LeTour – Кто во что горазд

На первый взгляд может показаться, шоссейные велогонки довольно однообразны. Ну что там, сидишь себе на велике, крутишь педали много часов... Но давайте подумаем логически, С чем приходится сталкиваться спортсменам на трассах? Каждый, кто ездил на велосипеде помнит, нет ничего противнее, чем ехать в гору. И организаторы гонок прекрасно это знают. Тут тебе и высоченные перевалы Альп, и бесчисленные небольшие холмы Бельгии, и бескрайние равнины Прованса – отсутствие рельефа иногда тоже может стать проблемой.

LeTour – Кто во что горазд Letour, Велоспорт, Тур де Франс, Гонки, Спорт, Профессионализм, Велосипед, Ликбез, Длиннопост

Если есть рельеф, значит есть и те, кто отлично умеет с ним справляться первая в нашем списке, и, наверное, самая звездная категория гонщиков – горняки. Именно им достаётся слава покорителей легендарных перевалов гранд-туров, а часто они выигрывают и всю многодневку: уж очень много можно "бросить" в горах тем, кто не так расположен к езде по высоким перевалам. 

LeTour – Кто во что горазд Letour, Велоспорт, Тур де Франс, Гонки, Спорт, Профессионализм, Велосипед, Ликбез, Длиннопост

Что нужно, чтобы легко забираться в гору? Бессердечная гравитация тянет вниз, так что придётся уменьшать массу. Про горняков часто говорят "веса пера" и это сущая правда, чаще всего, они небольшого роста и тощие даже по меркам велоспорта. Для примера, на фото ниже: испанский капитан российской команды "Катюща", горняк от бога Хоакин Родригез – 59 кг веса при росте 169 см, амбалом не назовешь...

LeTour – Кто во что горазд Letour, Велоспорт, Тур де Франс, Гонки, Спорт, Профессионализм, Велосипед, Ликбез, Длиннопост

К несчастью, если спуститься с гор на равнины плюсы такого телосложения сразу оборачиваются минусами – там гуляют сильные ветра, и горняков в бескрайних полях банально сдувает, не хватает уже сил, чтобы быстро ехать в таких условиях. Здесь их прикрывают и сажают на колесо куда более крепкие парни. Так сложилось, что гонки с раздельным стартом обычно устраивают на равнине, именно поэтому таких ребят называют раздельщиками, уж очень классно они там едут. На длинных равнинных участках нужны мускулы и выносливость, так что если ты большой и сильный – тебе сюда. В доказательство, экс-чемпион мира в разделке, Тони Мартин (186 см при 75 кг).

LeTour – Кто во что горазд Letour, Велоспорт, Тур де Франс, Гонки, Спорт, Профессионализм, Велосипед, Ликбез, Длиннопост

Но не переживайте, судьба раздельщиков не только в том, чтобы возить горняков по продуваемым полям и кататься на космических велосипедах. Так получается. что многие однодневки выигрываются отрывом, когда один гонщик отъезжает от группы и догнать его не удается до самого финиша. Вот тут-то и пригождается талант противостоять ветру в одиночку. Ниже выдающийся раздельщик Фабиан Канчеллара идёт к своей победе на легендарной однодневке Париж-Рубэ 2010.

LeTour – Кто во что горазд Letour, Велоспорт, Тур де Франс, Гонки, Спорт, Профессионализм, Велосипед, Ликбез, Длиннопост

В то же самое время, если ехать толпой, кто-то более хитрый и менее выносливый, скорее всего спрячется за спиной. Это – спринтеры. Они тяжелее горняков, да и выносливости, которой могут похвастаться раздельщики им не хватает, зато "взрывная" скорость на коротких кусках у них что надо. Если они доберутся до последних ста метров, пиши пропало – порвут любого. К несчастью, в горах спринтеры плетутся в самом хвосте, мечтая не поймать слишком большое отставание и не получить дисквалификацию.

LeTour – Кто во что горазд Letour, Велоспорт, Тур де Франс, Гонки, Спорт, Профессионализм, Велосипед, Ликбез, Длиннопост

Это всё узкие специалисты, а что если на дистанции нет высоких гор, или плоских как стол равнин, спросите вы. Если гонка проходит по холмистой местности на сцену выходят универсалы или как их ещё называют однодневщики. Однодневщики потому, что большая часть трасс классических однодневок выглядит именно так: узкие извилистые дороги, частокол небольших холмов и, возможно, немного брусчкатки. Для горняков подъемы маловаты, для спринтеров высоковаты... В общем, стихия однодневщиков то, что не подходит чистым специалистам – настоящий хаос. К тому же нынче организаторы гранд-туров, для зрелищности, добавляют туда все больше этапов подходящих для однодневщиков, зрители знаете ли, любят хаос.

LeTour – Кто во что горазд Letour, Велоспорт, Тур де Франс, Гонки, Спорт, Профессионализм, Велосипед, Ликбез, Длиннопост

Разумным вопросом будет, так кто же всё таки выигрывает супер-многодневки, лёгкие горняки или выносливые раздельщики? Сложно сказать... Да гранд-туры решаются в горах, но если ты плох в разделке, то тоже безнадежно отстанешь. Так что, ты должен быть в числе первых каждый день, все три недели, ведь выигрывать сложно, а вот проиграть тур можно в один день. И вот, именно такими супер-выносливыми универсалами и являются многодневщики или генеральщики (он борются за генеральную классификацию многодневных гонок). Чаще всего такими становятся самые выносливые горовосходители, подтянувшие разделку. Хотя бывает и иначе, к примеру, победитель Тур де Франс 2012 Бредли Уиггинс изначально был, талантливым раздельщиком, но, ради победы на Большой петле, усох и научился держаться за маленькими, легкими горняками.

LeTour – Кто во что горазд Letour, Велоспорт, Тур де Франс, Гонки, Спорт, Профессионализм, Велосипед, Ликбез, Длиннопост

Стабильность, стабильность и ещё раз стабильность – девиз многодневщиков, бывали даже случаи, когда победители гранд-туров не выигрывали ни одного этапа, просто держались как можно ближе к лидерам. Ведь если ты атаковал сегодня, это может больно аукнуться тебе завтра. А если вдруг сил не хватает, то на помощь приходят грегари, или доместики (от фр. domestique – слуга), верные помощники капитанов команд. Это невидимые бойцы велоспорта, они прикрывают капитанов от ветров, вытаскивают их в голову пелотона, подвозят еду и воду из машин сопровождения. 

LeTour – Кто во что горазд Letour, Велоспорт, Тур де Франс, Гонки, Спорт, Профессионализм, Велосипед, Ликбез, Длиннопост

Строго говоря, грегари это не совсем специализация, а, скорее, место в иерархии команды: очень мало людей становятся капитанами только придя в профессионалы. На самом деле, каждый из нынешних супер-звезд когда-то возил на колесе капитана своей команды. Хотя, есть и те, кто посвящает всю свою карьеру победам других и достигают больших успехов в этом альтруистичном ремесле. Часто случается, что, когда капитан переходит в другую команду, такие верные помощники идут за ним. Ведь только настоящий друг во время гонки отдаст свой велосипед, взамен твоего сломавшегося, а сам останется ждать на обочине затерявшуюся в караване техничку.

LeTour – Кто во что горазд Letour, Велоспорт, Тур де Франс, Гонки, Спорт, Профессионализм, Велосипед, Ликбез, Длиннопост

Конечно, должность капитана или грегари в команде не постоянна. Если на многодневке в составе команды есть и генеральщик и талантливый спринтер, на равнинных этапах грегари будут защищать обоих и к финишу "развезут" спринтера. Правда в горах его бросят не задумываясь, на генеральную классификацию он не претендует. А если команда выступает на однодневке, то и капитаном, скорее всего, будет самый надежный классик.

К тому же, нередко, спортсмены меняют свою специализацию с течением времени, кто-то ради исполнения большой мечты, как уже упоминавшийся Бредли Уиггинс, а кто-то просто следует за возрастными изменениями своего организма. Так, например, бывший лучшим спринтером Тур де Франс словак Петер Саган сейчас уже прямо говорит о том, что стал скорее однодневщиком.

LeTour – Кто во что горазд Letour, Велоспорт, Тур де Франс, Гонки, Спорт, Профессионализм, Велосипед, Ликбез, Длиннопост

Немного Сагана на десерт, вот уж кто точно главный шоумен пелотона.

А дальше, обещаю рассказать о приближающихся главных однодневках и интересных мелочах мира велоспорта.

Спасибо за ваше внимание к сему маленькому опусу, и до новых встреч.