60

Лисистрата - героиня античной комедии как символ современного феминизма

За океаном продолжают кипеть страсти вокруг победы Дональда Трампа - кандидата от республиканской партии и экс-президента Соединенных штатов (2017-2021). С точки зрения российского обывателя нам с вами особой разницы нет кто будет возглавлять США следующие несколько лет, однако с точки зрения внутренних процессов, происходящих в Америке, наблюдать за последствиями итогов выборов довольно забавно.

Особенно интересно наблюдать за реакцией различных общественных движений, в частности движений феминистического толка, представители которых призывают отказаться от любой близости с мужчинами на те четыре года, пока Трамп будет находится в Белом доме. "Нет браку, нет близости, нет свиданиям, нет рождению детей" - гласят их лозунги, подсмотренные у южнокорейских феминисток, ставшие ответом на политику республиканцев в отношении абортов. "Если все эти мужчины голосуют против наших прав, они не заслуживают того, чтобы притронуться к женщине в течение четырех лет".

Лисистрата - героиня античной комедии как символ современного феминизма История (наука), Факты, Научпоп, Древняя Греция, США, Выборы, Античность, Познавательно, Длиннопост

Избранный американский президент

Вся эта ситуация, конечно, довольно интересная, но не уникальная и более того своими корнями уходит в античность, а значит вдвойне нам с вами интересна. В 415-413 гг. до н.э. афинский флот предпринял военную операцию по захвату Сиракуз - в историю это событие вошло под именем "Сицилийской экспедиции" и стало одним из важных этапов Пелопонесской войны (431—404 год до н. э.). "Сицилийская экспедиция" стала полнейшей катастрофой для Афин и обозначила переход военной инициативы к Спарте, вышедшей из вышеуказанного конфликта победителем. Афинская держава (Делосский союз) была уничтожена, а сама война ознаменовала конец золотого века Греции.

Лисистрата - героиня античной комедии как символ современного феминизма История (наука), Факты, Научпоп, Древняя Греция, США, Выборы, Античность, Познавательно, Длиннопост

Путь афинского флота на Сицилию

Реакцией на разгром "сицилийской экспедиции" стала комедия древнегреческого драматурга Аристофана "Лисистрата" - в своем творчестве Аристофан не раз обращался к данному конфликту, высмеивая в своих многочисленных образах саму суть проводимой Афинами политики. Острый социальный подтекст был и в "Лисистрате" в основе сюжета которой - усталость афинян от нескончаемых войн и поиск путей решения этой проблемы. Как вы уже догадались, с собственной инициативой выступает афинянка Лисистрата, предложившая женщин отказывать своим мужьям в исполнении супружеского долга до тех пор, пока война не закончится. Она собирает у ворот Акрополя представительниц разных греческих городов - коринфянок, спартанок, беотиянок и др., которые в конце концов дают клятву «не утолять желаний» до окончания войн. А заодно и захватывают сам Акрополь, где находилась казна, предназначенная для военных нужд.

Лисистрата - героиня античной комедии как символ современного феминизма История (наука), Факты, Научпоп, Древняя Греция, США, Выборы, Античность, Познавательно, Длиннопост

Комедия Аристофана "Лисистрата" в современном прочтении студентов курса актерского мастерства Санкт-Петербургской академии театрального искусства (2018)

В ходе этой антивоенной кампании выясняется, что реализация плана Лисистраты породила за собой множество проблем - то и дело приходится отражать атаки афинских стариков, оставшихся в городе, а защитники Акрополя то и дело стараются под разными предлогами вернуться домой к своим мужьям. В конце концов необходимость перемирия доходит и до самой Лисистраты - все заканчивается миром и знатным пиром, а мужьям наконец разрешается забрать своих жен. Что же касается самой комедии, то для Аристофана "Лисистрата" является чуть ли не последней попыткой воззвать к миру (его прошлые произведения "Ахарняне" и "Мир", написанные ранее, также входят в т.н. антивоенный цикл Аристофана), но на сей раз носителями антивоенной риторики становятся женщины. И в этом одновременно и комедия, и трагедия "Лисистраты", ибо по словам исследователей «не было в Элладе ничего фантастичнее, чем женщины, вершащие государственные дела и решающие вопросы войны и мира», а состояние дел в Афинах приводит именно к таким решениям. По всей видимости Аристофан предчувствовал трагический конец Пелопонесской войны, потому старался передать собственное отношение к многолетнему конфликту со Спартой через трагические слова Лисистраты:

«Знай, для женщин война — это слёзы вдвойне!
Для того ль сыновей мы рожаем,
Чтоб на бой и на смерть провожать сыновей?»


Но, как говорится в известном изречении Георга Гегеля, «история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса». И ситуация, упомянутая в начале этого материала, скорее ближе к комедии - неслучайно, что и сами действующие лица признают свое родство с героинями "Лисистраты" (по крайней мере так считает "The Washington Post"). Вот такие дела.

А вам спасибо за прочтение! Еще больше интересных материалов в нашей группе "Бородатый Бард" Вконтакте!

Лига историков

18.4K постов54K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения