Лисистрата - героиня античной комедии как символ современного феминизма
За океаном продолжают кипеть страсти вокруг победы Дональда Трампа - кандидата от республиканской партии и экс-президента Соединенных штатов (2017-2021). С точки зрения российского обывателя нам с вами особой разницы нет кто будет возглавлять США следующие несколько лет, однако с точки зрения внутренних процессов, происходящих в Америке, наблюдать за последствиями итогов выборов довольно забавно.
Особенно интересно наблюдать за реакцией различных общественных движений, в частности движений феминистического толка, представители которых призывают отказаться от любой близости с мужчинами на те четыре года, пока Трамп будет находится в Белом доме. "Нет браку, нет близости, нет свиданиям, нет рождению детей" - гласят их лозунги, подсмотренные у южнокорейских феминисток, ставшие ответом на политику республиканцев в отношении абортов. "Если все эти мужчины голосуют против наших прав, они не заслуживают того, чтобы притронуться к женщине в течение четырех лет".
Вся эта ситуация, конечно, довольно интересная, но не уникальная и более того своими корнями уходит в античность, а значит вдвойне нам с вами интересна. В 415-413 гг. до н.э. афинский флот предпринял военную операцию по захвату Сиракуз - в историю это событие вошло под именем "Сицилийской экспедиции" и стало одним из важных этапов Пелопонесской войны (431—404 год до н. э.). "Сицилийская экспедиция" стала полнейшей катастрофой для Афин и обозначила переход военной инициативы к Спарте, вышедшей из вышеуказанного конфликта победителем. Афинская держава (Делосский союз) была уничтожена, а сама война ознаменовала конец золотого века Греции.
Реакцией на разгром "сицилийской экспедиции" стала комедия древнегреческого драматурга Аристофана "Лисистрата" - в своем творчестве Аристофан не раз обращался к данному конфликту, высмеивая в своих многочисленных образах саму суть проводимой Афинами политики. Острый социальный подтекст был и в "Лисистрате" в основе сюжета которой - усталость афинян от нескончаемых войн и поиск путей решения этой проблемы. Как вы уже догадались, с собственной инициативой выступает афинянка Лисистрата, предложившая женщин отказывать своим мужьям в исполнении супружеского долга до тех пор, пока война не закончится. Она собирает у ворот Акрополя представительниц разных греческих городов - коринфянок, спартанок, беотиянок и др., которые в конце концов дают клятву «не утолять желаний» до окончания войн. А заодно и захватывают сам Акрополь, где находилась казна, предназначенная для военных нужд.
Комедия Аристофана "Лисистрата" в современном прочтении студентов курса актерского мастерства Санкт-Петербургской академии театрального искусства (2018)
В ходе этой антивоенной кампании выясняется, что реализация плана Лисистраты породила за собой множество проблем - то и дело приходится отражать атаки афинских стариков, оставшихся в городе, а защитники Акрополя то и дело стараются под разными предлогами вернуться домой к своим мужьям. В конце концов необходимость перемирия доходит и до самой Лисистраты - все заканчивается миром и знатным пиром, а мужьям наконец разрешается забрать своих жен. Что же касается самой комедии, то для Аристофана "Лисистрата" является чуть ли не последней попыткой воззвать к миру (его прошлые произведения "Ахарняне" и "Мир", написанные ранее, также входят в т.н. антивоенный цикл Аристофана), но на сей раз носителями антивоенной риторики становятся женщины. И в этом одновременно и комедия, и трагедия "Лисистраты", ибо по словам исследователей «не было в Элладе ничего фантастичнее, чем женщины, вершащие государственные дела и решающие вопросы войны и мира», а состояние дел в Афинах приводит именно к таким решениям. По всей видимости Аристофан предчувствовал трагический конец Пелопонесской войны, потому старался передать собственное отношение к многолетнему конфликту со Спартой через трагические слова Лисистраты:
«Знай, для женщин война — это слёзы вдвойне!
Для того ль сыновей мы рожаем,
Чтоб на бой и на смерть провожать сыновей?»
Но, как говорится в известном изречении Георга Гегеля, «история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса». И ситуация, упомянутая в начале этого материала, скорее ближе к комедии - неслучайно, что и сами действующие лица признают свое родство с героинями "Лисистраты" (по крайней мере так считает "The Washington Post"). Вот такие дела.
А вам спасибо за прочтение! Еще больше интересных материалов в нашей группе "Бородатый Бард" Вконтакте!
Лига историков
18.4K постов54K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения