Марсель Пруст "В поисках утраченного времени"

Именно этому произведению Марсель Пруст посвятил всю свою жизнь: этот цикл романов он писал до самой своей смерти и, лишь надиктовав (поскольку уже не мог вставать с постели) последние строчки, наконец, отпустил себя. "В поисках утраченного времени" не просто роман: он открыл новый взгляд на память, время, мир. Все последующие писатели либо принимали его видение, либо спорили с ним, но противиться его влиянию не могли.

Марсель Пруст "В поисках утраченного времени" Обзор книг, Копирайтинг, Литература, Что почитать?, Писатели, Длиннопост

Марсель Пруст родился в конце XIX века, но свои романы он написал в начале XX. Это время модернизма: время, когда все традиционные решения найдены, но они не удовлетворяют человека той эпохи. Поиск новых форм происходил из потребности поиска себя в этом меняющемся мире. И Пруст предлагает свой выход.

Главные темы рома - это время и память. Марсель Пруст сознательно создает такой текст, который, словно время медленно обволакивающе течет вперед: либо мы погрузимся в эти строчки и проживем их вместе с героем, либо упустим, так и не найдя своего места в нем.

Пруст показывает, что главное — это не Абсолют, а субъективный взгляд конкретного человека, с его мировоззрением, восприятием и, конечно, памятью. Именно память играет ключевую роль в его произведениях, она инструмент с помощью, которого мы можем пройти свой жизненный путь, через ее линзу воспринимаем настоящее и обретаем себя.

Один из сквозных приемов его романов, который позволяет утвердить превосходство субъективного — это одушевление неодушевленного. Очень ярко это выражено в самой известной сцене романа с пирожным Мадлен:

«...В то самое мгновение, когда глоток чаю с крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул, пораженный необыкновенностью происходящего во мне. Сладостное ощущение широкой волной разлилось по мне, казалось, без всякой причины. Оно тотчас же наполнило меня равнодушием к превратностям жизни, сделало безобидными ее невзгоды, призрачной ее скоротечность, вроде того, как это делает любовь, наполняя меня некоей драгоценной сущностью: или, вернее, сущность эта была не во мне, она была мною. Я перестал чувствовать себя посредственным, случайным, смертным. Откуда могла прийти ко мне эта могучая радость? Я чувствовал, что она была связана со вкусом чая и пирожного, но она безмерно превосходила его, она должна была быть иной природы. Откуда же приходила она? Что она означала? Где схватить ее? Я пью второй глоток, в котором не нахожу ничего больше того, что содержалось в первом, пью третий, приносящий мне немножко меньше, чем второй. Пора остановиться, сила напитка как будто слабеет. Ясно, что истина, которую я ищу, не в нем, но во мне».

Даже самые мелкие и незначительные события, ощущения, воспоминания делают нашу жизнь НАШЕЙ, создают ее. Именно через эти события, время и память мы обретаем наше прошлое и будущее. А окружающий мир живет только в наших глазах: без нас и нашего сознания его бы не было.