Лишение водительского удостоверения на 1,5 года за уезд с места ДТП... которого не было?

Больше шести лет работаю водителем трамвая в Санкт-Петербурге. За время работы у меня было два ДТП:
1. Женщина не уступила дорогу на равнозначном перекрёстке.
2. Мужчина поехал на левый поворот, в то время как я следовал прямо. Он поворачивал с правого ряда (по правилам, там есть разрешающий знак) и его не особо смутило, что весь левый ряд остановился. Говорит, "думал успею, вы же только что на остановке были".
В обоих случаях приехавший экипаж ГИБДД осматривал на место ДТП не больше минуты, после чего говорил автомобилистам: "Пишите расписку". У трамвая безоговорочное преимущество перед любым безрельсовым транспортом, поэтому связываться с трамваем и пытаться что-то доказать - мероприятие крайне сомнительное. Если только трамвай не вылетел на красный сигнал или знак "Уступи дорогу", иными словами нарушил требования сигналов светофора и знаков приоритета.

До недавнего времени, за исключением этих двух случаев, ничего серьёзного не происходило - в основном различные мелкие нарушения должностной инструкции. Про недавний случай я и хочу рассказать, в заодно предупредить и объяснить, почему автомобилистам от общественного транспорта лучше держаться подальше и, по возможности, никоим образом ему не мешать.

Обычный майский день. Маршрут - самый загруженный в нашем парке, однако утренний час-пик уже закончился, а вечерний ещё не начался, поэтому ездили относительно спокойно.
Обычный перекрёсток; не самый приятный, но и не самый дурацкий по маршрутам нашего парка (если кому-то интересно: маршрут 60, перекрёсток ул. Маршала Казакова и ул. Котина, рядом с "Юноной").
Подъехал на остановку перед перекрёстком (из-за того, что трамвай положено обходить спереди, чтобы увидеть потенциально приближающийся встречный трамвай, почти все трамвайные остановки располагаются перед перекрёстком, а не за ним, как у автобусов или троллейбусов), совершил посадку-высадку пассажиров и тронулся от остановки, начав движение через перекрёсток. Так совпало, что на этот же сигнал светофора навстречу так же двигался вагон. Разъезжались мы с ним примерно на середине перекрестка и в момент, когда морда моего вагона высунулась из-за хвоста встречного, автомобиль, совершавший разворот, пропустив попутный трамвай и явно не ожидавший увидеть встречный, вознамерился завершить манёвр.

Лишение водительского удостоверения на 1,5 года за уезд с места ДТП... которого не было? Трамвай, ДТП, Нарушение ПДД, Водительские права, ГИБДД, ПДД, Авто, Длиннопост

Кривенькая схема для лучшего понимания

Водитель автомобиля тронулся, а моя рука рефлекторно дёрнулась тормозить. Контроллер водителя на новых вагонах податливый, тормоза хорошие - на небольшой скорости (~20 км/ч), когда сработал рельсовый тормоз, вагон хорошенько тряхнуло. Рельсовый тормоз - это электромагниты, расположенные между колёсными парами вагона, и служащие, по сути, системой экстренного торможения трамвая. Применить его можно разными способами, в том числе опустив рукоятку контроллера водителя до упора в тормозные позиции. Применять экстренное торможение я не собирался, просто рефлекторно дёрнул контроллер в тормозные позиции, а поскольку контроллер, как я упоминал выше, податливые, получилось как получилось...
Вагон достаточно резко сбросил скорость, людей в салоне хорошенько тряхнуло, столкновения не произошло, лицо без национальности за рулём соляриса, показав мне средний палец, гордо завершило манёвр и удалилось в закат. Выбегом укатившись за перекрёсток, я затормозил вагон и вышел в салон, убедиться, что никто не пострадал. Как оказалось, в салоне упала женщина лет пятидесяти, которая как раз зашла в вагон на предыдущей остановке и пока оплачивала проезд, не успела сесть или взяться за поручень. Следуя должностной инструкции, я предложил женщине медицинскую помощь (отказалась, как и на последующие два предложения), а так же сообщил о случившемся центральному диспетчеру службы движения. Поскольку в салоне упала женщина, произошедшее классифицируется как ДТП с пострадавшим, так что мне было велено оставаться на месте и ждать наряд ГИБДД. Выпустив не пожелавших дожидаться ГИБДД вместе со мной пассажиров, остался ждать. Пострадавшая тоже удалилась, не пожелав остаться и дать показания. К слову, прибывшие сотрудники ГИБДД сказали, ну ушла и ушла, бог с ней. Рассказали, как приехали на аналогичный случай к автобусникам, так там водитель пассажиров выпустил, а упавшую бабушку запер в салоне автобуса. Так бабушка чуть ли не в слезах бросилась на грудь прибывшим сотрудникам с мольбами отпустить её домой.

Сотрудники ГИБДД записали как всё было с моих слов, зарисовали схему ДТП и благополучно отбыли. Я доработал смену, написал объяснительную, на следующий день схлопотал депремирование на 70% за неаккуратный проезд перекрёстка. Чуть позже съездил в ГИБДД дать показания о произошедшим и тогда же узнал, что упавшая женщина обратилась в травму и у неё диагностировали перелом пальца на руке. Дознаватель (или кто берёт показания в ГИБДД? не очень разбираюсь) сказала, что будут искать водителя соляриса. Я пожелал им удачи и благополучно забыл об этом истории более чем на полгода.


Случай произошёл в мае 2023, а в декабре мне позвонили из Красносельского районного суда и попросили прийти и дать свидетельские показания по делу о ДТП. Я даже не сразу понял о чём идёт речь, но когда вспомнил, решил сходить и посмотреть как это всё вообще выглядит. Пострадавшая и водитель соляриса на заседание не явились (подозреваю, что он о нём и не знал), так что в зале суда был лишь я, судья и два секретаря. Меня попросили рассказать как всё было, потом мы посмотрели записи с камер вагона и городских камер, расположенных на перекрёстке. После судья зачитала приговор, согласно которому водитель соляриса с крайне трудновыговариваемой фамилией лишается удостоверения на право управления транспортным средством на 18 месяцев, а так же имеет право на апелляцию в десятидневный срок. Всё действо заняло от силы минут пятнадцать, я на дорогу до суда потратил больше. И интуиция мне подсказывает, что о своём лишении водитель узнает неожиданно...

Данная история стала для меня неожиданностью, т.к. я уже давно привык, что сотрудники ГИБДД закрывают глаза на многие мелкие нарушения автомобилистов по отношению к трамваю. К примеру, у нас все водители в курсе, что при отсутствии знака 5.15 "Движение по полосам" левый поворот или разворот следует совершать с трамвайных путей, а вот что при этом запрещено создавать помехи маршрутным транспортным средствам, двигающимся в данный момент по трамвайным путям, забывают... И ладно если водитель стоял на поворот, ожидая разрешающего сигнала светофора, и тут подъехал трамвай - я понимаю, что не всегда возможно предугадать. Но нет - перестраиваются прямо перед носом, иногда чуть ли не подрезая. Или о запрете совершения манёвров с зоне транспортных остановок, которые частенько находятся на проезжей части. Таких примеров масса, и с кучей этих мелких нарушений приходится мириться, т.к. никто ими заниматься не хочет.

Сотрудники ГИБДД, оформлявшие ДТП, то ли в шутку, то ли всерьёз сказали, что нужно было бить автомобиль, а не тормозить - было бы меньше мороки. И оглядываясь на свой предыдущий опыт, размышляя об историях, которые слышал от коллег, я начинаю думать, что в этой шутке есть доля шутки... Падение пассажира - это всегда серьёзно. Возникает куча вопросов к водителю, и может быть действительно проще несильно ударить автомобиль, нарушивший ПДД, и пускай водитель разбирается со страховой, выплачивает весьма неадекватные суммы за повреждённый трамвай? И уж по крайней мере не лишится водительского удостоверения за уезд с места ДТП, о котором и не подозревал.

p.s. Последнее время весь новый подвижной состав, приходящий в наш парк, оборудован системой "Cognitive Pilot". Данная система пока ещё не способна полноценно заменить водителя, но призвана стать для него подспорьем и облегчить работу (нет). Конкретно система контролирует проезд перекрёстков, скорость в местах ограничения (кривые или спецчасти - стрелки и крестовины), а так же возникновение неожиданных препятствий на пути следования трамвая - пешехода или автомобиль. Перед перекрёстками и кривыми, если водитель заблаговременно не снизил скорость, вагон тормозит довольно плавно, а вот на неожиданно возникшее препятствие реагирует гораздо жёстче - вплоть до полной экстренной остановки вагона. Так что современный трамвай способен уронить пассажира и без участия водителя, а виноватым в любом случае останется автомобилист, который, вполне вероятно, и не поймёт, что произошло. Поэтому пожалуйста, ради нашей общей безопасности, не подрезайте трамвай и не прижимайтесь во время движения к трамвайным путям - этим вы сильно облегчите нам жизнь, а себя убережёте от потенциальных проблем. :)

ДТП и Аварии

8.2K поста12.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Действуют общие правила Пикабу