Личная эволюции или программа развития человека (1)

Личная эволюции или программа развития человека (1) Психотерапия, Психологическая помощь, Талант, Кризис среднего возраста, Развитие, Длиннопост

Мои посты в последнее время гарантированно минусуют. Причем, сразу же после публикации, буквально в первые минуты. Подозреваю, что то делают мои подписчики, которые подписались только ради этого, а именно - нагадить. Прекрасно понимаю такую позицию, расцениваю это как душевную ущербность: когда сам ни на что не способен - хотя бы минус кому поставить - и то дело.


Тех же подписчиков, которым искренне интересно то, что я пишу, попрошу - уж извините меня за эту просьбу, а то меня "доброжелатели" утопят в минусах -- поддержите меня плюсами и комментариями.

И спасибо вам за интерес к моим темам.

_______________________



В последнее время попалось несколько топиков про то, как люди борются со своими демонами. Да и в своей проф деятельности буквально только что поработал с этой темой. Поэтому хочу поделиться опытом, который может помочь тем, кого эти демоны одолевают.


Все не так, ребята! (1)


Человек достаточно хорошо изучил эволюцию вообще от времен зарождения жизни до настоящего времени. По крайней мере, так утверждают настоящие ученые, которые нам детально готовы рассказать от том, как жили мамонты, чем на завтрак питались динозавры и что обсуждали птеродактили во время просмотра вечерних новостей.


Также нам старательно, особенно в последнее время, рассказывают о грядущей эволюции — о грядущем цифровом бессмертии, о нейроинтерфейсах, через которые нас подключат уже в ближайшее время (не говорят только, к чему подключат), о счастье личностной интеграции в творческие цифровые команды и т.д.


Но здесь намечается существенный пробел: куча умных людей готовы посоветовать, порекомендовать, настойчиво направить и даже (об этом прямо не говориться, но постоянно подразумевается) заставить идти неразумных к счастливой жизни. Но стоит посмотреть на этих направителей, как становится ясен уровень их компетентности в том, куда и кого они направляют. Ожирение уже 25-30 лет, испорченное зрение и выбитые (потерянные) зубы, сутулость и деградация моторики, неопрятность во всем, начиная с кошмара на голове и заканчивая в картавой речи, путаность и догматичность мышления.

Да эти люди — образцы проблем!


Нас же интересует личная эволюция человека как есть, без всех этих дурных благожелателей превращения человека в киборгов.


Все не так, ребята! (2)


Когда в жизни мы встречаемся с этой программой развития? Со своей личной эволюцией?

Когда накапливаются отложенные задачи собственного развития собственной личности. Нерешенные задачи реализуются в личностный или профессиональный кризис. Самым известным из таких кризисов является так называемый кризис среднего возраста.


Переживает его каждый, разный только масштаб, степень дискомфорта и длительность. Но есть и общие черты: это непонятный и чаще всего неожиданный внутренний диссонанс вплоть до эпизодической или длительной деперсонализации и дереализации, это неприятный, довлеющий, угнетающий внутренний диалог, это потеря ценности достигнутого (и даже ценности своей жизни), это невозможность внятно кому-то объяснить, что с тобой происходит (потому что кажется, что эта запредельная неадекватность происходит только с тобой и только у тебя), это непонимание окружающих — и полная неопределённость в том, что надо делать.


Нюансов, на самом деле, больше, но основные черты этого кризиса именно в возникновении из ниоткуда личного инферно, нередко — на фоне полного или относительного внешнего благополучия. То есть, внешних причин для такого состояния и таких переживаний нет, есть только поводы. Но какая-то пружинка внутри запускает внутренний насос, который качает и качает самый негативный негатив из какого-то подпространства.

Разрешить этот кризис обычными средствами не получается, да и не получится — людей и специалистов, компетентных в этом процессе можно пересчитать по пальцам, а встретить в жизни вообще крайняя редкость.


А так как я в этом вопросе немного разбираюсь, то позвольте вам про него немного рассказать. Возможно, в сложные минуты вашей жизни вы вспомните про этот текст и вам станет проще. Возможно, вы сможете кому-то помощь выйти из личного ада. Возможно подготовите хотя бы своих детей к грядущему и неизбежному в их жизни.

Потому что все проходит — и это пройдет. Важно, чтобы, уж если человек окунается в личное инферно, то хотя бы с пользой и конструктивным опытом для дальнейшей жизни.


Талант и технология (1)


Чтобы не быть голословным, я сразу отошлю вас к авторам, которые на эту тему написали самую корректную и полноценную версию (на мой взгляд, конечно). Публиковалась эта работа в теперь уже канувшем в Лету журнале «Студенческий меридиан» с 1987 по 1995 гг. и называлась «О мальчике, который умел летать или путь к свободе…» Авторы — Игорь Акимов и Виктор Клименко — рассматривали талант в его становлении, рассказывали, как он проявляется и как его сберечь, в идеале – развить. И одной из подтем той работы было как раз и развитие таланта во времени.


Первая публикация продолжилась целой серией статей (впоследствии — главами книги), которые были закончены в 1993 году главой «Как вырваться из колеи» (печаталась частями в 1991 №№11-12, в 1992 №09, в 1993 №№ 01-05).

Что произошло дальше с авторами и концепцией, не вполне ясно. Известно только, что, написав эту главу, авторы прекратили совместную работу. В 1994-95 годах «Студенческий меридиан» напечатает еще две главы со следующим предисловием:

«Дорогие читатели! Наши уважаемые авторы Игорь Акимов и Виктор Клименко, к сожалению, не смогли нам пока представить прямое продолжение своего повествования — исследования. У них есть на то довольно веские причины: Виктор Васильевич Клименко срочно готовит к изданию свой трёхтомник педагогических произведений, а Игорь Алексеевич завершает работу над не менее важной рукописью, которую он обещал «Ст. М.». К счастью, в нашем редакционном портфеле хранились главы «Мальчика» из другой части книги. Одну из них мы и начинаем печатать.» Редакция «Ст. М.», 1994 №1


По этим главам становится очевидно, что работа писалась вживую и дорабатывалась «на ходу». Но почему совместная работа прекратилась и почему не последовало продолжения — никаких сведений на эту тему нет.

Сама работа включает в себя около 300 страниц текста.

Также была выпущен 1-ый том переработанной версии с обещанием, что еще будет 6 томов. Но и это обещание не было выполнено.

Да и сами авторы на фоне активных и разрушительных общественно-политических событий затерялись.


Выводы, которые можно сделать из имеющихся сведений, работ и публикаций, следующие:

1. Работа собственно по технологии таланта остановлена в 1994 году по ряду неизвестных причин;

2. Работа в рамках технологии таланта была не завершена;

3. Последующие публикации по отдельности как И.Акимова, так и В.Клименко по уровню значительно отстают от той работы, которая печаталась в «Студенческом меридиане»;

4. Продолжения у этой остановленной работы нет.

Технология таланта трудом энтузиастов появилась в интернете в виде нескольких версий и в свободном доступе, где вы ее может пока найти.


Талант: что это такое?


Чтобы подойти к программе развития, нам нужно определиться с ключевым понятием технологии таланта, а именно, что такое талант.

Точнее, кто такой талант?


Вот определение авторов:

Талант — это человек, оригинально решающий известные задачи.


Расшифруем:

Талант — сам человек целиком, а не какое-то отдельное качество или способность.

Талант — человек действующий.

Пока человек ничего не делает, например, лежит на диване, нельзя сказать, талантлив он или нет!

Когда он действует, то может действовать только оригинально — то есть не так, как все, а так, как может только он.

Его оригинальность никогда не вопреки по принципу «что бы этакое сотворить» (поэтому пресловутые перфомансы и инсталяции, так любимые «творческой» богемой, к таланту не имеют никакого отношения).

Оригинальность таланта просто выражение его личности в работе.

Чем меньше его «дар», тем более похоже и предсказуемо его творчество в рамках типа личности.

Чем выше его уровень развития — тем он самобытнее.


Под задачей мы подразумеваем действие по преодолению неизвестного.

То есть решение того, что пока не решил никто! Хотя задача уже (может быть) известна и обозначена, но:

• Все ходили мимо двери (задачи), все знали, что она есть, что ее надо открыть (решить), но только талант находит к ней ключик.

• При этом, чем оригинальней решена задача, тем проще ее решение для восприятия других людей, и поэтому на такие решения говорят: «да это же очевидно!», «это же всем понятно!»

• Теперь, когда задача решена, ее решение действительно очевидное и простое.

• И к результатам решений задач мы быстро привыкаем, они становятся повседневностью, составляя то явление, которое мы обозначаем как «качество жизни».


Результатом действия таланта всегда является продукт, то есть то новое, которого до него не было.

Этот продукт может быть выражен в следующих вариантах (примерный список):

1. Улучшение существующего продукта (рационализация);

2. Новый продукт (изобретение) в виде:

• Новая функция (класс функций);

• Нового предмета (класса предметов);

• Новая технология;

• Новая мысль (идея);

• Новые ценности;

• Новый смысл.


Авторы утверждали (и я с ними солидарен):

Быть талантом – природная норма!

Все изначально талантливы, а в детстве являются одаренными детьми.

Не быть талантом — это отклонение от природы человека, выход за границы нормы.


Но, если мы посмотрим вокруг, то мы увидим людей каких угодно, но не талантливых, и уж тем более не гениальных. А если мы посмотрим в телевизор или в интернет, то и там людей, которые что-то из себя представляют, также немного.


Куда ж подевались все эти одаренные дети?


Что с ними случилось, пока они вырастали и в кого они превратились, повзрослев?


Обычная трагедия взрослого человека (1)


По прикидкам авторов технологии таланта, талантливых людей всего 1%.


19-20% — это имитаторы, потребители, любители личного комфорта (который может быть очень экзотичен и своеобразен), любители и потребители всяческих удовольствий. Здесь почти вся наше «творческая» богема и пару слов о них я еще напишу.


Остальные 79-80% — люди с остановленным развитием. Кого-то остановили в детстве, кого-то в юности, кого-то сдался уже во взрослом состоянии. Всех их объединяет то, что живут они по шаблонам, по простым программам, не осознав или потеряв свою идентичность, плывут по течению. Именно они составляют так любимый современными политиками электорат, так как легко поддаются манипулированию. Сегодня им сказали, что надо голосовать за «нашу конституцию», вчера им приказали «прятаться от ковида», позавчера — что «украинцы нам не братья», а чуть ранее — «голосуй сердцем, а то проиграешь». Неважно, на чьей они стороне, неважно, какой «выбор они сделали» — поведение их предсказуемо и направляемо. Они как раз и составляют ту массу, про которую сказки по эмоциональный интеллект — чистая правда, потому что собственных мыслей почти что нет, а реагируют и принимают решения почти всегда эмоционально.


Они не дураки — многие обладают высокой компетентностью в своей специальности и их заслуженно ценят за их работу. Но за рамками их компетентности питекантроп социально мудрее, чем они. И еще их по жизни всегда преследует их самая главная их жизненная боль – нереализованность.


Обычная трагедия взрослого человека (2)


В жизни можно реально опереться только на то, что сам сделал, сотворил своими руками и интеллектом, достиг своим трудом. Именно этот комплекс деяний составляет и стержень личности, чувствуя который, мы можем сказать, что перед нами личность, Человек. И если этого стержня нет, то, как бы ни был приятен и обходителен субъект перед нами, то мы морщимся и говорим «приятный, но бесхребетный», «пустой человек».


Наши деяния — это не только наш стержень личности, это и основа нашей устойчивой самооценки, нашей уверенности в себе. Не той показной, накачанной тренингами или техниками, или алкоголем, а настоящей, всамделишной уверенности, реальной опоры в нашей жизни.


И вот такой уверенностью обладают как естественным своим качеством только таланты.


Поэтому еще несколько слов об этом понятии.


Если вы заметили, то в определении таланта нет профессии. И это очень мудро. Ведь талант решает любую задачу оригинально, быстро, качественно и даже красиво не для внешнего эффекта, а потому что его прет от его деятельности, от того, что он совершает. Поэтому фальшивое название «творческие профессии» теперь нас не должно обманывать, талант может быть в любой профессии. Талантливый сантехник отремонтирует кран на года, жулик отремонтирует так, чтобы ходить к вам каждую неделю и получать очередную мзду. Талантливый электрик проложит проводку не только правильно, как положено по СНиПам и другим регламентам, но и так, что это будет красиво и удобно для смежников. Талантливый инженер сконструирует удобный и долговечный инструмент, строитель — построит дом, в котором комфортно будут жить поколения… и т.д.


Обычная трагедия взрослого человека (3)


А что же у нас производят те, кто принадлежит к творческим профессиям?

Вот здесь мы подходим к главной трагедии — по-другому и не скажешь — артистов и прочих (журналистов, ведущих ток-шоу, пропогандонов и т.д.). Они не создают ничего. Совсем. В их деятельности нет продукта. Только у лучших из лучших получается будить мысль, остальные — просто живые трансляторы чужих образов, схем и — лжи.


После спектакля мы не может взять «инструмент» и применить его в своей жизни, потому что вместо инструмента — образы и впечатления. Но и впечатления создают тоже не артисты, а прежде всего, сценарист и режиссер. А артисты только исполняют прописанные роли.


Вот она и трагедия. Они шли в артисты творить (давайте возьмем тех, кто по-настоящему шел в артисты, а не тех, кто шел за славой, бабками и поклонниками), годами тренируются, оттачивают пластику, эмоции, выразительность — но творят, творят, творят — и ничего не останется. Так не может функционировать нормальная психика – нет достижений – не на что опереться. Каждый их акт «творчества» оканчивается пустотой. И творят они, к тому же, чужие жизни, не живя своей.


Всем известны трагические судьбы известных артистов. И известность есть, и влияние, и популярность — а они спиваются, ведут разгульную жизнь, как будто хотят заглушить какую-то адскую боль, переходят на наркотики и многие рано умирают.


И еще странное свойство — играя положительных персонажей (так сложилось), они мечтают сыграть какого-нибудь негодяя. Неправда ли странно? Это все равно, как если бы ваш хороший друг, потому что жизнь скучная и однообразная, в очередную вашу встречу вдруг вас огрел по голове, а потом изощрённо пытал часа четыре, играя в какого-то чикатилу, а потом так задумчиво посмотрел на небо, развязал вас, вытер вам слезы, перевязал вам изувеченные пальцы, нежно обнял вас за перебитые ребра и сказал бы: «Как замечательно мы сегодня развлеклись.» И вы после этого, как ни в чем ни бывало, продолжаете дальше дружить…


А для артиста убедительно сыграть негодяя — достижение, чуть ли не подвиг.


И, постоянно играя чужую жизнь, такие артисты все дальше и дальше отдаляются от той идеи, с которой шли в профессию — и первое, что у них страдает, уменьшается, а потом и просто исчезает — это совесть. Уж современные бессовестные, безнравственные поступки знаменитостей, звезд и звездулек у всех на слуху. И теперь «и вашим и нашим за три копейки спляшем» — норма. Эпатаж — наше все, если нет ничего за душой, если уже невозможно даже изобразить что-то прекрасное, то остаётся удивлять только мерзостью.


Настоящие артисты, конечно же, талантливы, но, как и в любой профессии, их совсем немного — около 1%. А остальные — массовка, которые отличаются только по типажу, пластичности и всеядности. Да, и еще по степени безнравственности.


В чем социальная функция культуры и искусства? Чтобы будить «души прекрасные порывы». Чтобы давать образцы нравственности, доброты, красоты, эстетичности, справедливости, чести. Ну и где это в современной массовой культуре?

Только у единиц.


Обычная трагедия взрослого человека (4)


Вот и очередной вывод: если каждый — талант, то нет никаких «творческих способностей» и нет никаких «творческих профессий».

Понятие «творческих способностей» — свидетельство некомпетентности людей, которые об этом говорят.


Понятие «творческих профессий» — свидетельство профессионального заговора людей, который не создают никакого общественно полезного продукта в виде предметов, технологий, идей, моделей и смыслов, а являются трансляторами чужих идей, смыслов и настроений. И готовы транслировать что угодно за небольшую мзду.

Им нужно скрыть свой, по сути, паразитический образ жизни за красивыми рассказами о муках творчества.


Закончим с артистами. Я привел их в пример (конечно же утрированно, может быть где-то и гротескно) только с одной целью — показать, что за красивым названием может быть несоответствующее содержание. Самоназвание «творческие профессии» претендует на избранность, исключительность, божественность и недосягаемость, но мы то видим какие они в жизни.


Обычная трагедия взрослого человека (5)


Итак, талант во взрослом состоянии и одаренность в детстве — это природная норма. Норма, которую многие не достигают. И живут со своей нереализованностью, которая подтачивает их изнутри, и периодически прорывается в кризисы. Когда вам кажется в очередной раз, что вы живете какой-то не своей жизнью, что надо жить по-другому – вот это самое и оно. Потом вы отмахиваетесь от этих странных мыслей, живете по-прежнему, а это означает, что кризис неизбежен.


И, чтобы разобраться с кризисом, нам придётся «плясать от печки», то есть начать с самого начала.


С рождения.


Личная эволюция (1)


Опустим период до беременности, саму беременность. Предположим, что здесь все нормально, то есть, родители любят друг друга, здоровы и в хорошем состоянии оба, беременность протекала без осложнений и т.д.

С момента появления на свет новорожденный оказывается в энергетической пустоте: он ведь не имеет не только критичности, психомоторики, но и оперативного энергопотенциала.

Родившись, он парализован этой пустотой: чтобы вывести его из этого состояния — нужно разрушить ощущение пустоты.

Как?

Акушерка шлепает новорожденного по попке (если сам не начал дышать и двигаться).

Шлепок вызывает боль.

Боль рождает отрицательные эмоции, для погашения которых нужен оперативный энергопотенциал.

Где его взять? — двигаться! И тогда движения, генерируя оперативный энергопотенциал, гасят отрицательные эмоции и запускают пока еще незрелый эпк.

Движение — это жизнь. С этого момента движение будит одни из основных генераторов жизненной энергии на всю оставшуюся жизнь.

И стоит хотя бы коротко расшифровать эту аббревиатуру, которая была в предыдущем абзаце — эпк.

Желающие могут обратиться к первоисточнику, там все подробно и доступно изложено, я же распишу кратко.


Талант и технология (2)


Целостность человека авторы «Технологии Таланта», Игорь Акимов и Виктор Клименко, описывают через понятие эпк: энергопотенциал-психомоторика-критичность.

Эпк = это три стороны одной неразрывной целостности.

Энергопотенциал — это жизненная сила.

Она материальна, измерима и направлена. Энергопотенциал — одновременно заряд и процесс. Он с одинаковым успехом он участвует в энтропийном и антиэнтропийном процессах.

Психомоторика — это одухотворенная машина, которую движет наша жизненная сила (энергопотенциал). Сущность психомоторики — это неразрывность мысли и движения, которые слиты в действии.

Критичность — это способность видеть в очевидном истинное. Это проводник к истине, глаза таланта. Критичность называет наши отношения с гармонией.

Психомоторика обеспечивает механизм целостности, энергопотенциал — ее движение, критичность — способность видеть задачу.

Триада эпк неразрывна. Энергопотенциал находится в постоянном изменении, которое упорядочивается психомоторикой и отмеряется критичностью.

Триада эпк текуча. В каждый следующий миг соотношение ее составляющих иное, чем в предыдущий. Разные по природе, они дополняют друг друга, а если надо — компенсируют.


Личная эволюция (2)


Оперативный энергопотенциал развивается по закону золотого сечения, выраженного через числовой ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144...

При нормальном зачатии, беременности, рождении и развитии оперативный энергопотенциал проходит следующие точки:

1 (1,17), 2 (1,89), 3 (3,06), 5 (4,95), 8 (8,02), 13 (12,98), 21 (21,00),

34 (33,99), 55, 89, 144, 233 (232,99)...


Все эти цифры отражают возрастные рубежи, когда с человеком что-то происходит существенное. Здесь в скобках более точные значения, но в жизни изменения не происходят одномоментно, чаще всего они занимают какой-то период.


Коротко обозначим эти рубежи


К одному году меняется способ познания мира.


В два года – человек осваивает речь на уровне понимания и реагирования.


В три года включается самость (по-другому – включается личность) и речь становится инструментом взаимодействия и воздействия.


С трех до пяти происходит первичная социализация.


С пяти до восьми продолжается возраст граций, расцвет психомоторики, когда мышление и движения близки к эталону.


В восемь лет – включается критичность и начинается отбор материала для построения своей картины мира, которая соберется в 13 лет.


Итак, в 13 лет формируется своя картина мира. И с 13 до 21— своя картина мира развивается, конкретизируется и детализируется.


И в 21год наступает первая переоценка в жизни, цель которой — подтверждение правильности выбранного жизненного пути.


С 21 до 34 — картина мира накладывается на жизненный путь, человек развивается, прежде всего, как профессионал.


В 34 наступает новая переоценка, довольно сложная, когда мы возвращаемся к той картине мира, которую себе задумали в 13 и оцениваем – а что мы с ней совершили (или натворили).


С 34 до 55 период новой социализация, когда просто быть профессионалом, специалистом мало, хочется быть социально значимым, что-то и для людей сделать.


А в 55 — следующая переоценка достигнутого. И возникает желание свой опыт жизненный передать и переосмыслить.


И с 55 до 89 — тот период, когда все вторичное, социальное, становится все менее значимым, человек возвращается к природе, тем или иным путем – а пути могут быть очень разные.


Когда наступает тот или иной возраст, в человеке, или с человеком происходят существенные изменения независимо от его желания или готовности.

Естественно не в один миг, наступил, например, 21 год, и что-то случилось, а всегда есть люфт, небольшой запас времени.

Но, тем не менее, важно, чтобы все запланированное в нашей с вами программе развития происходило вовремя.


И последнее на сегодня. Программу развития реализует подсознание. Именно поэтому для нашего сознания так неожиданно начинается наш следующий, новый этап развития, к которому мы нередко не успеваем подготовиться.


Подсознание постоянно посылает нам сигналы о грядущих изменениях, но большинство людей не научены их воспринимать. И, если мы эти сигналы не распознали, если мы их игнорировали, если мы думали, что нас это не касается, то подсознание не станет это учитывать, а просто включает рубильник.


А нам остается только адаптироваться.



Для тех, кому интересна тема подсознания


Гипноз, манипуляция и волшебство (1)

Гипноз, манипуляция и волшебство (2)

Гипноз, манипуляция и волшебство (3)

Гипноз, манипуляция и волшебство (4)

Гипноз, манипуляция и волшебство (5)

Гипноз, манипуляция и волшебство (6)

Гипноз, манипуляция и волшебство (7)

Гипноз, манипуляция и волшебство (8)


Продолжение следует…