Людям далёкого прошлого постоянно пробивали голову

Люди далёкого прошлого часто получали травмы головы, но часто жили достаточно долго, чтобы эти травмы зажили. Таков результат исследования, в ходе которого были проанализированы двадцать черепов возрастом 350 000 лет из пещеры в Испании. Исследование также показало, что выздоровление не было неизбежным – несколько человек в пещере, по-видимому, умерли в следствие сильных ударов по голове.

Людям далёкого прошлого постоянно пробивали голову Исследования, Травма, Череп, Испания, Длиннопост

Добро пожаловать в Яму костей


Около 350 000 лет назад глубоко в пещерной сети на территории нынешней Северной Испании останки по меньшей мере 29 человек каким-то образом оказались на дне шахты глубиной 13 метров. Палеоантропологи обнаружили тысячи костных фрагментов, которые составляют частичные скелеты по меньшей мере 29 представителей вида гомининов под названием Homo heidelbergensis [Гейдельбергский человек], который, возможно, был общим предком нашего вида и неандертальцев.


В яме, названной Сима-де-лос-Уэсос, нашли останки ископаемых людей разных возрастов и полов. Палеоантропологи до сих пор спорят, была ли яма местом захоронения или просто местом, куда кости попали с паводковыми водами.


Палеоантропологам удалось восстановить частичные черепа по меньшей мере 20 из этих давно умерших гоминидов, и большинство из них, по-видимому, перенесли (и выжили!) сокрушительные удары по голове. Семнадцать из 20 черепов из Сима-де-лос-Уэсоса имели признаки травмы, называемой вдавленным переломом черепа – подавляющее большинство переломов черепа были старыми ранами, которые зажили задолго до того, как люди умерли.


Когда тупой предмет – что-то вроде камня или бейсбольной биты – ударяет по черепу человека, он может вдавить внутрь небольшой участок кости, если сила удара сосредоточена на относительно небольшой площади. В худшем случае сломанная костная пластина может оказать давление на мозг, или перелом может оставить мозг подверженным воздействию бактерий извне. Однако если ни того, ни другого не происходит, вдавленные переломы черепа обычно заживают сами по себе. Именно это и случилось с большинством ранних людей, чьи останки, оказались в Сима-де-лос-Уэсосе.


Когда антрополог Нохеми Сала из Испанского Национального центра исследований эволюции человека [Spanish National Research Centre for Human Evolution] и её коллеги исследовали фрагменты черепа с помощью микроскопа и компьютерной томографии, они заметили, что 17 из 20 частичных черепов имели по крайней мере одну небольшую круглую вмятину на поверхности. Вмятины были маленькими и неглубокими – менее 2 сантиметров в ширину. По мере того, как переломы заживали, кость перестраивалась по краям переломов, округляя острые края сломанной кости. Другими словами, эти ранние люди явно пережили незначительные травмы головы.


На некоторых черепах виднелись следы по меньшей мере 10 заживших переломов, что наводило на мысль о том, что их бывшие владельцы были либо очень яростными, либо очень неуклюжими (а возможно, и тем и другим).

Людям далёкого прошлого постоянно пробивали голову Исследования, Травма, Череп, Испания, Длиннопост

Изображение: Sala et al. 2022


Травма головы за миллионы лет


Что происходило в плейстоценовой Испании, что привело к тому, что у ранних людей так часто повреждалась голова? Ничего такого, чего не происходило бы в других местах, по словам Салы и её коллег.


"Этот тип нефатального поражения относительно распространён в палеолитической летописи окаменелостей", – писали они. Зажившие переломы, подобные тем, что были в Сима-де-лос-Уэсосе, появились на черепах ранних представителей нашего рода, таких как Homo erectus, а также у неандертальцев и представителей нашего собственного вида. Но яма Сима-де-лос-Уэсосе редкое явление, потому что она даёт нам возможность изучить целую группу гомининов, а не просто несколько изолированных особей. Это означает, что палеоантропологи, такие как Сала и её коллеги, могут получить представление о том, насколько распространены были такие травмы.


Оказывается, небольшие переломы черепа были обычным явлением 350 000 лет назад и, по-видимому, были фактом жизни почти для каждого. Даже у самых молодых членов группы в Сима-де-лос-Уэсос было несколько уже заживших переломов, что наводит на мысль о том, что все с юных лет вели бурный образ жизни. Мужские и женские скелеты в Сима-де-лос-Уэсосе имели примерно равное количество заживших переломов, что говорит о том, что мужчины и женщины сталкивались с одними и теми же опасностями примерно с одинаковой частотой.

Трудно точно сказать, что это были за опасности, хотя мы, конечно, можем сделать некоторые разумные предположения: драки с другими ранними людьми, падения на камни или столкновения с дикими животными.


Большинство заживших переломов были в уязвимых частях черепа: в тех местах, где кость покрывает только скальп, а не мышцы. В остальном раны были разбросаны по черепам без какой-либо чёткой закономерности, свидетельствующей о том, что могло произойти. Антропологи часто распознают боевые травмы по их местоположению; например, если вы держите дубинку в правой руке и замахиваетесь ею на другого человека, ваш удар, скорее всего, придётся ему на левую сторону. Но если вы просто бросаете камни в другого человека, то расположение полученных травм выглядит беспорядочно.


"Мы не исключаем, что посмертные травмы могли быть вызваны ударом таких снарядов, как камни, приводя к беспорядочным паттернам [повреждений] черепных зон и тому, как это отразилось на пострадавших," – писали Сала и её коллеги.


История насилия


Сима-де-лос-Уэсос определённо предоставляет доказательства насилия в плейстоценовой Испании. Почти на половине черепов в яме виднелись следы травм, нанесённых примерно в момент смерти, когда кость была ещё свежей, но не успела начать заживать.


В одном выдающимся случае, смерть наступила с двумя вдавленными переломами лба, по-видимому, полученными разными ударами одного и того же орудия. "Размеры и контуры двух вдавленных переломов оказались почти неразличимыми, включая наличие аналогично расположенной выемки в контурах обоих переломов, – писали Сала и её коллеги, – что наводит на мысль о том, что оба перелома были вызваны одним и тем же объектом". Это, как выразились Сала и её коллеги, было "явно не случайно".


У шестерых других были проникающие переломы спины и основания черепа примерно в момент смерти. Это достаточно последовательная картина, чтобы предположить преднамеренное насилие. А у двух других черепов были вдавленные переломы, оба на левой стороне, что, по словам авторов, "сопоставимо с травмами, связанными с насилием" – вспомните пример с праворуким камнеметателем, приведенный выше.


В конце концов, то, что фактически демонстрирует нам Сима де лос Уэсос, имеет меньше общего с распространённостью насилия (или даже опасности споткнуться) в раннем плейстоцене. Яма имеет больше общего с видами травм, которые люди, скорее всего, переживали, чем с теми, которые они не пережили.


Источник

Лига археологов

475 постов1.8K подписчиков

Добавить пост