верили: можно перенять русскую культуру и науку, не теряя своей самобытности.

В Тифлисе русский учитель в русско-мусульманской школе обучал азербайджанских подростков математике и истории. В их глазах появлялся свет — они видели в учителе не врага, а носителя знаний. Это вселяло надежду.

«Одни брались за перо, другие — за оружие»

Некоторые мусульмане стремились к переменам через образование, другие — через сопротивление. Память о Шамиле в Дагестане оставалась живой. Российская власть отвечала на недовольство смесью: подкупом, насилием и «культурной политикой».

Эпоха вопросов и надежд

В эпоху Александра II русско-мусульманские отношения были сложными и противоречивыми:

  • С одной стороны — попытка ассимиляции,

  • С другой — стремление сохранить идентичность,

  • А посередине — надежда на мост между двумя мирами.

Это было не просто противостояние народов, а внутренняя борьба в душе человека:
«Кто я — подданный царя или раб Аллаха?..»

это интересные фрагменты того времени, как строились отношения между русскими и мусульманскими народами.