Личный опыт преподавания математики #3

Даже не знаю, считать ли данный пост продолжением этого. На всякий случай оставлю ту же тему в заголовке.


Итак, я продолжаю работать в частной школе учителем математики и веду уроки в 7-9 классах.

Первая эйфорическая волна уже прошла, но до сих пор при любых мыслях о школе и о моих учениках я мысленно улыбаюсь, что меня очень радует. Надеюсь, так будет всегда, пока я там буду работать.


Прошло желание сравнивать эту школу с национальной сельской, в которой я работала раньше. Потому что эти две школы существуют в параллельных реальностях, а с одной из них я распрощалась, причем до такой степени, что обычно вспоминаю с легким содроганием и недоумением по поводу того, как я там оказалась. Хотя, с одной стороны, жалеть о своих решениях я не умею, а с другой - это был очень и очень ценный опыт, а также мощная вакцина от многих психологических переподвыподвертов.


Что интересного происходит в настоящее время и о чём хочется рассказать:

1. Постепенно приходят новенькие. В мои классы пока пришли только двое братьев - один в 7, а другой в 9 класс. Ещё приходили на пробный день две подружки-восьмиклассницы, надеюсь, они после Нового года тоже переведутся к нам. В основном приходят дети в начальную школу и - меньше, чем в началку, но больше, чем в старшую - в 5-6 классы.

Дети в школе разные. Есть те, у кого проблемы со здоровьем. Есть те, кто ушёл из обычной школы из-за психологического дискомфорта различной этиологии. Есть спортсмены, у которых жёсткий график тренировок, и не каждая школа готова с ним считаться. Объединяет их одно: они разговаривают. Бывают новенькие, которые вообще молчат - сильно травмированы психологически, - так вот даже такие дети раскрепощаются быстро, и заметно это всем окружающим.

Ученики не боятся учителей. Меня в коридоре ловят незнакомые дети из началки и задают вопросы самых разных типов - от "я не могу найти свой рюкзак, что делать?" до "а вы видели Петю/Аню/etc?". Одна из любимая игра учеников началки - прятки, и в этом процессе задействованы все доступные места, включая подстолье в моем рабочем кабинете.

Каждый день в разных местах можно встретить компанию из учителей и учеников, обсуждающих что-нибудь интересное - настройку укулеле, типы облаков, песни, ПДД, этимологию какого-то слова... Всё это происходит весело и непринуждённо, а главное - в этом процессе нет разделения на "авторитарных взрослых" и "кивающих болванчиков", общаются просто люди с разным жизненным опытом.


2. У учеников обычно есть собственная жизненная позиция. Пусть различной степени сформированности, но есть. Со старшими (10-11 класс) я мало общаюсь, седьмой - ещё хотят побыть детьми, а вот 8-9 рассуждают о будущем, прикидывают варианты его построения, имеют в голове какую-то картину мира и обсуждают её.

Конечно, большинство из них ещё не решили, что делать дальше - учиться в вузе или колледже, если учиться - то в каком именно заведении, по какой специальности и т.д.. Но в целом настрой такой: "в школе мне дают знания из разных областей, и надо бы нормально в них разобраться, чтобы, с одной стороны, понять, чего я хочу, а с другой - чтобы потом можно было этими знаниями пользоваться". Да, 7 класс часто стонет - "ооой, ну зачем нам эта матемааааатикаааа" - но всё равно хоть что-то да делает. Мы с другими учителями сошлись на том, что это подростковый кризис. И проявляется он почти на всех уроках.


3. Ученики, хоть как-то заинтересованные (см. предыдущий пункт) - работают. Выполняют домашние задания, задают вопросы, пишут мне в соцсетях, если что-то не получается. Вообще, у меня принцип - я задаю немного домашки, какие-то ключевые типовые задачи по теме, но прошу решать самостоятельно. Если не получается - смотри в классную работу. Если всё ещё не получается - зови на помощь одноклассника. Если не получилось - пиши мне. В крайнем случае смотри ГДЗ, но помни, что там часто ход решения абсолютно алогичен, и в итоге пострадаешь ты, так и не разобравшись, что к чему. Если так и не сложилось - спроси на уроке, разберём. В целом схема работает, хотя седьмой класс, конечно, выбивается - им лееееень, они ууустааааюююют оооочееееень, и вообще у них тренировки (у троих из пяти), погода мерзкая и жизнь боль. Думаю, что это пройдёт:)


4. Нет никаких диких планов-графиков и рабочих программ. Учебники учитель выбирает сам. Порядок изложения материала - тоже. Никто никого никуда не гонит. Да, конечно, дети сдают аттестацию в конце года, но обычно её результаты никого особо не волнуют. Главное - чтобы ребёнок получил реальные знания, применимые в жизни.

Я, например, в 7 классе рассказываю про иррациональные числа, степень с отрицательным показателем и корни, в 8-м - про производную и интеграл, в 9-м - про решение неравенств степени выше второй и т.д.. Обычно дети радуются, когда видят перспективу и понимают, как связаны между собой различные этапы изучения одной макротемы.


Думаю, что частных школ будет становиться всё больше. Мне также симпатичен формат найма родителями учителей (или репетиторов - тут как хотите, так и называйте) для группы детей. Вариант полусемейного обучения, почти не связанный рамками требований системы образования. Только бывает трудно такую группу родителей-единомышленников собрать, но всё равно реально! И, как мне кажется, очень эффективно.


Для подписчиков: не знаю, куда меня занесёт дальше. Давно хочу куда-нибудь выкладывать свои "методические наработки" (с одной стороны, это на самом деле так называется, но с другой - меня подташнивает от всех официальных словосочетаний системы образования) - возможно, буду размещать их именно здесь.

Если хотите почитать моё мнение по какому-либо вопросу - заявки принимаются. Но в любом случае писать я буду о том, что меня как минимум интересует.