Место богослужебных собраний секты скопцов

Вместе с учением скопцов, необходимо рассмотреть и их место богослужебных собраний, которые именовались «кораблями». Каждый корабль в управлении и отправлении богослужения совершенно независим от других. Отрицая священство, как противоречащее идее о всеобщем священстве, на практике, они, тем не менее, не избежали иерархии. В каждом корабле, существовали особые лица, которые являлись носителями благодати и совершителями богослужения. Первое и самое главное место принадлежит кормщику корабля, которого называли учителем, Христом и т.д. Кормщик в своем корабле является лицом неограниченным по власти. Он же сосредоточивает в своем лице все главнейшие обязанности, касающиеся веры и нравственности. Заботясь о чистоте веры, он должен был также заботиться и о приращении своего корабля. Каждый кормщик считает своим особенным долгом совращать православных в ересь, преимущественно мужчин, и воспитывает одного из двух мальчиков, которые впоследствии могли бы занять его место.

Являясь блюстителем веры, каждый кормщик отличался от единомышленников строгим поведением, воздержанием в пище и питии. Наконец, кормщик есть управитель и совершитель богослужения в своем корабле. Он определяет время богослужебных собраний, дает распоряжение относительно порядка, в каком должны следовать различные виды богослужения. В качестве священнодействователя кормщик должен, собирать сектантов в круг и читать им книгу «Евангел», и прорекать им про житье-бытье Христово.

Чтобы стать кормчим, необходимо было подвергнуться особому обряду посвящения. Прежде вступления, кандидат должен был явиться в Петербург, где лжеискупитель лично вручал новоизбранному крест и платок. Вслед за этим следовало благословение обеими руками новоизбранного. Тут же слуги искупителя дарили новопоставленному кормщику волосы с головы Селиванова и его особое послание. Утвержденный таким образом в своей должности новый кормщик возвращался в свой корабль и уже здесь давал присягу всему собранию, чтобы ему поклонялись и веровали.

Второе место в иерархии скопцов принадлежит «кормщице» корабля, именуемой пророчицей или богородицей. Ее значение было велико:

- она мать и предводительница целого корабля;

- во время богослужения она занимает первенствующее место;

- вместе с кормчим она разделяет функции управления общиной;

- в случае смерти кормчего она остается единственной неограниченной управительницей всего корабля.

Кроме этого, ей главным образом предоставлено право принятия новых членов в секту. Она также воспитывает у себя несколько молодых девушек, которые могли бы со временем складно пророчествовать, а в ее случае смерти какая-нибудь из них могла бы занять ее место.

Следующим важным человек в корабле был личный помощник кормчего. Также и кормщицы есть такая помощница. Их основные функции помотать во всем своим господам, передавать их волю, беспрекословно выполнять их приказания. Таким образом, кормщик и его помощник, кормщица и ее помощница составляют иерархию скопцов.

Также, при каждом корабле есть свои архангелы, ангелы, апостолы, проповедники, пророки и пророчицы. К сожалению, по недостатку данных, мы не имеем возможности представить полного перечня всех этих священных лиц скопческой иерархии, равно как не имеем никакой возможности точно определить и обязанности каждого из них в отдельности. Доподлинно известно лишь то, что скопцы стремились приурочить внешнее устройство своих кораблей к устройству апостольской церкви.

Остальных членов корабля именуют либо народом божиим, либо корабельщиками. Все они принимают активное участие в богослужении: они радеют, поют песни, а некоторые даже пророчествуют. Впрочем, это право принадлежало не всем. Прихожане делились на три особых разряда:

- первый и низший разряд. К ним относились те корабельщики, которые участвуют только в простых беседах;

- второй и средний разряд. К нему относятся те, которые допускаются на обыкновенные радения;

- третий и высший разряд. К ним относятся те, которые допускаются на все вообще богослужебные собрания.

Что же из себя представляет сам корабль? По сути, служат скопцы в подпольях, вырытых под большой избой местного богатого члена секты. Также, часто использовались землянки в лесу. Такая конспирация была необходима для того, чтобы посторонние не могли слышать стука, производимого ногами, и пения и гоготанья, происходящего во время скаканья и кружения.

Во времена относительного спокойствия, для своих радений скопцы использовали особые дома, представляющие собой церковь из сруба кипариса, аниса и барбариса. Эти дома уже называли «сионскими горницами», в ознаменование той сионской горницы, где апостолы получили Святого Духа. Посреди двора этого «храма» был некий тайник, служащий убежищем в случае опасности. Окна молельного дома почти постоянно были закрыты ставнями, для того, чтобы посторонние не могли увидеть происходящего внутри. При совершении радений дом всегда был обставлен охраной.

Внутренность молитвенного дома скопцов могла поразить своей пустотой. Чаще всего, это была обширная комната на 50 - 100 человек, рассчитанная на то, что все посетители смогут спокойно предаваться религиозным пляскам. Были в этой комнате несколько лавочек, стоящих вдоль стен. Другой мебели не полагалось, кроме единственного стола посреди комнаты, на котором всегда находятся крест и евангелие. В богатых кораблях, кроме этой мебели находились еще кресла, на которых восседали кормщик, кормщица и другие влиятельные лица.

Молитвенная комната у скопцов в большинстве случаев разделяется перегородкой на мужскую и женскую половины. Полы в комнате всегда содержались в чистоте, иногда устилались холстами. На потолке делалось окно. Оно служило с одной стороны, вентиляцией комнаты; с другой - удобной лазейкой на чердак. К потолку вешали люстру, напоминающую паникадило в храме. На стене всегда висел портрет лжеискупителя.

Есть описание этого портрета историком Надеждиным: «Селиванов на нем был изображен стариком в темно-голубом или зеленом халате, с черным соболиным воротником, с белым галстуком на шее и повязанным большим бантом. Он сидел в кресле, положив свою правую руку на красный стол с одной ножкой, на котором изображается корзинка с веткою винограда и двумя персиками». Этому портрету, скопцы молятся, потом крестятся и прикладываются. Рядом с его портретом висят портреты Акулины Ивановны, в образе императрицы Елизаветы Петровны; и конечно же Александра Шилова.

Еще, стены моленных комнат украшались разными картинами, религиозно-нравственного содержания. Можно привести список картин, пользовавшихся особой популярностью:

- картина «Распятие плоти», или как ее еще называли распинающийся монах. На картине изображается распятый на кресте отшельник с замком на устах, с светильниками в руках и обнаженным сердцем на груди. Справа изображалась плоть в образе дьявола, стреляющего в него из лука. Сам сатана смотрит на него с жезлом в руках, налево мир в образе вооруженного всадника с турецкой чалмой на голове, с жезлом в одной руке, и с соколом в другой. Жезл опутан свитком с надписью «сниди со креста». Вверху Спаситель с двумя ангелами, внизу ад, наполненный грешниками и гроб – с львиной головой.

- картина «Истинное изображение покаяния». На картине изображается Христос в виде доброго пастыря, держащего в руках овцу. Его окружает сонм ангелов, из которых одни пляшут, другие плещут руками, третьи играют на гуслях, на свирелях, на скрипках. Внизу картины царь Давид пляшет с арфой в руках, а пророки и апостолы плещут руками. Вверху картины над Христом надпись: «обретох погибшую овцу», внизу – «тако радость будет на небеси о единем грешнике кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния».

- картина «Излияние благодати». На картине изображен отрок в белой рубашке с поднятыми к небу руками. На него изливается благодать Святого Духа в виде голубя.

- картина «Всевидящее око». На картине изображается око, с парящими окрест ангелами в трех кругах, а внизу рукоплещущие Адам и Ева.

Далее, стоит отметить, что скопцы мало почитают иконы, говоря, что у них есть живые святые. Они в принципе не отвергают иконопочитания, но отвергают его в смысле православного иконопочитания. Однако, помимо портретов и картин, каждая моленная комната, имеет несколько икон, в основном это: икона Троицы, Казанская икона Пресвятой Богородицы, Ее иконы «Всех скорбящих Радость» и «Одигитрия», икона свят. Николая Мир Ликийских чудотворца. Находятся иконы здесь потому, скопцы при совершении чинопринятия в свое общество пользуются ими. Воздавая поклонение православным иконам, хлысты и скопцы отнюдь не всегда усвояют им символическое значение; напротив, с лицами, изображаемыми на иконах, они нередко соединяют те же представления, какие привык соединять с ними вообще необразованный народ.

Есть также у скопцов особый чин освящений молельного дома, который, впрочем, используется не везде. Так, например, освящение такого дома, описывает в своей исповеди Преображенцев: «в десять часов ночи, -говорит он, - все члены корабля собрались во вновь устроенный дом. Среди комнаты поставили стол, покрытый белой скатертью. На столе крестообразно разостланы две спустившиеся своими концами на пол веревки, на которые положили большой медный крест. Рядом стоит чаша со святой водою. Началась, по обычаю, беседа.

В то время, когда сектанты пели, так называемую, «молитву Иисусову» в третий раз, начальница корабля перевязалась своею веревкой, взяла со стола медный крест и чашу со святой водой. При следующем пении молитвы , начальница окропила святой водою стены дома, и всех присутствовавших в нем. Далее четыре неженатых молодца взялись за концы лежавших на столе веревок и, приподняв их вверх, держали их в таком крестообразном положении над головою начальницы, занявшей место стола, который этим временем был унесен из комнаты. Вокруг них тут же образовался корабль из пророков, которых в свою очередь окружил новый корабль, состоявший из простых людей. Устроившись таким образом, они приступили к радениям под пение песни. По окончании радений, продолжавшихся около полутора часа, круги разомкнулись, начальница взяла обе веревки и, перевязав ими двух пророков, отправила последних прорекать частную судьбу. На следующий день, в знак торжества у начальницы корабля был устроен общий обед.

Существуют у скопцов и другие торжества. Так, например они отмечают:

- престольные праздники тех православных храмов, к которым они приписаны как прихожане;

- общие православные праздники, на которые совершаются крестные ходы

- празднование в честь прибывшего в корабль особого гостя.

Таким образом, радения скопцы совершают в дни православных праздников, точнее в ночь на этот день. Существует и особый праздник, именуемый днем «годового радения», отмечается в июне. Про 15 сентября было уже сказано выше (день, когда был высечен их искупитель).

Возникает вопрос, почему же радения скопцы совершают ночью. Причин минимум две. Об одной из них – чтобы не привлекать лишнего внимания, мы уже говорили. Вторая же, завязана с учением, согласно которому, ночное моление учреждено Самим Спасителем и заповедано всем Его последователям. Есть и еще одна причина. Обыкновенно, в денб православного праздника отменялись все работы. А так как на следующий день выходной, значит, есть много свободного времени как для совершения своих неистовых кружений, так и для отдыха после них.

Для совершения радений, скопцы чаще всего одевались в белые холщевые рубашки с широкими рукавами, похожие на длинные балахоны, символизирующие их веру в то, что они апокалипсический народ. При этом, белый цвет означал душевную чистоту. Некоторые члены секты, обычно учителя, опоясывают балахоны золотым поясом. Мужчины, кроме этой белой рубашки, надевают еще и белые подштанники. Женщины поверх рубашки надевают белый сарафан, а голову украшают особым колпаком, обвязанным белым платком. На шею обычно кладут белые косынки. Во время богомолений все остаются босые, некоторые общины иногда надевают чулки.

Одевшись таким образом, каждый сектант в правую руку берет восковую зажженную свечу, символизирующую апокалипсический финик. В левую руку они берут белый платок, означающий защиту от злых злодеев. Чаще всего, этим платком они вытирают пот, который градом льется с лица во время радений. Далее каждый кормщик и каждая кормщица корабля, а также и те из сектантов, которые удостоились получить пророческий дар, перевязываются крестообразно веревкой. Она имеет для них подобие диаконского ораря. При этом, скопцы верят, что этот наряд «убор божий», который шьет сама богородица на небе, и потом его приносят с неба сами херувимы и серафимы. Именно поэтому сектанты верят, что в этих одеяниях они уподобляются небожителям. По их мнению, моление в этой одежде является необходимым условием приятия их молитвы.

Читайте далее "Характер и составные части богослужения скопцов"