Между мыслями и делами...

Вас не умиляет ситуация, где люди, неплохо зная о том, что для того, чтобы не быть голодным достаточно бросить семя в землю и обеспечить довольно примитивный уход за ним, тем не менее скудно питаются и умирают от голода? Причем, земли, где можно бросить семена навалом! Как это так? Лень? Или что-то связывает свободу людей содержать себя в сытости?


Между смыслами и делами стоят способности и ресурсы. Смыслы и способности можно назвать душой, а ресурсы и дела – телом любой социальной реальности, в том числе и власти, по поводу которой, напомню, мы и собрались.


Представьте теоретический ноль – мгновение, до которого не было людей в современном виде, и после которого они начались. Мы называем его теоретическим, потому что не имеем возможности непротиворечиво описать его. Однако, это мгновение в реальности обязательно имеет место быть и чтобы избавиться от всех логических препятствий на пути к его описанию, нам нужно дать исчерпывающее определение человека в современном виде, а тут проблема – мы имеем дело с категорией, которая мыслится в развитии. Она не абсолютна, т.е. определение можно дать лишь по состоянию на какой-либо конкретный момент.


Нам это не нужно и для наших целей вполне достаточно, обывательски-интуитивного представления о современном человеке. Важен лишь признак, по которому имеет смысл отличать современных людей от досовременных – это способности, которыми они обладают.

Для нашей работы полезно понимать, какими способностями обладают или должны обладать, или не обладают люди, которые реализуют власть (их называют субъектами власти) и люди, по отношению к которым власть реализуется (их называют объектами).


Но, что мы имеем ввиду, когда произносим слово «способности»?


Это что-то, что присуще только живым? Но, мы, например, слышим, что фундамент способен выдержать, какую-то нагрузку, или, например, материал способен проводить электрический ток.

Мы понимаем, что способность имеет некую количественную меру. Можно предположить, что живое отличается от неживого тем, что живое способно изменять количественную меру способностей, а неживое не способно.


Мы понимаем, что когда говорим о способности, то речь идет, так или иначе об эксплуатации каких-либо свойств, следовательно мы говорим о процессах, а не о состояниях. О действующих процессах или о потенциальных?


Мы понимаем, что способности различны и даже можем назвать их виды, даже теоретически можем привести их исчерпывающий перечень. Но как описать природу способностей: что именно наполняет их содержанием? Тут есть прямое сходство с энергией, мы тоже можем сказать, что она есть механическая, электрическая, гравистатическая и т.д., можем измерить ее, можем даже выводить уравнения, которыми связаны их меры, но чем наполнена эта мера? Какова природа взаимодействий? Что есть заряд? Откровенно говоря, мы даже не уверены в том, что существуют слова/понятия/категории, с помощью которых можно описать ответы на эти вопросы.


С этими мыслями, отложим до времени в сторону наши рассуждения, мы обязательно к ним вернемся и даже будем вынуждены их обострить.


Ресурсы.


В прошлом посте мы говорили, что являемся сторонниками той точки зрения, согласно которой весь предметный мир можно условно разделить на инструменты (все, с помощью чего реализуются смыслы) и на материалы (то, из чего сделаны инструменты).


Еще, мы предполагали, что инструменты создаются благодаря накопленным знаниям. Далее, получается замкнутый круг: с помощью созданных инструментов накапливаются большие знания, на основе которых с помощью имеющихся инструментов создаются более совершенные инструменты, дальше еще большие знания и более совершенные инструменты и т.д.


Есть интересное методическое следствие: наше утверждение, опять же предполагает нулевой момент, до которого ни знаний, ни инструментов, ни ресурсов не было и после которых они начались. Интересно, каким был человек во время этого нуля? Насколько близко он был к такому, которого мы называем современным.


Знания, инструменты и материалы вместе называются ресурсами. Ресурсы обусловлены смыслами и вне их не существуют.


Просматривается любопытная связь: больший объем знаний ведет к большему объему ресурсов.


Отдельно нужно сказать об умениях: это функция от способностей, знаний и опыта. Над совершенствованием умения не работают, оно – автоматическое следствие трех вышеперечисленных причин. Можно предложить вывод: чем совершеннее умения, тем совершеннее действия.


Отметим очередной любопытный момент: человек, полностью подпадает под определение инструмента и чем большими умениями он владеет, тем более совершенным инструментом он является. Следовательно, на человека, вполне, можно смотреть как на ресурс.


Возвращаясь к началу поста, переформулируем вопрос: каких ресурсов не хватает людям, чтобы содержать себя в сытости? Можно развернуть формулу вопроса на любой дефицит, который мы ощущаем. Этот вопрос проходит самой жирной красной нитью через все наше исследование, можно сказать, что он сшивает его)..


Мы почти закончили вводные к нашей работе, остается еще один пост, который мы посвятим тому, что мы называем человеком и тому, что мы называем властью. В этой связи мы хотим сказать, что вводные, это не просто что-то временное, использованное, затем на ветер выброшенное, чтобы потом стать забытым и похороненным. Наше исследование ведется в рамках более общего проекта, где каждому элементу упомянутому во вводных будет посвящена отдельная книга, в которой мы скрупулезно рассмотрим каждую мельчайшую подробность и постараемся вскрыть каждую, даже едва неуловимую связь. Но, всему свое время.